В Нижнетагильском музее рассказали о женщинах в искусстве | Уральский меридиан
NTMII

Искусство, созданное женщинами разных эпох, приоткрывает тайну женской души, удивительным образом оставляя множество загадок. Специально для женщин сотрудники Нижнетагильского музея изобразительного искусства (Нижний Тагил, Свердловская область) подготовили две истории о двух произведениях искусства, хранящихся в музее. Их авторы — женщины, посвящены эти произведения также женщинам — таким неуловимым, сложным и чувствующим.

ZLt5sYUc6Q4Восхищение женщиной, очарованием юности видно в скульптуре «Голова девушки» Марии Диллон. Как, должно быть, тяжело было в царской России пробиваться таланту скульптора, если ты не просто из национального меньшинства, а из еврейского меньшинства, и еще, особенно, если ты женщина, первая женщина – скульптор. Быть первым всегда сложно – неизбежны сравнения, непонимание, неприятие. Приходилось доказывать, убеждать, и в первую очередь самою себя, что чего-то стоишь, можешь, достигнешь. Страстное желание, неудержимое, как лавина, заставили девочку из еврейской семьи местечкового откупщика лепить из всего, что попадалось под руку, даже из хлебного мякиша, за что сильно попадало по рукам от родителей. А далее, сучилось закономерное – поступление в Императорскую Академию художеств, окончание которой, кроме возможности стать скульптором и заниматься любимым делом, давало еще и право на свободное проживание вне черты оседлости. Мина Диллон поступила в Академию в качестве вольнослушательницы и через несколько лет получила несколько больших и малых серебряных медалей, а по окончании – малую золотую медаль и звание классного художника II степени. Потом были Париж и Рим… Художница вырабатывала свой творческий почерк. Ее изящные и миловидные женские образы полюбились обывателям – её женственный академизм хорошо вписывался как в роскошные салоны, так и в сдержанные интерьеры модерна. Тонкая, прихотливая линия стиля модерн следовала в этих произведениях за изгибами женского тела, томными поворотами девичьих голов, и в то же время ее работы были полны «…удивительного вкуса, жизненной правды, строгой гармонии, и в каждой из них заметен крупный, яркий талант».

«Мягкие черты лица, хрупкие плечи, тонкие ключицы – все раскрывает неуловимое обаяние юности, все в нежности и трепетности напоминает только что распустившийся прекрасный цветок — полуопущенные глаза, овал лица, линия изящно очерченных губ и божественно прекрасных плеч. Она действительно свежа и так хороша! Полураспущенные волосы ниспадают на грудь и касаются роскошной раскрывшейся розы, приколотой на груди девушки, становясь стеблем. Нежный рисунок кружев лишь подчеркивает изысканную ее красоту… Полированный мрамор словно светится, и не вериться, что он холоден… Все чувственно, все томно, все задумчиво… Девичество – такая короткая пора…» — описывает Александра Шемякина, искусствовед, архитектор отдела городской скульптуры в НТМИИ.

Os6lNqm zMYАвтопортрет Зинаиды Серебряковой наполнен непостижимостью и глубиной женщины-творца. Зинаида Серебрякова была одной из самых известных художниц своего времени. Серебрякова родилась в родовом имении семьи Бенуа-Лансере (известных архитекторов и художников) Нескучное, расположенном недалеко от Харькова, куда потом часто возвращалась и подолгу жила. Обучение З.Е. Серебрякова проходила в женской гимназии, художественной школе княгини К. Н. Тенишевой, а с 1903 года в мастерской портретиста О.Э. Браза, позднее в Париже. Приехав в Россию, она с 1911 года становиться членом объединения «Мир искусства», художники которого обратились к миру и образам русского искусства XVIII – начала XIX века. Они собирали и устраивали выставки Ф. Рокотова, Г. Левицкого, В. Боровиковского и А. Венецианова, вернув России их почти забытые имена. Своим идеалом Серебрякова выбрала творчество А. Венецианова и итальянское возрождение, откуда черпала необычайную чистоту и красоту образов, гармонию бытия. Прожив до 1924 года в России, она отправилась на время в Париж, но так и не вернулась обратно.

Фото с сайта Нижнетагильского музея изобразительных искусств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: