Зауральские модники: что носили наши предки?

Глядя на старинные фотографии конца ХIХ начала ХХ веков не перестаешь удивляться на сколько отличалась одежда, которую носили Курганские модницы и модники сто лет назад от той, которую носят в настоящее время. Изящные, грациозные платья, подчеркивающие фигуру, и потертые, дырявые джинсы, или обтягивающие не всегда стройные ножки, леггинсы. Какой контраст!

Конечно, разница между городской и крестьянской одеждой была большая, но в конце ХIХ начале ХХ веков городская одежда начинает все больше проникать в деревню.

Самой обычной одеждой для крестьян были штаны (или порты), рубахи – для мужчин и сарафаны, юбки, кофты – для женщин. Штаны шили из холста, пестряди старорусским покроем. У пояса они собирались на шнурок – гашник. Штаны были короткими и доходили лишь до щиколотки. В конце XIX начале ХХ веков стали шить штаны, покрой которых стал приближаться к брюкам. Праздничные штаны были суконными или плисовыми. Такие вещи обычно покупали на ярмарках.

Практически во всех населенных пунктах были распространены рубахи прямого покроя и  косоворотки с разрезом на левой стороне груди. Рубахи шили длинные до колен, но к концу XIX века они стали гораздо короче. Праздничные мужские рубахи, особенно свадебные, всегда украшали вышивкой и узорным тканьем. Украшения располагали по вороту, разрезу на груди, краям рукавов и по подолу. Верхней одеждой мужчин были: тулуп, зипун и полушубок. На голове обычно носили картуз, а в зимнее время – шапки из овчины.

Женская рубаха также была основной одеждой крестьянок, иногда она являлась и единственной. Рубахи были почти всегда с длинными рукавами. Шили рубахи из холстов и тканей собственного изготовления.  Основным сырьем для изготовления домашнего холста, из которого шили нательную одежду, служили конопля и лен.

В середине ХIХ века почти в каждом доме имелся ткацкий станок и другие необходимые приспособления для ткачества. Кроме белых холстов, которые шли главным образом на шитье нижней одежды, изготавливали пестрядь и крашенину различных расцветок.

В домашних условиях для окраски тканей применяли естественные красители. В нашем крае употреблялись: кора дуба, березы, ольхи, ивы, которые придавали тканям желтые, зеленые, коричневые, серые, черные и другие цвета. На базаре покупали кубовую краску (цвет сиреневый с голубым). Делали краску из дубовой коры, так называлась ивняк. К коре ивняка добавляли кору старой березы, затем парили в печи, цвет получался коричневым. Использовались полевые цветы, травы (подмаринник, душистая ромашка, незабудки и другие). Еще делали краситель из свеклы, ее варили, томили, и получался густой краситель. Затем холст раскладывали и заливали таким красителем. Цвет получался малиновый, красный или розовый. Зеленую краску делали из осиновой коры. После окраски ткань прополаскивали в холодной воде с солью. Такие ткани никогда не линяли.

В конце XIX века в моду вошли кофты. Они получили широкое распространение как в городской, так и в деревенской среде. Их носили поверх нижней рубахи и сарафана. Кофты шили уже только из фабричных тканей, бедные – из ситца, а зажиточные – из шелка, шерсти и украшали кружевом, тесьмой, бахромой и бисером. Кофты изготовляли с высокими стоячими и отложными воротниками, с крупными рукавами, рукав собирали у плеча, и он получался «фонариком».  Юбок носили несколько, обычно по три сразу. Первая была короткая до колен, вторая с кружевами и третья верхняя «бумажная». Юбки шились без резинок и были на гаснике, или гашнике (шнуровке). Праздничные юбки шились из сатина, шелка, атласа. Но если кофта была из шелка, то и юбка должна была обязательно быть из шелка, если кофта из гаруса, то и юбка – из гаруса. Крой зауральских кофточек был похож на крой кофточек, которые носили кубанские казачки.

   

Для начала ХIХ века характерны употребление шелка и кружева. В моду входят ажурные мантильи, кружевные шарфы, носовые платки с кружевным оплетом, белые и цветные, кружевные воротники и манжеты, а также предметы с вышивкой. Вышивка занимала в русском костюме очень большое место, она была не просто украшением, но служила, как «оберег от злых сил».

Зимой женщины носили шубки, шубки были приталенные, воротник и подол оторочен мехом. Это были праздничные шубки, а будничные шили без особых украшений.

   

В изготовлении одежды существовало резкое разграничение. Это касалось, как города, так и деревни. Нательную одежду шили женщины непосредственно дома. Хозяйка обычно обшивала всю семью. Верхнюю одежду с давних времен шили мужчины. Кстати сказать, в первом ателье, которое появилось у нас в городе и принадлежало купцу И.И. Дерягину, работали только мужчины и шили преимущественно верхнюю одежду, а женщинам дозволялось только вышивать эту одежду.

Почти в каждой деревне был свой портной или портниха. Также было много бродячих портных – они путешествовали по деревням, переходя из дома в дом, или останавливались на длительное время в какой-нибудь избе, куда крестьяне приносили свои заказы.

Деревенские портнихи шили нарядные платья не только для себя, но и на заказ, а также для продажи на ярмарке. В основном, это были праздничные платья, а повседневное рабочее платье умела шить любая крестьянка. Вся одежда шилась вручную, так как швейные машины стоили очень дорого и были доступны только богатым. Крестьянки – мастерицы и рукодельницы ткали яркие, праздничные гарусные пояса со всевозможными рисунками и пышными кистями. Такие пояса надевали только в церковь и на праздники.

В связи с развитием мануфактуры, в нашем крае, как собственно и по всей стране, несколько сократилось прядение и ткачество. Во второй половине ХIХ века широко стали входить в обиход  готовые фабричные ткани: ситец, сатин, плис, кашемир, шелк и другие.  Одежда делилась на рабочую и праздничную по качеству ткани и отделке. Покрой праздничного платья почти не отличался от будничного, только оно было немного длиннее и полнее рабочего.

В ХIX веке одежда жителей Зауралья претерпевает некоторые изменения, входят в моду европейские платья, однако такие  платья были приняты только частью городского населения.            В своих воспоминаниях о Кургане 30 – 40-х годов ХIХ века ссыльный декабрист А.Ф. Бригген писал: «Курганское светское общество внешне выглядит прилично, не пренебрегает культом моды, одевается по журналам, костюмы очень элегантны, танцуют французские кадрили».

В начале  ХХ века и в деревнях стали носить платья. Платья были повседневные и праздничные. Праздничные платья шились из батиста или коленкора, а будничные из ситца.

На голове носили шали и платки шелковые, шерстяные, кашемировые, которые покупали на ярмарках. Шаль первоначально была излюбленным дополнением женского костюма, а в первой четверти XIX века превратилась из предмета роскоши в неотъемлемую часть костюма. Их носили и летом и зимой, не расставались с ними даже на светских мероприятиях.

Одежда была очень качественной, поэтому ее носили несколько поколений.

Манера одеваться характеризовала не только личный вкус и имущественное положение людей, но особенно у мужчин, указывала на принадлежность к тому или иному сословию, к той или иной прослойке общества.

   

ХХ век вносит свои коррективы в русский костюм, все большее количество людей начинают работать на предприятиях, сельские жители также перебираются в города, поэтому и костюмы становятся более удобными и комфортными, женские юбки становятся короче, убираются излишние украшения банты, кружева, мужские сюртуки все более походят на короткие пиджаки, брюки становятся длиннее и уже.

Таким образом, предпочтение отдается не столько красоте, сколько удобству.

 

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: