«Курганстальмост»: от БАМа до Европы. Предприятие отмечает юбилей

В январе 1975 года в Кургане начинает строиться новый завод – ММК – Мостовых металлических конструкций. В эти годы в нашей стране идет грандиозное строительство Байкало-Амурской магистрали. Великая стройка требовала производства большого количества мостов, железнодорожных переходов, тоннелей. Два мостостроительных завода нашей страны – Воронежский и Улан – Удэнский не могли обеспечить такое большое строительство.

Строительство завода ММК. 1970-е гг.

В марте 1975 года в северо-западной части города, в степи был вбит первый колышек и первая свая под фундамент будущего главного корпуса завода. Более 30 строительных организаций и управлений Минтрансстроя приступили к возведению этого промышленного комплекса Всесоюзного значения. Министерством был запланирован объем работ на сумму 20 миллионов рублей. Продукцию нового завода ждали,  прежде всего, на БАМе, там курганские мосты должны были связать в стальную нить трассу века, соединяя берега сибирских рек и ущелий. На строительной площадке было забито 12 первых свай. Директором строящегося завода был назначен Олег Яковлевич Полонский, а через год – Юрий Яковлевич Олейников. Завод начал строиться в северо-западной части города, на самой его окраине, в степи, здесь и вбивали первые сваи, доставляли первую строительную технику. В народе курганскую стройку прозвали «БАМом», так как, в первую очередь, продукцию ждали рабочие Байкало-Амурской магистрали.

Новый объект планировалось запустить в декабре 1978 года, однако, этого не произошло. К декабрю из 41 объекта, государственная комиссия подписала только 28. Не вошли в строй и жилые дома, почти готовое общежитие в микрорайоне № 1, а самое главное – не был готов к сдаче главный производственный корпус. Самыми важными причинами срыва сроков запуска объекта строительные начальники называли две: «Проектировщики не только «посадили» завод на болото, но, еще и срезали южную часть косогора, в которую упирается метизный цех. Это привлекло на площадку почвенные воды, и, начиная с марта 1978 года по 15 июня, рабочие не могли ввести в действие на главном корпусе механизмы. Они тонули. Особенно тяжелые 100-тонные краны. Кроме этого, в 1977 году не успели выполнить ливневую канализацию, и, как следствие не отрегулировали сброс воды».      Для форсирования работ в Курган были срочно отправлены строители из других городов Советского Союза: Барнаула, Самарканда, Уфы. Сроки сдачи объекта перенесли на первый квартал 1979 года, так как стройки Сибири и особенно БАМа ждали мостовых конструкций, изготовленных в Кургане. Однако, затем передвинули на июнь.

В апреле 1979 года газета «Советское Зауралье» писала: «До пуска первой очереди завода мостовых металлических конструкций мощностью 20 тысяч тонн осталось 64 календарных дня. В настоящее время на стройке работает 20 строительно-монтажных организаций, имеющих около 700 человек. Но немало еще стоит проблем перед подрядчиком и заказчиком. Главное – доделать и сдать государственной комиссии 30 объектов. Ответственные задачи стоят перед строительно-монтажными поездами № 290, 287, Управлениями № 78, «Уралметаллургмонтаж» и другими. Одной из проблем на сегодня остается восстановление и опробование всех инженерных внутриплощадочных сетей. И, все-таки, дело продвигается очень медленно: медленно завершаются работы по окончанию строительства канализационной насосной станции, резервуаров пожарного депо, метизного цеха главного корпуса. Медленно, с большими трудностями сдаются фундаменты под монтаж оборудования».

30 июня 1979 года новый завод вступил в строй действующих. На предприятии состоялся торжественный митинг рабочих и строителей, инженеров и конструкторов завода. Украшенный транспарантами кузов тяжелогрузного автомобиля стал импровизированной трибуной. Днем ранее было собрано первое пролетное строение, почти сорокатонная громадина. Впереди над плакатом красовалась надпись: «Первый мостовой пролет БАМу!». Секретарь обкома партии Д.Н. Жукоцкий перерезал алую ленточку. Победный гудок локомотива перекрыл медь оркестра. На митинге присутствовали рабочие, которые прежде чем встать за станки, сами строили новый завод, устанавливали оборудование, готовились к выпуску первой продукции. Проектная мощность предприятия составляла 60 тысяч тонн металлических конструкций в год. На заводе были установлены уникальные отечественные и зарубежные станки, на каждом из них в честь праздника лежал букет цветов. В центре Заозерного района был также устроен большой праздник: в эти дни государственная комиссия принимала общежитие и два жилых дома, построенных для рабочих нового курганского завода.

Митинг, по случаю ввода завода в строй действующих. 1979 г.

В 1981 году была введена в строй вторая очередь завода.

В феврале 1982 года газета «Советское Зауралье» писала: «С подъездных путей курганского завода мостовых металлоконструкций отошел состав, в котором отправлены последние изделия очень важного заказа строителей треста «Мостострой – 7», ведущих сооружение моста «Дружбы» СССР – Афганистан через реку Аму-Дарью. Над выполнением задания трудился весь коллектив завода, последние детали обустройства моста были изготовлены в сборочном цехе № 6″. В этом же году курганский завод освоил изготовление автодорожных мостов новой конструкции через Тюменские реки: Пяко-Пур, Ево-Яха, Ныда.

5 февраля 1982 года на собрании партийно-хозяйственного актива Курганского завода мостовых металлоконструкций был обсужден и подписан договор о творческом содружестве между коллективами завода КЗММК и Мостоотряда № 43, ведущим строительство мостов на Центральном участке БАМа.

Среди заказов на 1984 год – металлоконструкции для возводимых у Ленинграда защитных сооружений, призванных навсегда оградить город от напора воды Финского залива.

Наиболее крупные проекты завода в 1980-1990-е годы: мост через реку Иртыш в Тобольске – 460 метров, через Днепр в Днепродзержинске – 600 метров, через Обь в Барнауле – 700 метров, через Аму-Дарью в Узбекистане – 800 метров.

В ноябре 1990 года Курганский завод мостовых металлических конструкций возглавил Николай Васильевич Парышев.

Николай Васильевич Парышев. 1990-е гг.

В 1995 году было закончено изготовление металлоконструкций автодорожных мостов в Омске, Тюмени и второго по величине в России моста через реку Обь в Барнауле. В 1996 году предприятие приступило к строительству металлоконструкций мостов в Сургуте, Уфе, метромоста в Омске. Кроме того, «Курганстальмост» принял участие в реконструкции Московской кольцевой автодороги.

3 октября 1994 года в одном из цехов Акционерного Общества «Курганстальмост» произошла презентация новой линии по производству и упаковке металлической фибры. На открытии выступил представитель фирмы «Бауэр», предоставивший кредит в 2,5 млн. марок для покупки линии. На предприятии «Курганстальмост» планировалось выпускать более 300 тонн готовой фибры в год.

В 1997 году были начаты поставки металлоконструкций на один из важных Московских объектов – пролетное строение через Волоколамское шоссе. Туда планировалось отправить 1000 тонн металлоконструкций. В 1997 году были поставлены металлические конструкции на автодорожное пролетное строение в город Химки, на мостовой переход через реку Москву у села Спас и на дорогу в Рублевском направлении.

Мост к Храму Христа Спасителя через Москву – реку. 2004 г.

В 2001 году завод получил заказы на 2002 год из Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа, Перми, Омска, Юго-Восточной Азии. Предприятие наращивало объемы производства. В 1997 году было выпущено 23 тысячи тонн металлоконструкций, в 1998 году – 31 тысяча тонн, в 2000 году – 40 тысяч.

В 2004 году на «Курганстальмосте» был изготовлен мост через реку Иртыш, близ Ханты-Мансийска. Общая длина которого составила около 1,2 километров, а масса – больше 11 тысяч тонн.

Автодорожный мост через протоку Юганская – Обь. Нефтеюганск. 2008 г.

По итогам 2017 года ЗАО «Курганстальмост» выпустило 95 тысяч тонн металлоконструкций. Рост объемов производства за год составил более 30 тысяч тонн.

В сборочном цехе ЗАО «Курганстальмост». 2000-е гг.

В настоящее время ЗАО «Курганстальмост» – это ведущее предприятие России, выпускающее металлоконструкции всех типов мостов, являющееся единственным предприятием в стране, поставляющим мостовые металлоконструкции в Европу.

Уважаемые работники ЗАО «Курганстальмост», с Праздником!

Фото превью: cont.ws

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: