Автопробег

Ровно 90 лет назад теплым майским днем 1929 года через Курган на большой скорости проехали несколько автомобилей, в которых находились участники автопробега, организованного Уральским обществом Автодор. Цель данного мероприятия состояла не только в демонстрации новых современных автомашин, но и исследовании местных дорог и достопримечательностей, а также создании ячеек Автодора.

Автомобилей в то время в Кургане было мало, зато появился первый автобус. Железнодорожное добровольное пожарное общество оборудовало из старого автомобиля автобус на восемь человек. Водители приступили к перевозке пассажиров с железнодорожной станции в город, за очень дешевую плату (25-30 копеек). Это была первая ласточка автобусного движения в нашем городе. Горсовету рекомендовалось учесть почин пожарного общества и немедленно приступить к организации автобусного движения.

Обо всех приключениях и трудностях автопробега сообщалось в курганских газетах:

«17 мая, ровно в четыре часа, вздымая раскаленную пыль, три автомобиля – один (автобус) Уралавтодора, совершающий агитпробег по маршруту: Свердловск – Челябинск – Троицк – Курган – Шадринск – Свердловск и два автомобиля Курганского автодора, сопровождавшие их до деревни Белый Яр, промчались по улицам города, привлекая внимание необычайным движением, и скрылись за полосатым шлагбаумом. Первые тридцать километров, которые были пройдены с величайшим трудом, в течение двух часов, сразу же показали, что наши дороги находятся в варварском состоянии. Поездка на автомобиле – пытка. Автобус швыряет из стороны в сторону, словно едешь не на автобусе и не по земле, а плывешь по морю».

90 лет со дня первого автопробега Уралавтодора
Зауральские крестьяне. н. ХХ в.

Между деревнями Белый Яр и Кошкиной произошла вынужденная остановка. Автобус застрял в песках:

«Песчаные дюны преградили автомобилистам путь. Движение по этому тракту (Тюменскому), является самым большим. Один из дорожных строителей, который сопровождал нас, рассказал, что в день здесь проходит не менее 700 подвод. Рассказ дорожного строителя не измышления досужего человека, это неоспоримая истина. Рядом с нами, проклиная день и час своего рождения, вытаскивал свою подводу уставший крестьянин. Брань и хлопанье кнута гулко раздавались по лесу. После упорного труда автобус был выведен, и путь продолжился».

 Почти всюду, где появлялись участники автопробега, жители жаловались на плохие дороги:

«Нам нужны хорошие дороги!» — заявили крестьяне деревни Речковой, в которой мы остались ночевать. Прибытие автобуса ошеломило деревню. К сельсовету, где он стоял, бежали дети, старики. В течение нескольких минут мы были взяты в кольцо. Смотрели, щупали эту невиданную диковинку и ахали. Работа мотора приводила в трепет. Некоторые испуганно шарахались в сторону. Сыпались десятки вопросов: кто мы, зачем приехали и куда путь держим? Руководитель автопробега, то и дело, сдерживая натиск толпы, объяснял о цели автопробега.  На деревню надвинулся тихий сумрак. Около пожарного сарая колыхалась многокрасочная толпа. Настороженно слушают и вникают в каждое слово и переспрашивают друг у друга, стараясь понять непонятное слово – Автодор. Докладчик говорит о пятилетнем плане строительства. Сравнивает нашу страну со странами Запада. Недалеко в нескольких шагах киномеханик настраивает кинопередвижку. На замшелом амбаре светлым пятном выделяется импровизированный экран. Доклад окончен. Докладчика закидывают вопросами о дорожном строительстве. Кто-то у плетня кричит: «Нам нужны хорошие дороги. Надоело ломать телеги, мучиться самим и мучить лошадей». Молодой парень в пестрядинной рубахе предлагает дорогу вымостить камнем. В толпе одобрение. И перед взором каждого рисуется каменная дорога. Нет проклятых рытвин, колдобин и жидкой, вонючей грязи, в которой утопали каждую весну, лето и осень. Но, суровая действительность о нужде, которую испытывает государство, ставит обратно на землю. На тракте Курган – Тюмень сейчас идет ремонт. Речковцы также заинтересованы в вы правлении дорог. Они вступили в социалистическое соревнование по устройству дорог с ачикульцами. В то же время наблюдается, что многие крестьяне, особенно зажиточная часть, отлынивают от выполнения дорожной повинности. В деле дорожного строительства имеются свои недостатки, которые нервируют крестьян. Например, роют канавы там, где их совершенно не нужно копать. Десятники недостаточно квалифицированы, но, на замечания крестьян не обращают внимания».

 По мере движения в разных населенных пунктах собирались рабочие и крестьяне из окрестных сел и деревень:

«На правом берегу Исети, около села Исетского огромным табором расположились крестьяне окрестных деревень в ожидании переправы. Полуденный зной томит и раздражает, медленная переправа через реку действует угнетающе. Прибытие автобуса на несколько минут вызвало оживление и скрасило томительные часы ожидания. Крестьяне кольцом обступили автобус, расспрашивая о цели поездки, и, в то же время, жаловались на Исетский райисполком за то, что он до сих пор не может отремонтировать мост. Сейчас идет осмотр и проверка лошадей, и крестьяне вынуждены целыми днями стоять в очереди, ожидая переправы. Несмотря на долгое ожидание, крестьяне сами предложили переправить автобус вне очереди. Торопливо были убраны телеги, отведены лошади. Путь был свободен. С большим трудом и опасностью перевернуться с парома, переправа была совершена благополучно».

Путь от села Исетского Тюменского округа до коммуны «Скнемвар», участники автопробега совершили без особых препятствий. Но остальные семьдесят километров до города Шадринска были для них сплошным мучением:

«Два дня автобус швыряло из стороны в сторону. На пути не было ни одного исправного моста. Вопросами дорожного строительства, очевидно, мало кто интересуется. Мехонский райисполком не имеет ни одного члена Автодора. Ни на одну копейку не было куплено литературы по дорожному строительству. Всю вину сваливают на хлебозаготовки. А крестьяне проклинают худые дороги. На этом пути брошено три телеги, которые исковеркало на рытвинах и ухабах Шадринского тракта. В селе Крестовском крестьяне жаловались на дорожных строителей, что они безалаберно относятся к своим обязанностям. Недалеко от Крестовского строится плотина. За постройкой ее никто не следит. Сначала сыпали гальку, а потом солому, чашу и песок, когда нужно делать наоборот. На эту плотину ежегодно расходуются колоссальные суммы денег, а толку нет. На расстоянии семидесяти километров автобус был вынужден сделать две остановки. Около строящейся плотины автобус увяз в непролазной грязи. Только благодаря помощи проезжающих крестьян, автобус был вытащен».

90 лет со дня первого автопробега Уралавтодора
Шадринск. н. ХХ в.

Зато шадринские дорожные строители и окружной Автодор, организация которого произошла накануне, оказались любителями помпы и парадных встреч. В Мехонском сообщили, что автобус будет встречен с подобающей торжественностью. Но, проклятый дождь и непролазная грязь на улицах Шадринска, разрушили все планы руководителей, которые перепутали часы встречи и были вынуждены смущенно оправдываться перед собравшимися рабочими.

Немного передохнув, участники автопробега двинулись на Белозерку:

«В зеленых полях под звонкую перекличку перепелов и монотонный шум мотора, автобус, как утлый челн в минуты морского прибоя, целый день кидало из стороны в сторону. Путь от села Речкова до Белозерска был усеян сплошными рытвинами и ухабами. Двадцать четыре километра были едва пройдены в течение двух часов. На этом расстоянии было сделано три остановки. Вода в холодильниках нагревалась до 40 градусов. Автобус превращался в паровоз, идущий на полных парах. В отличие от других населенных пунктов, в Белозерском приход автобуса был встречен спокойным равнодушием со стороны работников. Члены Автодора даже не были обеспокоены ни встречей, ни проводами, ни созывом собрания. Купили на несколько рублей литературы, значков – этим и ограничились. Вопросы дорожного строительства и организации ячеек Автодора их мало интересуют. Они склонны ремонтировать дорогу в районном селе, но не за селом, где крестьяне ломают телеги и калечат лошадей. Молодежь также пассивна. Руководители районного комсомола не только забывают быть застрельщиками в дорожном строительстве, но, они порой забывают проводить в жизнь директивы комсомола. Районный комитет партии также мало интересуется дорожным строительством».

Через некоторое время участники автопробега добрались до Боровлянского стекольного завода, который раскинулся среди обширных сосновых лесов, на большой поляне. «Но проехать к нему – было все равно, что совершить необычный подвиг. Нужно пробираться сквозь глухие заросли, чащу, звериными тропами. Из-за отсутствия хороших дорог завод терпит огромные убытки и загружен только на 50%. Все это объяснялось тем, что не было транспорта. Завод получил заказ от «Уралмедторга» на 10 миллионов штук резной посуды, но администрация завода обеспокоена тем, что выработанную продукцию не сумеют доставить в срок. Плохие дороги мешают заводу изжить безработицу, снизить накладные расходы и загрузить полностью стеклозавод».

90 лет со дня первого автопробега Уралавтодора
Боровлянский стекольный завод. н. ХХ в.

После Боровлянского стекольного завода, через Шатрово и Шадринск, участники автопробега отправились обратно в Свердловск. В результате такого длительного и трудного путешествия было выявлено, что практически все дороги находятся в очень плохом состоянии, из-за чего крестьяне терпят громадные убытки, и совершенно невозможно нормальное развитие автотранспорта, промышленных предприятий и торговли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: