Пожары в Зауралье. 1929 год. Когда сторож спит...

Пожары в Зауралье. 1929 год. Когда сторож спит…

Пожары, бушевавшие в Курганской области в начале мая этого года, принесли жителям нашего края много серьезных проблем и бед. Вообще, пожары в Кургане и округе происходили довольно часто, в основном, по вине самих людей, но такой силы и мощности, как в этом году бывали редко. Просматривая старые газеты и документы, можно отметить, что по количеству пожаров, их силе и интенсивности особенно тяжелым выдался май 1929 года, т.е. ровно 90 лет назад.

Большие пожары начались в середине мая 1929 года.

12 мая загорелась деревня Романовка Половинского района, где выгорело 67 дворов. Убытки крестьянства составили 58 тысяч рублей.

15 мая в селе Половинском пожар нанес убытков на 7 тысяч 600 рублей, сгорело 25 крестьянских хозяйств. В селе Пеганы Лопатинского района сгорело 14 дворов. В селе Чернавчики – 14 дворов, в деревне Худяковой – 15 дворов. Убытки по району ото всех трех пожаров составили 30 тысяч рублей. 14 мая сгорело 10 дворов в селе Елошанском Лебяжьевского района. Убыток составил 6 тысяч 600 рублей. Через три дня – 17 мая загорелись деревни Крысье и Большое Маркино Макушинского района, принеся убытки одному Госстраху свыше 5000 рублей. Вот, что в те дни писала газета «Красный Курган»:

«Огненная стихия ворвалась в селения, бушует в деревнях, пожирает крестьянские постройки. Госстрах за шесть месяцев по май нынешнего года выплатил за сгоревшее имущество 14 с половиной тысяч страховых премий. В полтора же месяца нынешней весны по неполным подсчетам ему придется выплатить около двухсот тысяч рублей. Чудовищная, ни с чем несравнимая цифра».

Пожар в Кургане. н. ХХ в.

Вокруг деревень полыхали и леса:

«С 10 мая начали гореть леса местного и государственного значения. Около деревни Колташовой Курганского района выгорело более 200 гектаров леса. Две соседние с Колташовой деревни из-за пожаров были вынуждены эвакуироваться. На Увале по обе стороны полотна железной дороги выгорело более 100 гектаров лесов местного значения. Пожар продолжается. Меры к прекращению пожаров принимаются плохо. Колташовский сельсовет не организовал дружин для тушения пожаров. Курганский РИК и лесной отдел ничего не предпринимают».

23 мая этого же года пожаром в деревне Житниково Чашинского района было уничтожено 14 дворов. Убытки составили около 15 тысяч рублей.  44 двора сгорело в селе Боровом Звериноголовского района. По одним платежам Госстраха убытки составили 14 с половиной тысяч рублей.

Причинами возникновения и распространения пожаров почти всегда был человеческий фактор:

Например, причиной большого пожара в деревне Романовка Половинского района, который уничтожил 67 дворов и деревне Пеганы Лопатинского района – было пьянство.

Бесконтрольная вырубка лесов – также была одной из причин пожаров. Вредительскую деятельность вели и местные кулаки. В мае 1929 года в результате действий кулаков в деревне Ошурковой сгорели 19 дворов, в Шестаковой – 14, в Носковой – 38 дворов.

Кроме того, уже сами размеры пожаров показывали, что: «Деревни не готовы к борьбе с «красным петухом». Пожарный инвентарь не в порядке. Сельсоветы и РИКи совершенно не стараются предпринять что-либо для борьбы с пожарами. Общественное мнение на борьбу с этим злейшим врагом деревни не мобилизовано. РИКи обязательного Постановления не выполняют: топка печей, бань, сжигание сухой травы производится в любое время. Пожарной охраны почти нигде нет (например, постройка больницы в Марайке превратилась в какой-то ночлежный дом, сторож всегда спит). В некоторых местах крестьяне, вместо того, чтобы тушить пожар только мешают».

На тушение пожаров выезжали не только пожарные команды, но и все желающие. Гражданам, участвовавшим в тушении пожаров, объявлялось вознаграждение в следующих суммах: «Курганская Окружная камера Инспекции Труда разъясняет, что ставки оплаты рабочим за тушение лесных пожаров по Курганскому округу утверждены: пешему – 60 копеек, конному – 1 рубль 50 копеек за восьмичасовой рабочий день».

С большим трудом все пожары удалось локализовать, этому, кроме всего прочего, поспособствовала и погода. Прошли дожди, а в ночь на 20 мая в городе и округе выпал снег. К полудню этого же дня снег растаял. Выпадение снега произошло после грозы, из – за неожиданно налетевшего циклона с северо-западной стороны. Температура опустилась до – 0,4 градусов.

Кстати, в это же время сильные пожары бушевали и в Челябинской области. В начале мая за полтора за часа практически полностью, вместе с домами рабочих сгорел Кусинский чугунный завод. Курганцы организовали сбор денег и вещей для рабочих – погорельцев Кусинского завода.

Во время таких бедствий, руководство города проводило очень жесткие меры по предупреждению новых очагов возгораний. В самые ветреные и жаркие дни запрещалось разводить костры, жечь траву, топить бани и печи. Виновные в нарушении этих Постановлений наказывались очень строго: «На основании обязательного Постановления Горсовета в сухие и ветреные дни на пожарных каланчах будут вывешивать черный флаг, означающий воспрещение топить печи, бани, разводить костры, жечь траву и тому подобное. Виновные в нарушении этого Постановления будут привлекаться к ответственности».

Кроме того, 11 июня была проведена проверка всех пожарных дружин и инвентаря, которая выявила многочисленные нарушения. Вот так описывала проверку газета «Красный Курган»: «Комиссия из 8 человек приехала на железную дорогу. Без трех минут 11 ночи у склада зажгли большой костер. Ждали с часами в руках. Прошло 6 минут, все продолжали спать сном праведников. Тогда комиссия, испуганная, что склад в самом деле загорится, принялась будить сторожа, на это понадобилось три минуты. Придя в себя, сторож всполошился, засвистел и закричал охранника, стоявшего на посту у пакгауза. Прошло еще две с половиной минуты. «У вас пожар, горит склад, мы приехали тушить. Откройте ворота». Но сторож и не думал открывать, сказав, что у него нет на это распоряжения. Неизвестно, какого распоряжения не было у сторожа. То ли, чтобы возникали какие-либо пожары, то ли, чтоб позволять их тушить. И 8 минут «пожарная» комиссия стояла у ворот и уговаривала сторожа пустить ее на «пожар». Похожая ситуация произошла на турбинном и консервном заводах. В итоге комиссия сделала заключение: «Город также не готов к встрече пожаров. В ночь на 11 июня была проверена готовность противопожарной охраны. Эта проверка выявила полную невнимательность, самое благодушное, наплевательское отношение к пожарной опасности. При такой постановке противопожарной охраны у нас сгорит не один десяток деревень, у нас сгорит весь Курган». По результатам проверки руководители предприятий получили выговоры.

Наряду с этим, в обязательном порядке проводилась «Противопожарная неделя», во время которой во всех селениях производилась обсадка жилищ деревьями, к этим мероприятиям привлекали и школьников: «В местностях, где существует хотя бы частичная обсадка жилищ деревьями, нередки примеры, когда эти деревья преграждали ход огненной стихии и спасали, защищаемые ими строения и другое имущество».

В обязательном порядке в каждом районе проводилась «Неделя леса», когда на месте сгоревших, высаживались саженцы молодых деревьев.

В дальнейшем, учитывая горький опыт 1929 года, руководство города старалось принять все меры, для того чтобы в будущем избежать подобных сильных пожаров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: