На память потомкам. Прощай, 501-я стройка

В России практически любой день это праздник! Хорошо это или плохо, вопрос вопросович. Впрочем, для некоторых это повод отметить, а для других задуматься.

30 октября в России в последние годы стал особым поводом в лентах новостей. И тут, как ни хочешь, но надо этот день вспомнить и отметить. Впрочем, кто-то 30 октября отмечает свой день рождения, а более продвинутые – День инженера-механика в России. Другие вспомнят, что боярская дума по настоянию, т.е. по требованию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России «Морским судам быть». Но это дела давно минувших дней. Политики, коим делать нечего, придумали более интересный праздник. Сразу хочу оговориться, не все поддержали, были споры.

С 1991 года в Российской Федерации был принят – День  памяти жертв политических репрессий. Это вдруг расстарались депутаты, заседавшие в Верховном Совете РСФСР в то время. Чего это их так тогда расчечурило, я не знаю, но догадываюсь. Впрочем, как бы там ни был, с этого времени все должны его отмечать. Проводятся митинги, делаются выставки посвящённые жертвам политических репрессий, пишутся статьи и делаются сюжеты. Впрочем, в последние годы делается всё это без «огонька», не то, что раньше. Что-то поменялось в нашем обществе… Может больше думать начали? Не знаю.

501-я стройка. 2007 г.

Давайте для начала вспомним, что такое «политическая репрессия». Это «карательные меры, наказание преступников, совершивших уголовные преступления против государственной власти. Лишение человека неких прав без решения суда». Так что репрессии для всего мира дело уже проверенное временем и режимами.

Салехард известен как центр строительства железной дороги № 501. Она должна была соединиться с 503-й стройкой, таким образом железнодорожная магистраль должна была связать воедино Уральские горы, угольный Воркутинский бассейн с Норильском. На этом планы советского руководства не останавливались, но это уже совсем другая, несбывшаяся история.

501-я стройка. 2007 г.

Когда я слышу, что политические репрессии начались в 1937 году, а кстати, никто не задумывался, почему именно 1937 год взят за точку отсчёта? У меня ответ есть, но хочу любителей огульно охаивать прошлое нашей страны спросить: а когда начались репрессии при Советской власти. Ведь борьба с инакомыслящими, и просто неугодными правительству или завистливому соседу начались в 20-х годах. Стреляли и ссылали без суда и следствия. Но массовый поток ссыльных начался в 30-х годах и Салехард не стал исключением. Напомню, благодаря ссыльным здесь был построен рыбоконсервный комбинат, трудолюбивые спецпоселенцы начали выращивать овощи, зерно, даже молоко стало легко купить. Но апогеем стала, всё же 501-я стройка.

501-я стройка. 2007 г.

Людмила Липатова, краевед, журналист, член РГО много лет посвятила изучению этого строительства. Недаром её постоянно зовут провести экскурсии. В своей книге «Дороги и судьбы» она вспоминала, как в 2003 году в Салехард приехала генерал-губернатор Канады Адриенн Кларксон.

501-я стройка. 2007 г.

«Вместе с супругом она побывала в лагере 501-й стройки. Вопросов задавалось много. К примеру, корреспондент телевидения Исландии спросил: «Что было самым страшным в этих лагерях?» Мне кажется, я дала ясный ответ, что это «несвобода». И пояснила свою мысль. Во время промышленного освоения нашего округа, тоже хватало сложностей и трудностей. Приходилось ночевать в палатках, когда во время сильных морозов волосы примерзали к подушке. Летом доставляли немалые неудобства комары и мошка и т.д. Но эти люди могли в любой момент уволиться и уехать в более тёплые и благополучные места, а заключённые этого сделать не могли. Но, как я поняла, корреспондент ждал от меня не такого ответа. И дальнейшая работа с иностранными журналистами, которые добираются до наших краёв, чтобы своими глазами увидеть остатки лагерей, убедила меня в том, что их интересуют только измождённые лица и то, что под каждой шпалой лежит заключённый. Хотя это выражение была высказано одним из журналистов в качестве аллегории. Попробовали бы на самом деле захоронить кого-нибудь в насыпи! Как мне рассказывал один из бывших зэков, вёлся строгий учёт всем погибшим, отчего умер, где похоронен и т.д.Эдвард Валланс — корреспондент большой английской телекомпании «The Gamma Project» настойчиво просил меня показать гулаговские виселицы. Когда я пыталась убедить его, что ни в документах, ни в воспоминаниях участников тех событий: заключённых, вольнонаёмных, охранников, никогда не упоминается о случаях повешения, он так и не поверил мне».

Это иностранцы, а что говорят у нас. До сих пор в публикациях витают эти ужасы. Совсем недавно, на митинге посвящённому жертвам политических репрессий мне довелось услышать цифру – 300 тысяч погибших за всё время стройки (1947 – 1953). То есть в год погибало почти 43 тысячи. Но факты и документы упрямая вещь – «естественная убыль» была гораздо меньше. Между прочим, для тех кто может и хочет рассуждать, просто подумать, за такую смертность местное начальство по «головке бы не погладили». Впрочем, в каждой колонне, так тогда назывались лагеря, были свои порядки. Но всё равно, специалисты утверждают – не более 10 % в год, а на стройке работало около 100 тысяч человек. Это не только заключённые, но и ВОХРа, различные специалисты и начальство и т.д. Вот и посчитайте.

Впрочем, как только я начал внимательно изучать эту грань истории Ямала, то столкнулся с некоторыми вопросами.

Например: кто ВОЗГЛЯВЛЯЛ на уровне правительства эту стройку? В ответ я слышал – Берия. Но Ведь Лаврентий Павлович кроме своих прямых обязанностей (разведка, контрразведка и т.д.) занимался «атомным проектом». Неужели бы у него хватило времени чтобы взвалить на себя ещё и строительство полярной железной дороги? Я очень сомневаюсь. Увы, документов нет. Вернее они есть, но до сих пор хранятся под грифом «Совершенно секретно» в т.н. Президентском архиве. И между прочим, документов обсуждения текущего строительства на уровне Правительства тоже нет.

И ещё один вопрос – почему так поспешно было свёрнуто строительство. Ведь работы оставалось максимум на два года. А в то же время другие ГУЛАГовские стройки продолжали функционировать?!?

Лично я для себя сделал вывод. Стройкой руководил Никита Хрущёв. Когда я пришёл к этому выводу, то вспомнилась одна народная присказка: «Держите вора! – громче всех кричит сам вор».

Но это просто размышления. Пока не будут рассекречены документы, точки над i ставить рано.

501-я стройка. 2007 г.

А теперь перейдём к нынешней ситуации. Как я уже говорил, о политрепрессиях в последние годы стали говорить более сдержанно, рассудительнее. Время эмоций прошло, настало время спокойно разобраться с этой историей. Но увы… очень похоже, что времени не осталось.

С середины 90-х годов я слышу, что в Салехарде надо сделать памятник и даже мемориальный комплекс посвящённый строительству 501-503. Увы, дальше разговоров и благих пожеланий чиновников дело не сдвигается. Мне доводилось даже видеть некие сметы и проекты. Даже больше скажу, в МВК им. И.С. Шемановского, нет постоянной экспозиции посвящённой «мёртвой дороге». И это несмотря на его большие площади, а ведь когда-то, в стареньком краеведческом музее нашли место. Эту выставку до сих пор вспоминают. И многие гости Салехарда с удивлением узнавали, что познакомиться с историей этой трансполярной магистрали у них нет возможности.

Кстати, 501-я стройка привлекает туристов как мёд пчёл. Они хотя заехать в лагеря, прочувствовать, так сказать на себе, что значит «колонна», увидеть воочию что осталось. Но, увы, а в районе Салехарда от этой истории практически ничего не осталось. А вот около Надыма ещё можно было увидеть заброшенные лагеря. Врочем…

501-я стройка. 2007 г.

В конце октября мне из Надыма позвонил Игорь Кузнецов, член РГО и рассказал, что творится на бывшей «мёртвой дороге». Оказывается, 501-я стройка, которую строили силами ГУЛАГа, ожила и стала вдруг источником полезных строительных материалов. Если без бранных слов, то историю XX века некие молодцы разбирают на «запчасти». Кузнецов, рассказывая по телефону, даже восхитился их наглостью «это же надо, днём, с техникой, резать рельсы и вывозить, мы даже не подумали что это вандалы». И он был не один, а целая группа экскурсантов, все немного прибалдели, но никто даже не мог представить, что это незаконно.

Дальше больше… спросив у нужных чиновников, впрочем, многим «всё по насыпь железнодорожную», Кузнецов выяснил к своему удивлению, – 501-я стройка практически вся НЕ ПОД ОХРАНОЙ ГОСУДАРСТВА. А ведь сколько разговоров было, я сам был свидетелем, как некие руководители говорили, надо сделать экспозицию под «чистым» небом, досконально воспроизвести лагерь около Салехарда… но, увы, слова остались словами. Смогли только поставить паровоз, который здесь НИКОГДА не ходил, скажу больше, он был поставлен по ленд-лизу в 1943 году и давил рельсы в Воркуте. А на охране государства официально только один лагерь – Глухариный, насчёт второго – Щучьий я точно не знаю, показания разнятся.

501-я стройка. 2007 г.

А ещё Игорь рассказал, что не только рельсы снимают, но и ещё брёвна, разбирают вышки, здания и т.д. Зачем??? Ведь брёвна уже гнилые, даже пропитанные креозотом шпалы разваливаются, но видимо, кому-то это нужнее, чем история. А чиновники что, поговорят, поругаются, в лучше случае сделают депутатские запросы и вся эта говорильня снова утихнет. Видимо, кому-то это режет глаза и он хочет закрыть эту страницу истории, а потом переписать.

501-я стройка. 2007 г.

Вот такая история современная. Так что эти фотографии, сделанные в 2007 г. вполне возможно последние свидетельства как строилась железная дорога Чум – Лабытнанги – Салехард – Надым – Игарка. И что от неё осталось на память потомкам.

К этой теме я ещё вернусь, ибо накипело

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: