В городском совете ветеранов Салехарда прошло не совсем обычная встреча. Инициатором выступил старожил и краевед города Геннадий Сысолятин, предложив старожилам вспомнить, где находились лагеря 501-й стройки и как жили обычные люди. Ведь история этого грандиозного строительства до сих пор досконально не изучена, а живых свидетелей с каждым годом остаётся всё меньше.
Геннадий Сысолятин рассказал ветеранам о своих исследованиях истории 501-го строительства. Например, выяснил, что в Салехарде было не четыре лагеря, как это считалось долгое время, а шесть.
«203-й километр лагерь № 9 женский, рядом был посёлок вольнонаёмных и освобождённых. Рядом была столовая и баня. Весь район города Мостострой был лагерем. Ангальский мыс, женская колония «Дом матери и ребёнка» и ещё один женский лагерь находился в районе Уфана (когда-то там находилось Уральский филиал Академии Наук, – прим. моё) и на Втором отделении лагерь № 7 и монтажный поезд».
Все колоны, так назывались лагеря во времена строительства 501й стройки были нанесены на карту, и её впоследствии передадут в музейно-выставочный комплекс им.И.С. Шемановского для дальнейшего изучения и уточнения.
А потом начался вечер воспоминаний. И это было очень интересно, не каждый день услышишь такие интересные свидетельства очевидцев.
Вспомнили 5 марта 1953 года, день смерти Иосифа Сталина. «Все радуются, всяко обзывают его, Сталина. Я-то думаю, мне было восемнадцать лет, так Сталину верили, любим его, своему говорю. А он, да что ты знаешь и начал рассказывать. А мне сразу трудно перестроиться, всю жизнь верили, войну выиграл, ну потом, конечно, стала понимать», – вспоминала Ольга Ивановна Неёлова. Она была вольнонаёмной и работала путевым обходчиком. «Но, конечно труд каторжный был. Там болото было, на нашем участке. Вот бедные делают-делают, поднимают-поднимают, чтобы поезд прошёл. А только поезд пройдёт и всё опять провалится и опять всё по новой. А техники же никакой не было, лопаты, кирка. А сколько было комаров и мошек, кошмар! Химии же никакой не было, только дымокуры. Ну и что, жили. Не дай Бог вспоминать то время».
Кстати, в архивах строительства сохранился документ, где расследовалось дело конвойного, он не выдержал постоянной атаки комаров и застрелился. Так что нетрудно себе представить, как мучительно приходилось летом заключённым. Впрочем, зимой было не легче, морозы тогда стояли гораздо сильнее, чем сейчас.
Вольнонаёмные и заключённых жили в бараках и землянках. Но это общеизвестные факты, хотя меня, как историка, заинтересовал тот факт, что в землянках жили заключённые, у которых сроки подходили к концу. Впрочем, во время этой встречи я услышал ещё немало интересного из жизни Салехарда. Например, вспомнили как 3 декабря 1948 г. встречали первый поезд на 166 км. К паровозу было прицеплено всего два вагона. На чёрно-белой фотографии невозможно определить какого цвета был паровоз. Так вот Геннадий Сысолятин выяснил, что он был зелёного цвета, «то есть с войны ещё не перекрашенный, маскировочный цвет, а после него уже было открыто сообщение Москва – Лабытнанги, пассажирский, он уже был красного цвета». А в Салехард первый пассажирский поезд прибыл в 1949 году, ко Дню железнодорожника. На паровозе был большой портрет Сталина, флаг, и украшен ветками из берёзы.
Но стройка дала городу большой толчок для развития. Начали строиться деревянные дороги, так называемые лежнёвки. До этого в лучшем случае прямо на землю были положены доски, горбыль. А теперь заключённые строили из толстых плах, и когда дети спрашивали, что они строят, то отвечали, «здесь будет ходить поезд».
Разговоры затянулись на несколько часов. В конце беседы было решено обратиться в администрацию города с просьбой создать в Салехарде музей, где в постоянных экспозициях была бы отражена история 20-го века. И не только 501-й стройки и спецпереселенцев, но и рыбокомбината, а также геологов, речников и авиаторов, строителей и других, кто вложил часть своей жизни в развитие города и округа.