Курганский тюремный замок. За стенами замка

В предыдущей статье я опубликовала переписку начальника Тобольского тюремного управления о дерзких побегах, происходивших в тюремных замках Тобольской губернии. В этой статье, основанной также на личной переписке Тобольского тюремного начальства с подчиненными начальниками описывается состояние Курганской тюрьмы и события, происходившие в ней в период с 1907 по 1908 годы.

Выписка из отчета помощника Тобольского тюремного инспектора о состоянии Курганского тюремного замка.

«При входе в главный корпус, железная решетчатая дверь оказалась запертой, и смотритель замка долго не мог дозваться дежурного по коридору надзирателя, у которого был ключ от замка, так как  по его словам, он был в конце коридора для выпуска арестантов в отхожее место и ничего не слышал. В случае пожара, это просто не допустимо. Обувь у некоторых арестантов оказалась собственной, а у трех человек совершенно отсутствовала, так как запас казенной обуви совершенно истощился, а со склада еще не успели выслать. Предлагаю принять меры, чтобы арестанты не носили длинных волос, а были низко острижены, а также в одеянии их не наблюдалось разнообразия, происходящего от того, что в то время, когда одна часть их носит летнюю одежду, другая остается в зимней.

В некоторых камерах не особенно чисты полы, в углах сор. Во дворе, среди гуляющих арестантов застал мальчика по фамилии Федосов, задержанного на железной дороге и посаженного в тюрьму до выяснения личности. Он сидел в общей камере, где арестанты обижали и развращали его. Надзирателям было предложено перевести его в отдельную камеру при больнице к содержащемуся в ней несостоятельному должнику старику Королькову.

Нары самые обыкновенные, неудобные, занимающие большую половину камер. Для хранения необходимых вещей к стенам прибиты закрытые полки, имеющие вид длинных узких ящиков: они неудобны, маловместительны и потому много вещей лежит на окнах. В печах нет вытяжных труб. Арестанты обедают на нарах, так как нет столов и скамеек. Кухня и пекарня нуждаются в ремонте, особенно полы, в которых образовались большие углубления. На стенах и печах – пыль. В больничной палате много тараканов. В том же флигеле, где и больница имеется помещение, где раньше была школа и обучение велось тюремным священником. При замке имеется небольшая библиотека. Пища хорошая, хлеб тоже, но без соли. За стенами ограды есть большой огород, но пользы от него мало, так как он не огорожен и потому продукты расхищаются. Арестанты аккуратно водятся в баню, белье чистое. Также было неоднократно замечено, что в мастерских находятся в большем, чем нужно количестве: политура, лак и древесный спирт, которые арестанты употребляют в качестве спиртных напитков.

Желательно, чтобы для Кургана, где до 30 тысяч народонаселение, оклады для надзирателей были установлены те же, что и для Тюмени, т.е. старшему надзирателю – 300 рублей, младшему – 216, надзирательнице – 180 рублей в год».

«По распоряжению господина начальника губернии предлагаю Вам при каждом замещении надзирательских вакансий спрашивать подлежащую полицию о политической благонадежности лиц, предназначенных к замещению означенных вакансий».

«Некоторые тюремные надзиратели с наступлением летнего времени бросают тюремную службу, так как находят в это время хороший заработок на стороне, надеясь при этом на то, что с наступлением осеннего времени они будут приняты на тюремную службу. Предлагается таким надзирателям объявлять, что вновь приняты они не будут, для чего о таких надзирателях доносить тюремной инспекции».

«По поступающим сведениям некоторые из защитников (адвокатов), пользуясь правом свиданий наедине с содержащимися под стражей, передают заключенным и принимают от них для передачи письма и другие недозволенные предметы и таким образом служат посредниками для сношений арестантов с внешним миром».

«В Министерство внутренних дел поступили сведения о нескольких случаях допущения чинами тюремной администрации и полиции насилий над заключенными. При чем эта противозаконная мера применялась иногда при допросах с целью вынудить дать показания от арестованных. Подобные факты свидетельствуют об отсутствии должного надзора за действиями означенных административных чинов со стороны начальников губерний. В виду чего принять все меры к искоренению всяких насилий в отношении арестантов».

«В виду случаев кражи арестантами хранившихся в тюремной церкви церковных сумм, тюремное отделение по распоряжению господина Губернатора предлагает, чтобы все свободные суммы хранились в сберегательной кассе, а не в церкви».

«Вследствие отобрания у одного из арестантов во время обыска книжки нелегальной литературы,  тюремная инспекция считает своим долгом напомнить начальникам мест заключения обращать строжайшее внимание на все книги и прочие литературные произведения, доставляемые частными лицами для чтения арестантам, при чем предлагается неуклонно руководствоваться разъяснениями, изложенными в «Тюремном вестнике» за 1894 и 1905 годы и дающими полное понятие о том, какие именно книги могут быть допущены из вне для чтения арестантам и при устройстве библиотек».

Курганский тюремный замок. н. ХХ в.

«Лицам, осужденным в ссылку на поселение, право заниматься педагогической деятельностью и исполнять должности волостных и сельских писарей предоставлено быть не может».

 «В некоторых тюрьмах были случаи убийства арестантами своих же товарищей во время мытья в бане, где не было установлено никакого надзора. Вследствие этого: выводить в баню по камерно: более спокойных, за ними – строптивых и незаслуживающих доверия, и, наконец, подвергнутых содержанию под арестом. Арестантам следует разъяснить, что если обнаружится подобный случай насильственной смерти, или изувечения арестанта в камерах, бане, или каком другом месте, то кроме привлечения прямых виновников к должной ответственности, и к недоносителям будут применены самые широкие репрессии».

Губернский тюремный инспектор не раз отмечал начальнику Курганской тюрьмы, что: «Арестанты выводятся в присутственные места небрежно одетые, в расстегнутых бушлатах, и в дороге ведут себя крайне неприлично: курят, разговаривают с прохожими и самими конвойными. При чем сами надзиратели не отличаются хорошим поведением». Помощник губернского тюремного инспектора докладывал: «В последнее время я неоднократно встречал тюремных надзирателей на улицах города в нетрезвом виде и ведущих себя крайне неприлично по отношению к проходившей публике, наказывать провинившихся, вплоть до увольнения».

Эта переписка дает некоторые представления о событиях, которые происходили не только в Курганском, но и других тюремных замках губернии, и которые были скрыты от глаз обычных обывателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: