Курганские автобусные войны. Кто прав?

Я каждый день езжу на автобусах: с работы, на работу, по делам. Практически каждый день я сталкиваюсь с конфликтами и непониманием между экипажем автобуса и пассажирами.

Самой распространенной проблемой, с которой сталкиваются пассажиры – это пропуск остановок. Причем не по вине самих пассажиров – мол, задумался, засмотрелся в окно и забыл выйти. Водитель сам проезжает не очень популярную среди населения остановку. Классическая схема развития действий такая:

1. Кондуктор на подъезде к остановке спрашивает: «Там-то там-то выходят?»

2. Кто-то кричит: «Я выхожу» и ломится к дверям.

3. Если же никто не откликнулся, то остановку проезжают.

4. Какой-нибудь взбешенный мужчина орет: «Куда ты, ***, поехал, не видишь, я возле дверей стою!!!*

5. И в этот раз действительно громко кондуктор орет: «Я десять раз спросила, вы молчите!!!»

Вот что интересно, в такой ситуации, либо сам пострадавший, которому предстоит переться пешком виноват, что не орал на весь салон, что ему нужно выйти, либо экипаж. Кто-то в такой ситуации, как правило, кричит: «Вы обязаны останавливаться на всех остановках». Кондуктор может огрызнуться: «Ниче мы вам не обязаны!» И будет совершенно не права. Потому что в Постановлении Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» как раз черным по белому написано, что обязаны:

Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию.

Почему же экипажи всех без исключения маршрутов так бессовестно игнорируют это правило? Это тоже не секрет. Как правило члены экипажа становятся заложниками системы, в которой работают и другого выхода у них просто нет. Мне удалось пообщаться с одним из водителей местных автобусов.

Меня самого ни разу не штрафовали, – пояснил мне в разговоре Андрей (имя молодого человека изменено – прим. авт.) – Но я знаю, что очень многих водителей штрафуют. Пассажиры жалуются в Транспортное управление очень часто и на все подряд, 90% всех жалоб – по несущественным причинам. Ну допустим, часто жалуются из-за пропуска остановок. Почему это происходит? Есть много факторов. Во-первых, в городе все же слишком много автобусов. И не только тех, которые ходят по идентичным маршрутам, но и самих машин. А некоторые перевозчики еще и самовольно добавляют автобусы, изменяя свое внутреннее расписание, при этом совершенно не считаясь с официальным. Во-вторых, после Нового года Транспортное управление сократило расписание маршрутов. Каким образом можно уложиться в него в час пик – никого не волнует. Я уже не говорю о том, что даже свой обеденный перерыв мы вынуждены тратить на заправку. А заправляются 70% всех автобусов метаном. Расписание обедов составлено настолько некорректно, что даже если ты буквально летишь на заправку, чтобы успеть первым, все равно ждешь в очереди минут 20, потом еще столько же заправляешься. Вот и весь обед. В-третьих, зарплата напрямую зависит от количество привезенных пассажиров. На популярных маршрутах зарплата колеблется от 30-35 тысяч, подавляющее большинство получает в районе 25. Оклад при этом минимальный. Из-за всего этого создаются условия невероятно жесткой конкуренции – водителям приходится договариваться, искать общий язык между собой, чтобы на дорогах не было беспредела. А так это все похоже на гонку в адских условиях, когда ты думаешь о том, как успеть по расписанию, о конкурентах, о своих водителях, которые могут тебя нагнать. Да и в среднем водитель за рулем за смену проводит 13-15 часов. И виноваты чаще всего в любых конфликтных ситуациях или нарушениях водители.

Андрей также поделился, что считает необходимым пересмотреть количество автобусов на маршрутах, расписание и оклады водителей. «С такими окладами и условиями ни о каком комфорте перевозок не может быть и речи», – подчеркнул молодой человек.

Кроме всего, в том же Постановлении помимо обязанностей экипажа, также указаны обязанности пассажиров. Но ведь курганцы знают только свои права. Думаете, что уступить место пассажиру с ребенком, беременной, инвалиду или пожилому человеку – это вежливость? Вообще-то, нет. Это обязательство пассажира. Про то, что уступать место женщинам, речи вообще не идет. Каждая женщина по дороге с работы с тяжелыми пакетами или сумками неоднократно видела сидения забитые спящими мужчинами. Ну тут уже ничего сказать нечего, хоть бы бабушкам уступали.

Еще один важны момент. Все знают, что распивать в салоне автобуса спиртные напитки – запрещено. Эта информация висит в каждом автобусе. За это можно получить штраф. Но мало кто знает, что пассажира имеют в полном право оштрафовать на 500 – 1500 руб. за вход в автобус в пьяном виде. Интересно, а многих ли штрафовали? Хотя стоило бы.

В итоге получается, что пассажиры не знают всех тонкостей работы экипажа «маршрутек», а водители и кондукторы вынуждены нарушать правила, чтобы иметь достойный заработок и чтобы сохранить порядок на дорогах. Как это должно регулироваться? Остается под вопросом. Как мне кажется, уж если и искать виноватых, то не среди пассажиров и экипажа.

Фото с сайта orel-transport

Анна Тетенёва/ автор статьи

Студентка Курганского государственного университета, журналист, совмещаю учебу и работу в Кургане.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: