Право на образование: реальность и проблемы стратегии

Образование! Право на образование закреплено в Конституции России (Гарантируются … бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования …)  и в Федеральном законе «Об образовании». То есть, в России право на получение гражданами образования БЕСПЛАТНО и реализуется оно через федеральные государственные органы, которые создают необходимые условия для этого.

В период с 7 по 9 сентября 2016 г. на территории Арамильского городского округа администрацией г. Арамиль были по моему предложению организованы консультационные пункты для оказания юридической помощи населению по правовым вопросам в сфере образования, защиты прав и законных интересов обучающихся (воспитанников), по вопросам опеки, детско-родительских отношений, и другим. Моё предложение исходило из инициативы Министерства Юстиции России по Свердловской области, которую поддержали Адвокатская Палата Свердловской области и адвокатская контора № 4 г. Екатеринбурга. Мероприятие было посвящено Дню знаний первого сентября 2016 г.

Администрацией была опубликована соответствующая информация на сайте Арамильского городского округа, и в местных газетах. Были проведены консультации с руководителями образовательных учреждений. Обсуждались проблемы реализации закона Об образовании, в частности особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся, в частности лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Также за консультацией обращались: родители, матери-одиночки, многодетные матери. И в ходе консультаций выясняется то, что образование не совсем, а то и вовсе НЕ БЕСПЛАТНОЕ. Многие поняли о чём дальше текст! И вроде бы, конечно, пару-тройку тысяч рублей родитель потратил на своего чада – не жалко. Всё верно, если любишь своего ребёнка! Но ведь есть граждане, которым требуется социальная защита и поддержка государства и среди них есть те, кто её получает, а кто-то – нет по различным причинам объективным и пусть, возможно и не по очень объективным, поскольку государственно-бюрократический механизм не отменён. Да и уровень социальной поддержки не достаточно соответствует требованиям образовательной деятельности. В общем, школы обязаны выдавать обучающимся (школьникам) не только учебники, но и то, что входит в учебно-методический комплекс: рабочие тетради и учебные пособия к учебникам.

Продолжение обсуждения проблем я хотел услышать во время рабочей встречи с заместителем министра образования Свердловской области Серковой Ириной Андреевной, которая посетила г. Арамиль 08.09.16. с целью обсудить с руководством образовательных учреждений и специалистами отдела образования Арамильского городского округа, а также с руководителями Арамильских образовательных учреждений стратегии социального развития. Встреча прошла с участием руководителей образовательных учреждений Арамильского городского округа и гостей. Гостями были я, пара местных журналистов и пара кандидатов в депутаты. Замминистра рассказала о новшествах, которые исходят из Закона о стратегии социального развития, который включает в себя несколько блоков: введение новых учебных мест, качество и основы благополучия, повышение престижа педагогического работника.

Вопросы прав обучающихся и проблемы их реализации, меры социальной защиты и защита прав обучающихся и их родителей не обсуждались. А почему? Разве в Министерстве образования Свердловской области нет проблем обеспечения учеников учебниками, пособиями и рабочими тетрадями? Разве нет проблем сбора денежных средств с родителей? Разве нет проблем в реализации прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: нет соответствующих услуг ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школ и детсадов (нет пандусов на входе в здания и (или) нет пандусов между этажами), и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья? О чём Министерство образования умалчивает и о чём молчат руководители школ? Как сказала мне одна из руководителей школ: «ну, а что вы хотели? Это ж Россия! В законе одно, а по факту другое». А разве таким должен быть педагогический работник, тем более руководитель? Нет конечно!

Можно дальше задуматься о бюрократии, коррупции, «бизнесе». Но, завершая, от себя добавлю следующее. Кроме учебников и учебных пособий школьникам в пользование бесплатно также должны предоставляться учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания, в том числе и рабочие тетради, учебные пособия, учебники. И это не должно зависеть от того, из какой семьи ребенок – малообеспеченной, многодетной или наоборот – богатой, где ребенок единственный в семье. Это – право на образование, и оно должно быть реализовано в той мере, как это установлено законом. И, к сожалению, до сих пор не разработан Кодекс этики педагогического работника , который прописан законодателем как «необходимость разработки, широкого обсуждения и принятия посредством соответствующих демократических процедур Кодекса этики (поведения, чести) российского учителя» в Решении Коллегии Минобразования РФ аж от 27.05.1997…

Фёдор Фёдорович/ автор статьи

Адвокат, юрист-правозащитник с повышенным чувством справедливости. Юридические услуги в том числе pro-bono.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: