Борьба с браконьерами в Курганской области не прекращается

Как писали курганские газеты: «Браконьерство – это самое отвратительное явление в нашей жизни. Браконьер многолик, жаден, хитер, изворотлив и жесток, ущерб, причиненный им огромен». Борьба с этим злом ведется на протяжении ста лет, но особых успехов не приносит.

Я уже писала о том, что в начале ХХ века в Кургане создается «Общество правильной охоты», куда входили люди разных сословий, любящие охоту, но стремящиеся не просто добыть побольше дичи, а прежде всего, изменить ситуацию с бесконтрольным уничтожением птиц и животных.

В 1914 году в газете «Курганский вестник» было опубликовано сообщение: «Курганское общество правильной охоты доводит до сведения горожан, что им заарендованы все охотничьи угодья крестьян села Рябковского, деревни Большое Чаусово и города Кургана. Охота на которых без билетов воспрещается».

В 1920 году советское правительство принимает декрет «Об охоте» и создает орган управления данной областью «Главохота». Впервые все животные и птицы были зачислены в государственный охотничий фонд, не зависимо от района обитания. Право на охоту было предоставлено всем гражданам, при условии получения охотничьего билета и уплаты государственной пошлины.

В 1944 году при областном комитете физкультурников был открыт «Клуб охотников». В задачи клуба входила борьба с хищнической охотой и рыболовством, а также создание заповедника для охраны диких животных от истребления. В 1950-е годы члены «Клуба охотников», на ряду с охраной животных, занимались отстрелом хищников – волков, рысей, как считалось – злейшего врага охотофауны.

Несмотря на ужесточение правил охоты, браконьерство в нашем крае процветало.

В 1960-1970-х годах появляется большое количество материалов на эту тему, в которых в качестве браконьеров все чаще фигурируют председатели колхозов, главные инженеры различных предприятий и организаций, сами егеря, например, случай браконьерства, описанный в газете «Советское Зауралье» в январе 1977 года:

«Председатель колхоза «Дружба» Семейкин А.П. и егерь Дягилев В. Е. решили поохотиться. В качестве транспортного средства они решили использовать колхозный трактор К-700. Тракторист Костромин В.И. не стал расспрашивать шефа о целях поездки. Достаточно было взглянуть на ружье, и все становилось ясно. Предстояла увлекательная охота на лося.

– Это в январе – то? По правилам сейчас в лесу с ружьем и показываться – то нельзя, – робко сказал Виталий Иванович.

– Кого учить собрался, мил человек? Да, будет тебе известно, я егерем Вагинского комплексного охотничьего хозяйства состою, – гордо произнес Дягилев.

Оседлав мощный К–700, компания двинулась в путь. Вдали показался Белозерский заказник. Охотники заметили зайца, петлявшего между деревьев. Машина мчалась на всех парах. К счастью выстрела не последовало, не успел егерь спустить курок, как трактор стал погружаться в трясину. Друзья молча вышли из кабины. Без посторонней помощи из болота не вылезти. На помощь «утопленнику» был вызван собрат такой же К – 700, но не успел. Как ни старались горе-охотники, как ни тужились, должного эффекта не происходило. Болото цепко держало в своих объятиях засевшую технику. Наступил третий день безрадостной прогулки. Его исход зависел теперь от некоей сверхмощной силы, и она не замедлила прибыть в виде трактора С-100. Так в Белозерском заказнике была завершена операция под кодовым названием «Браконьеры». Охота не состоялась, сорвалась, а, чтобы ее участники подольше помнили этот незабываемый день, Областным Управлением охотничье – промыслового хозяйства были составлены протоколы о нарушении правил и сроков охоты в отношении А.П. Семейкина, В.Е. Дягилева и В.И. Костромина, которые 13 января 1977 года проводили охоту в Белозерском госзаказнике, где всякая охота запрещена».

Годом ранее, в декабре 1976 года механизаторы колхоза «Сибирь» Половинского района Ф.П. Сидоров и Г.И. Никулин оказались большими любителями мяса сибирской косули. Завели трактор и поехали, что им лицензия и охотничьи билеты. Были бы ружья в руках, да машина под боком. В этом же году за браконьерство был задержан скотник колхоза «Победа» Е.И. Сергеев, который также отправился на охоту на тракторе. Охотовед В.И. Менщиков заметил нарушители и пустился за ним.

Главный инженер-строитель отдела капитального строительства в совхозах областного Управления сельского хозяйства Ю.И. Панихидин отправился на охоту на государственном автомобиле, вместе с директором Варлаковской средней школы Ю.А. Епанчинцевым. Только подъехали к бору, а тут на них, как на грех, четыре косули выходят. Вскинули ружья, и королева леса приказала долго жить. Егерь Куртамышского госзаказника И.Е. Булатов с двумя приятелями отправились за лосем в родной заказник. Один выстрел, и 738 рублей собственных сбережений, как не бывало.

А вот егери А.Д. Бормотов и В.А. Евдокимов из Далматовского района вместе с начальником местной дистанции контактной сети М.И. Мысовым, как следует из их объяснительной записки, нашли косулю прямо на дороге.

В 1979 году зима в Кургане выдалась суровой и многоснежной, трудной для диких животных оказалась и весна. Охотничьи коллективы, егеря, энтузиасты – охотники делали все, что могли, чтобы облегчить участь диких животных, уберечь их от верной гибели. В глубоких снегах прокладывались тропы, разрушался крепкий, как стекло наст, выкладывалось сено, веники, зерноотходы. Отстреливались волки, рыси, бродячие собаки и кошки. Велась и борьба с браконьерами. Сделано было много. Много диких зверей и птиц было спасено от верной гибели. Однако, все же Государственный охотничий фонд понес огромный ущерб. И главными виновниками были браконьеры.

В начале мая в том же Вагинском охотхозяйстве Белозерского района было обнаружено два лося, отстреленных пулями. Время отстрела – предположительно конец марта – начало апреля. Браконьерам кто-то, или что-то помешало, туши лосей остались неразделанными. Одновременно в Першинском охотхозяйстве (на границе с Вагинским) был обнаружен еще один лось, убитый пулей браконьера и также оставшийся неиспользованным. По этим фактам началось расследование. Вагинское охотхозяйство решением облисполкома было закреплено за коллективом охотников Боровлянского леспромхоза. Арендатор охраной охотхозяйства, по сути дела, не занимался, никакой работы по воспроизводству запасов дичи не проводилось, очевидно полагая, что это их вотчина и главная их задача – стрелять. В 1976 году в угодьях было задержано за браконьерство 19 работников леспромхоза, в том числе главный инженер И.Т. Поротиков, ранее привлекавшийся к ответственности за отстрел лося без лицензии, инженер охраны леса А.А. Худяков и несколько лесников, которым не только по совести, охотничьему долгу, но и по служебным обязанностям надлежало охранять диких зверей и птиц, обитающих в лесах леспромхоза.

Вообще с начала 1970-х годов в газетах и документах описываются случаи просто варварского истребления животных. К примеру:

В марте 1975 года механизаторы колхоза «Россия» Шумихинского района Н.В. Иванов и В.З. Третьяков поехали обкатывать после ремонта трактор ДТ – 75, а, чтобы не страшно было вдвоем в поле, взяли в кабину ружья. На опушке леса в глубоком снегу увидели двух косуль, подъехали вплотную и выстрелили. Иванов и Третьяков были задержаны и подвергнуты штрафу каждый на 50 рублей с конфискацией ружей. Ущерб в сумме 348 рублей был взыскан. В объяснительных записках они указали, что не являются членами Общества охотников и «не знали», что охота закрыта, а звери лицензионные.

24 марта братья А.А. и В.А. Качалковы из села Корюково Катайского района решили покататься на лыжах и увидели косулю, утопающую в глубоком снегу. Догнали ее и зарезали перочинным ножом. Вместе с матерью погибли и два детеныша, так и не увидевшие солнечного света.

В апреле этого же года рабочий Катайского лесопункта А.Г. Булатов и слесарь Горгаза Ю.А. Парфенов, «катаясь» на лыжах, загнали по насту двух косуль, ружей по неопытности не взяли, так что, косуль «рубили топорами». По этому факту было заведено уголовное дело.

Кроме браконьеров большой бедой для диких животных были бродячие и безнадзорные собаки. Только в 1978 году, по данным управления заготовок Облпотребсоюза в охотугодьях было отловлено и отстреляно 2.188 бродячих собак, а весной 1979 года уничтожено более 900 штук. Если хозяина собаки найти, все-таки, удавалось, то ему приходилось платить большой штраф.

Например, скотник колхоза «Труд» Щучанского района А.М. Рогозин содержал двух псов, которые безнадзорно бегали вокруг деревни. 12 апреля они задрали дикую косулю, а при обследовании этого участка была обнаружена еще одна косуля, ранее растерзанная собаками.

Две собаки лесоруба Ольховского лесничества Шадринского района А.М. Савельева, также задрали сибирскую косулю. Граждане Л.В. Масленников и А.Г. Масленникова из села Моховое содержали целую свору собак, но привязывать их не считали нужным. 26 марта эти собаки буквально в один миг растерзали косулю. Лесник Шадринского лесничества И.И. Миронов также предпочитал держать двух собак беспривязно. 23 марта их жертвой пала, обитавшая в лесу сибирская косуля. И, все-таки, владельцев беспривязных собак старались отыскать, подвергнуть штрафу в размере до 50 рублей и обязать возместить ущерб, причиненный Госохотфонду.

И это только некоторые случаи, которые были раскрыты, а преступники наказаны. Но, несмотря на то, что браконьеров задерживали, штрафовали, забирали ружья и добычу, они все равно продолжали преступать закон.

Фото превью: newsbel.by

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: