Масленица в Обдорске: зима встречается с весной

Масленица, один из любимейших праздников у славян, отмечается ежегодно в последнюю неделю перед Великим Постом за семь недель до Пасхи. Конкретная дата постоянно меняется, например, в 2017 г. Масленица будет 26 февраля. Сейчас у многих этот праздник прочно ассоциируется с народными гуляниями и обязательно с блинами.

До крещения Руси Масленицу отмечали семь дней, перед днём Весеннего Равноденствия, то есть 20 марта (кстати, для древних славян это был Новый год) и неделю после. Люди верили, устраивая блинные пиршества, они споспешествуют быстрейшему прибытию весны. Христианская церковь почему-то решила оставить этот праздник, видимо чтоб не вступать в конфликт с древними русскими традициями, но немного передвинула его. Так что Масленица не противоречит Великому Посту православных, и празднуется так же одну неделю.

В последние века Масленица стала весёлым праздником, прогоняющим зиму и зовущим весну, пробуждающим природу солнечным теплом. А ведь люди с давних времён сравнивали весну с новой жизнью, прославляли Солнце, которое давало жизнь всему живому. Именно в честь солнышка хозяйки во всех домах пекли сладкие лепёшки, а позже из заквашенного теста научились делать блины.

Сейчас мало кто знает, какие традиции были в Обдорске (ныне г. Салехард), и чем некоторые, местные традиции отличались от центральной России. Сохранились воспоминания тех, кто жил в Обдорске на рубеже XIX – XX вв. Несмотря на жестокие морозы и сильные ветра, всех приезжих в основном угнетала полярная ночь.

Из всего круговорота местной жизни, февраль всегда был самым тяжёлым, в эту пору начинался самый глухой и беспросветный сезон. За стенами изб стояли трескучие морозы, солнце всходило над горизонтом буквально на пару часов, не в силах разогнать студёную дымку, таким воздухом дышать было тяжело. Но что особенно угнетало обдорян, так это вынужденное безделье, тем более в селе практически никого не оставалось, Обдорская ярмарка заканчивалась и торгово-промышленная жизнь села замирала до вскрытия рек.

Начинали оживляться обдоряне только к Масленице. Ещё за неделю до праздника они принимались строить ледяные горки, или как их тогда называли – «катушки», чтобы кататься с них на санках, а те, кто был победнее, просто приспосабливали железные листы или куски кожи. Эти горки освещались самодельными фонарями. Обычно в Обдорске собиралось несколько компаний и каждая строила свою катушку. Бурлившая энергия искала выхода, поэтому находчивые старались украсить свои катушки как можно краше, чтобы к ним приходило как можно больше сельчан, и особенно местных барышень, на зависть другим компаниям. Обычно с горки катались по одному, а ежели кому повезёт то и вдвоём, кавалер приглашал барышню, и они с весёлым хохотом скатывались вниз.

[vc_empty_space][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text]

Один из очевидцев, Виктор Бартенёв, превосходно описал эту праздничную картину, разворачивающуюся под промёрзшим полярным небом, украшенным крупными звёздами:

«В этом году почти всю масленку стояли морозы около минус 45 R. Морозная пыль и пар от дыхания толпы стояли над катушкой. Синие, красные, желтые и зеленые фонари тускло мерцали сквозь облако пара и ночную мглу. Фигуры обдорян, то бегущих с санками на гору, то стрелой, с шумом и грохотом летевших вниз, имели какой-то фантасти­ческий вид: точно ад с чертями. Иногда эта картина осве­щалась таким светом, перед которым меркнет всякая иллю­минация человеческих рук: на небе разыгрывалось северное сияние. Веселей говор, смех, грохот кованок (салазки) как-то раззадоривали и манили на катушку.

Мне сперва казалось, что при таком страшном морозе ка­кое уж катание? Но потом я соблазнился и побежал с санками к толпе. Оказалось, что ничего, можно: малица и пимы пре­красно защищали от холода, и не прошло и получаса, как я уже немного даже вспотел».

Иногда обдоряне устраивали проводы масленицы. Этот старинный русский обычай, своими корнями уходящий в языческие времена, хорошо сохранился на севере.

[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_empty_space][vc_gallery interval=»3″ images=»10134,10133,10132,10131,10130″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_column_text]

Виктор Викторович вспоминал, как идя по улице, вдруг услышал странные дикие звуки: тут был и звон колокольцев, и грохот бубна, и пронзительные звуки гар­мошки. Обернувшись, он увидел оригинальное зрелище: в крестьянские дровни, завешанные рогожей, была впряжена лошадь, тоже вся в рогоже, в каких-то лоскутках, лентах и колокольцах. На ноги лошади, весельчаки умудрились натянуть старые, рва­ные портки и даже сапоги. А из-под рогожного шатра, укреп­лённого на дровнях вместе с каким-то соломенным чучелом, неслись дикие звуки.

Но масленица в Обдорске, в отличие от остальной России отличалась тем, что обдоряне практически не пекли блинов. Хотя во всей стране это был всенепременный атрибут праздника.

Вечером, в Прощеное воскресенье, в последний раз катались на горках. В этот день люди веселились до самой ночи. Но, к сожалению, догорали свечи, гасли разноцветные бумажные фонарики. Катушка темнела до следующего года. Обдорянам было очень жалко расставаться с этим развлечением, хотелось ещё кататься и кататься, продлевая праздничное настроение, и потому грустной ноткой в морозном воздухе звучали прощальные слова расходя­щейся молодёжи:

«– Прощай, катушка! Простите все!»

После разудалой масленицы наступал Великий пост. И тут всё религиозное население О6дорска начинало говеть. В эти дни религиозные старушки постоянно ворчали на удалую молодёжь, которая с неохотой расставалась с зимними праздниками:

Полно уж вам чертей мутить.

А церковь начинала наполняться сокрушающимися о своих грехах. За год грехов у всех накопилось ох как много, и их все необходимо было отмолить. Все Посты в Обдорске соблюдались очень строго, хотя и здесь попадались вольнодумцы, которые рассуждали, что, дескать, «не входящее в уста, а ис­ходящее из уст оскверняет человека».

Скучно и однообразно проходили конец февраля, март, ап­рель и начало мая. Морозы начинали отпускать, день становился длиннее, но начинались бураны и метели, да такие, что на улицу носа не высунешь, так начиналась Полярная Весна.

[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»10129,10128″ img_size=»full»][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

В иллюстрациях использованы акварели, написанные во второй половине XIX века тобольским художником М. С. Знаменским и собранные в альбом «От Тобольска до Обдорска» . Основанный на местных легендах и сказаниях, альбом представляет виды Тобольска, Березова и Обдорска (в настоящее время Салехарда), а также сцены из местной жизни, народные костюмы и места проживания русских, сосланных в этот регион, включая декабристов. В настоящее время альбом хранится в Российской Государственной Библиотекe, до 1917 года он находился в личной библиотеке Императора Николая II.

В миниатюре – Обдорская ярмарка, начало XX века.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: