Курганское уездное училище. Рассерженный инспектор

Курганское мужское уездное училище в разные годы его существования, приезжали ревизовать очень известные на тот момент личности:

«С 14 по 16 июля 1828 года в Кургане находился господин директор Тобольских училищ, Надворный Советник Иван Павлович Менделеев, производил испытания учащихся по всем учебным предметам. После испытаний,  осмотрел дом училища, капитальную библиотеку, училищный архив и казенное имущество».

8 ноября 1834 года в Курган прибыл генерал – майор Императорской свиты Александр Матвеевич Мусин – Пушкин. Ревизовал уездное училище. Испытывал учеников в Законе Божием, Российском землеописании, арифметике и других предметах. Замечаний сделано не было.

«16 марта 1837 года Его Превосходительство Господин Тобольский Гражданский Губернатор Христофор Христофорович Повало – Швейковский, прибыв в 12 часов пополудни в училище, изволил испытывать учеников приготовительного класса в чтении и кратком катехизисе, рассматривал прописи учеников и опыты в черчении, рисовании, спрашивал из Российского землеописания и Русской грамматики. Как ответами учеников, так и благоустройством училища Его Превосходительство остался доволен».

8 декабря 1857 года Курганское училище ревизовал Директор Тобольских училищ, коллежский советник Петр Павлович Ершов.

В 1900 году в Тобольской губернии были учреждены должности инспекторов народных училищ, которые подчинялись губернскому директору народных училищ.

В Государственном архиве Курганской области хранится подробный отчет о посещении Курганского мужского уездного училища в 1910 и 1911 годах инспектором народных училищ 2-го района Тобольской губернии Н. Осиповым, который в отличие от своих предшественников, работой училища остался крайне недоволен.

«Посетил 25 сентября, 18 декабря 1910 года и 22 февраля 1911 года Курганское 4-х классное городское училище, присмотревшись к внешкольной жизни учеников, я обнаружил следующие недостатки в деятельности Курганского 4-х классного городского училища:

  1. Ни один из учеников, толпившихся в раздевалке 18 декабря, не приветствовал меня никаким знаком.
  2. Тут же на диване, около вешалки для учительского платья сидели шесть учеников, а именно: Врублевский Адольф – 1 параллельный класс, Викторович Генрих – 3 класс, Крупович Иосиф – 1 параллельный класс, Ильин Александр – 1 основной класс, Ледовских Андрей – 1 основной класс и Иванов Николай – 2 параллельный класс. И ни один из них не встал даже тогда, когда я снял с себя тут же около них верхнее платье, и не поздоровался со мной.
  3. После уроков, когда я сходил по лестнице, на втором этаже на диване сидели четыре ученика, а именно: Осиповский Владимир, Ольхов Георгий, Патраков Василий и Архипов Александр, и ни один их этих учеников не встал и не поздоровался со мной, даже, когда я остановился против этих учеников, а один из них Архипов, когда я спросил его: из какого он отделения, отвечал мне на заданный мною вопрос, держа руки в карманах брюк.
  4. 25 сентября, посетив урок естествознания, я был поражен полному отсутствию дисциплины во время урока. Ученики занимались всем, чем хотели, а два ученика, сидевшие на первой парте против меня, положительно весь урок друг друга смешили. Когда я выходил из класса, то несколько учеников встали, большинство же учеников сидели и продолжали заниматься теми же делами, которые я имел возможность наблюдать во время урока. Тут же я спросил учителя: «Что же у Вас ученики встают, когда Вы выходите из класса? Он на это мне ответил: «Когда встают, когда – нет».
  5. 21 октября 1910 года в день Восшествия на престол Его Императорского Величества Государя Императора, ученики Курганского 4-х классного городского училища были приведены в церковь учителем Иваньшиным с опозданием и поставлены перед иконами.
  6. При встрече со мной на улице и в училище ученики Курганского городского училища не здороваются. За все время пребывания в Кургане со мной поздоровались только четыре ученика Курганского училища.
  7. Посетив урок арифметики в 4 классе 18 декабря 1910 года, я заметил, что из 25 учеников 4 – го класса одето по форме было только 9, остальные сидели без поясов, с расстегнутыми тужурками. Волосы у большинства учеников 4 класса чрезмерно длинны, длинны до неприличия.
  8. Решая задачи на правила % при помощи составления пропорций, ни один из 25 учеников 4 класса не дал верного определения.
  9. В журнале 4 класса по арифметике употребляется при постановке отметок знаки: – и =, а у Сокульского Владимира из отметок: 2-2-3, в среднем за четверть выведено 3-. Один из преподавателей ставит отметки: 3,5; 4,5 и т.д. У некоторых преподавателей есть знаки на месте отметок и просто точки, + и, наконец, по геометрии <.
  10. Ученик 4 класса Ловушкин Николай по геометрии не имеет ни одной отметки за ноябрь и декабрь, кроме знака – ? за 15 ноября. 29 ноября >, 13 декабря – ?, 17 декабря – /, В среднем было поставлено – 4. У Патракова Василия отметок по геометрии за ноябрь и декабрь: 17 декабря стоит только буква – «С», в среднем поставлено – 5.

Одними словами, разнообразие постановки баллов полное у одного и того же преподавателя, и, таким образом, такой важный документ, как классный журнал, будучи заполнен иероглифами, положительно становится непонятным для лица, непосвященного в тайны искажения общепринятой пятибалльной системы.

  1. В 3 классе 18 декабря по расписанию должен был быть урок Закона Божия, но Законоучитель отсутствовал. Ученики сидели без работы весь урок и, не смотря на мое присутствие в соседней комнате, кричали так сильно, что невозможно было слышать, что отвечают ученики 4 класса.
  2. Ученический оркестр под управлением преподавателя музыки г. Бейна 18 декабря стройно сыграл несколько пьес, но, к сожалению, из 20 учеников, изучающих игру на музыкальных инструментах, на уроке музыки присутствовало только 7.
  3. 22 февраля в классе мною было замечено, что в одном из окон оба стекла (наружнее и внутреннее) пробиты насквозь. В образовавшиеся отверстия дул сильный ветер: на третьей парте от окна невозможно было сидеть. А между тем, ученики сидели часы около самого отверстия. Полагаю, что в подобных случаях следует принимать решительные меры к устранению описанных безобразий во избежание простудных заболеваний среди учеников, вверенного Вам городского училища.
  4. Все училищное помещение содержится грязно.
  5. Сообщая о вышеизложенном, предлагаю Вам в ближайшее заседание педагогического Совета, вверенного Вам Курганского 4-х классного городского училища: выработать меры к поднятию совершенно упавшей дисциплины в училище, установить время прихода учеников в церковь, присутствия их при Богослужении. Ознакомить господ, членов педагогического Совета с параграфами 49, 56, 60, 68, 69, 72, 73-83 Инструкции для городских училищ. Заключение Педагогического Совета в 2-х экземплярах представить мне».

       Инспектор народных училищ 2-го района Тобольской губернии Н. Осипов. 17.03.1911 г.

Вот такая история. Продолжение следует.

 

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: