Эра Святого Духа

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

В последние месяцы региональные сми запестрели заголовками о масштабном сокращении персонала. Как в промышленности, банковском секторе, так и в традиционно стабильной нефтедобывающей промышленности:

[/vc_column_text][vc_empty_space][vc_gallery interval=»3″ images=»12389,12388,12396″ img_size=»full»][vc_empty_space][vc_column_text]

Можно было бы счесть это проявлением российского экономического кризиса или его региональными особенностями, но эти новости накладываются на более глобальные прогнозы:

Очевидно, мы живем в эпоху глобальных тектонических сдвигов, в результате которых появятся миллионы сытых и относительно благополучных людей, перед которыми остро встанет вопрос: что делать? и зачем жить? Нет необходимости бороться за свою жизнь, можно просто жить. И вот тут начинаются сложности. Обществу потребления нечего ответить человеку, которого вполне устраивает созданный благодаря чудовищным производительным силам уровень жизни, дающийся почти даром или с помощью незначительных усилий. Ненасытная алчность, лежащая в основе современного капитализма, свойственна совсем немногим. А чем остальным многим наполнять свою жизнь? Хорошо мигрантам и эмигрантам, им нужно отвоевывать место под солнцем, устраиваться в новом мире, создавать базу для своих детей, есть реальность, с которой надо справиться, и это совершенно конкретный и осязаемый вопрос жизни. Отсюда и их пассионарность. Заветная российская триада – квартира, машина, дача – стала в принципе доступна всем, кто этого хочет. Это банальное наблюдение, тем не менее, способно объяснить перемены в политике. Оппозиционные деятели бьются в конвульсиях на митингах и в сми, но сытое, как никогда в истории, население совершенно перестало реагировать на использование экономических лозунгов в политической борьбе:

При этом незаметно, но ощутимо начал подрастать интерес к культуре, или к тому, что большинство считает таковой. Новости культуры традиционно были в хвосте, после политики, экономики и спорта. Но тихо и несмело начинают ползти вверх. Конечно, монстр политико-экономики упирается, раздувает щеки, громко кричит о своей значительности, важности, но рядом с ним начинают негромко пока раздаваться и другие голоса. Чувствительные редакторы не могут не реагировать на это.

Однако, культура не единственная альтернатива. Есть еще и религия. В отличие от культуры, она претендует не только на душевные переживания, но в принципе на всего человека, его ум, душу и тело. И здесь на наших глазах начинает разворачиваться настоящая битва. Былые, да во многом и нынешние, властители дум почувствовали, что у них есть очень сильный конкурент. Поскольку у религии несравнимо больший арсенал средств и опыта для того, чтобы дать человеку полноценный ответ на вопрос о смысле жизни, который она же сама и ставит перед ним.

И вот в новых реалиях этот вопрос из туманных философских эмпирей все больше и больше перемещается в область реальной человеческой жизни. Небезболезненно, как и при всякой конкурентной борьбе. Совершенно неслучайно мы наблюдаем целую волну труднообъяснимой антирелигиозной активности, которая использует просто парадоксальные лозунги. Например, зачем церкви нужен исторический храм? Или зачем церковь поддерживает строительство новых храмов? Или почему церковь хочет влиять на общество, школу и пр.? Зачем ей нужно столько священников? И т. д. и т. п.

Ответ на все эти вопросы самый банальный. Именно потому что это церковь, ей и нужны храмы, старые и новые, для того, чтобы там молиться. Ей нужны свои сми и возможность говорить в светских, совершенно ясно, что в миссионерских целях, поскольку миссия  – это ее природа, а просвещение – важнейшая цель. Все это ужасно банально. Но, тем не менее, вокруг этих вопросов просто кипит медийное обсуждение, а накат на веру и церковь налицо, у нас на Урале особенно. Почему? Грешнее ли наши священники, например, политологов? Да нет. В целом, скорее наоборот. Может, дело в социальном неравенстве, и православные верующие несправедливо богаче адвокатов и журналистов? Смешно. Тогда что? Мой вариант – жгучая, иррациональная, злая ревность тех, кто претендует быть властителями душ и умов, но при этом болезненно не видит ответов на новые запросы жизни. Конгениальных атеистических, политико-экономических и общественных идей нет. Да и массы остыли, их восстание закончилось, а потому значение оракулов старой парадигмы падает. А вечные вопросы как раз всплывают. Как пророчествовал Николай Бердяев, мы на пороге эры Святого Духа. А, значит, нас ждут очень интересные времена, потому что известно, что Дух дышит, где хочет, и никто не знает, откуда Он придет, и куда уйдет. Будем посмотреть!

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Оксана Иванова/ автор статьи

Родилась и выросла в Екатеринбурге. Закончила УрГУ и аспирантуру Академии наук. Бакалавр богословия. С 1997 г. культуртрегер. Автор и куратор более 100 культурных проектов, сооснователь объединения "Культурное событие", создатель Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. Редактор сайта "Russian Way. О Русской церкви в ХХ веке". Инициатор общественных компаний, посвященных сохранению памяти о жертвах репрессий.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: