Большевики Зауралья в подполье. 1918 – 1919 годы

Большевики Зауралья в подполье. 1918 – 1919 годы

События, которые произошли в Кургане и уезде всего за один год с июня 1918 по август 1919, с того момента, когда советская власть в Кургане была свергнута белочехами и до того момента, когда кавалерийский отряд под командованием Н. Д. Томина выбил колчаковцев из Кургана.

В ноябре 1917 года большевики захватили власть в Кургане, наложив на местную буржуазию контрибуцию, начав национализацию всех предприятий. Но в связи с выступлением белочехов, власть в городе снова поменялась. Многие жители города с облегчением восприняли этот переворот, надеясь на то, что власть в городе снова восстановится. Действительно, она восстановилась, но только на год.

Чехи. Курган. 1918 г.

В самых первых числах июня 1918 года после белочешского переворота, в Кургане стали восстанавливаться старые порядки. 5 июня 1918 года была восстановлена деятельность городского самоуправления в лице временной городской думы, организованной на коалиционных началах по 16 человек из представителей социалистической думы, цензовой думы, от профессиональных организаций и четырех обывательских районов города. В составе 64 человек.

Ф. Грабчик. 1918 г.

В связи со сменой власти, и развернувшимися репрессиями в отношении большевиков,  у некоторой части рабочих и даже коммунистов появилась неуверенность в торжестве революции. Чтобы поднять революционный дух, необходимо было немедленно развернуть организационно – политическую и партийную работу среди трудящихся. В этих условиях и началась подпольная партийная работа в Кургане, что в то время было крайне трудно и опасно. Во второй половине июня 1918 года за Тоболом состоялось первое подпольное партийное собрание, а в первых числах июля очередное партийное собрание было проведено на квартире Варфоломея Репнина, стрелочника тракционных путей службы тяги. Квартиру Репнина решили с этого времени сделать конспиративной квартирой партийной группы. В партийную группу вошли: Петр Салов, слесарь –  жестянщик, Марк Гаркуненко, кузнец, Иван Курчевский, слесарь и другие. В августе 1918 года была создана еще одна партийная группа, которая собиралась на квартире Александра Вотина. На первом собрании присутствовали: Александр Вотин и его мать, Александр Фетисов, Петр Кузнецов, Григорий Никифоров, машинист водокачки станции Курган и Михаил Шпанов. С возникновением нескольких партийных групп появилась необходимость реорганизовать партийное ядро в городской партийный комитет. Партийный комитет приобрел шапирограф и стал печатать листовки и прокламации, а партийные группы распространяли их среди работающих на станции Курган и на местных заводах.

После покушения на поручика чехословацких войск, бывшего начальника первого Курганского добровольческого отряда войск временного Сибирского правительства Франтишека Грабчика 14 сентября 1918 года, 15 сентября по приказу коменданта белочешских войск без суда и следствия были вывезены за город и расстреляны десять видных партийных, советских руководителей города и уезда, находившихся в Курганской тюрьме: А. Климов, Е. Зайцев, И. Пуриц, А. Мартынюк, В. Губанов, М. Грунт, Л. Аргентовский, Ф. Кучевасов, Г. Зырянов и С. Солодовников.

Начались репрессии и в волостях. Солдат запасного полка, находящегося в Кургане Г. Приходько вспоминал: «В деревне Меньщиковой Белозерской волости учинили расправу: пороли винтовочными шомполами. После захвата Шадринска в деревню Демину приехал отряд белогвардейцев на 20 подводах, начались аресты, пытки, порки».

Расстрел десяти Курганских комиссаров.

Таким образом власти решили запугать остававшихся на воле подпольщиков. Но после этого партийная работа не только не прекратилась, но и приняла более широкий размах. Имевшийся в распоряжении партийной организации шапирограф уже не удовлетворял растущие потребности в печатной продукции,  и партком обязал партгруппу депо изготовить печатный станок. Для приобретения шрифта потребовались деньги, и тогда деповская и путейная партгруппы организовали сбор средств среди рабочих депо. Вот с таким обращением к рабочим выступили большевики: «Провалы подпольной работы усугубляются еще тем обстоятельством, что наша группа не имеет ни гроша денег, чтобы обеспечить свои насущные нужды, как например, приобретение небольшого печатного станка, бумаги и т.д. Товарищи, жертвуйте, кто сколько может из вашего скудного заработка. Только вы можете поддержать свою борющуюся партию за всемирное освобождение пролетариата. Буржуазия, наш ненавистный классовый враг, нам не поможет…». Задание было выполнено. Печатный станок был изготовлен, шрифт приобрели в Омске.

В октябре 1918 года в железнодорожном депо станции Курган по инициативе большевиков – подпольщиков собралось на митинг около 200 рабочих. С призывом к забастовке на нем выступил революционер Г. Халин – Егоров. Митинг был сорван ворвавшимся отрядом солдат. Организаторам митинга Г. Халину – Егорову и А. Фетисову удалось скрыться.

В ноябре 1918 года Курганский уездный комиссар белогвардейского правительства в своих донесениях неоднократно указывал, «местные большевики…открыто стали поднимать голову». 28 ноября он сообщил губернскому комиссару о том, что среди населения Митинской волости «С самого падения Советской власти было заметно явное тяготение населения к большевизму…».

17 декабря 1918 года на заседании бюро ЦК РКП(б) было принято решение о создании Сибирского бюро ЦК РКП (б) для руководства партийными организациями, действовавшими в тылу Колчака.

В декабре 1918 года в рядах Курганской городской подпольной большевистской организации состояло 60 членов. В Курганском уезде насчитывалось до 200 – 250 коммунистов. Курганский городской комитет поддерживал непосредственные связи с 17 сельскими группами и руководил их работой. К этому времени возникли подпольные большевистские группы на железнодорожных станциях: Шумиха, Каясан, Мишкино, Пивкино в Челябинском уезде, а также в Крестовской, Катайской, Верх – Теченской и других волостях Шадринского уезда.

В январе 1919 года на нескольких Курганских предприятиях произошли забастовки рабочих. Бастующие требовали повышения заработной платы и принятия мер по улучшению охраны труда.

20 марта в Омске состоялась III Сибирская подпольная партийная конференция, на которой были заслушаны и обсуждены доклады областного комитета РКП (б) Сибири и местных большевистских организаций Сибири, Урала и Дальнего Востока. Решением конференции при Сибирском областном комитете РКП (б) было создано Уральское бюро, которое объединило Курганскую, Челябинскую, Екатеринбургскую, Пермскую, Златоустовскую и Уфимскую партийные организации. В списке подпольных большевистских организаций Сибири и Урала, которые получали материальную помощь от Сибирского бюро ЦК РКП (б), значились Курганская и Шадринская организации. На содержание двух партийных работников в Кургане и оборудование типографии Сибирское бюро ЦК РКП (б) выслало 3600 рублей.

О размахе работы большевиков, находящихся в подполье, говорит тот факт, что для уничтожения партийной организации была послана самая жестокая из контрразведок Колчака – Уфимская № 6. Контрразведка напала на след парторганизации и установила слежку.

А.В. Колчак (в центре). 1918 г.

В конце февраля 1919 года были арестованы активные участники большевистского подполья в Кургане: А.И. Фетисов В. А. Пузиков, затем А.А. Вотин. Следственная комиссия пытала А. Фетисова, но он решил лучше покончить жизнь самоубийством, чем предать товарищей: глотал стекло, вскрывал вены. Парторганизация устроила ему побег. Вскоре после этого были схвачены и расстреляны большевики: Поляков, Репнин, Салов и другие. В застенках тюрьмы погибла член подпольной организации Н. Аргентовская. В феврале 1919 года колчаковской контрразведкой были арестованы практически все активные участники большевистского подполья в Кургане.

Кстати сказать, В. Пузиков и его жена Анисья не раз помогали большевикам из других городов: делали документы, устраивали на работу, как например произошло со старым большевиком Федором Григорьевичем Чучиным.  В Курган Чучин перебрался из Бийска, где контрразведка раскрыла его настоящее имя. При помощи курганских подпольщиков – в основном через А.А. Пузикову – Чучин устраивается разъездным инструктором Курганского отдела народного образования.  Разгром курганского подполья, начавшийся в феврале 1919 года сделал опасным пребывание Федора Григорьевича в Кургане. И вновь Анисья Пузикова помогла старому большевику. По ее совету Чучин добивается командировки в Макушинскую волость. Инструктор народного образования Чучин занялся обследованием школ Макушинской волости. Летом 1919 года в селе Введенском были созваны уездные учительские курсы, где лекции читал Чучин. В уезде свирепствовала контрразведка, а Чучин на лекциях знакомил слушателей с марксистской теорией классовой борьбы. Курсы закрылись, и в ту же ночь колчаковская контрразведка пыталась его арестовать, но и на этот раз опытному революционеру удалось скрыться. В августе 1919 года он переходит линию фронта и уезжает в Москву.

Сестры милосердия партизанского отряда Каширина: Е.А. Давыдова и Т.П. Кузнецова. 1919 г.

В апреле 1919 года в связи с расквартированием вдоль линии железной дороги Челябинск – Омск Волжского корпуса генерала Каппеля, штаб которого находился в Кургане, усилились репрессии против сторонников Советской власти. В станице Звериноголовской карательным отрядом каппелевцев было расстреляно 25 человек.  Такой же расправе подверглись  жители станицы Усть –Уйской и села Куртамыш. 2 июня в Омске колчаковской контрразведкой была расстреляна курганская подпольщица, связная ЦК РКП (б) Любовь Захаровна Годисова, которая в январе 1919 года привезла в Омск чемодан с двойным дном с деньгами и записками членов РКП (б) Я.М. Свердлова и Ф.И. Голощекина для Сибирского обкома РКП (б). Не сумев передать чемодан в Омске, вследствие провала Омской парторганизации, Годисова приехала в Новониколаевск, где была арестована, отправлена в Омск и там расстреляна.

4 августа 1919 года военный министр правительства Колчака А. Будберг писал в своем дневнике: «Год назад население видело в нас избавителей от тяжкого комиссарского плена, а ныне оно нас ненавидит так же, как ненавидело комиссаров, если не больше. И что еще хуже ненависти, оно нам уже не верит, от нас не ждет ничего доброго».

В марте 1919 года колчаковской контрразведке удалось раскрыть железнодорожную и городскую подпольные организации в Кургане. Было арестовано 20 человек, захвачено оружие, бомбы.

В апреле 1919 года северное отделение Сибирского бюро ЦК РКП (б) направило на подпольную работу для организации борьбы с колчаковцами в район Кургана коммунистов: М.А. Медведева и С.А. Медведева. В конце июня для организации военной разведки и слежки за передвижением частей колчаковской армии в район Кургана был направлен коммунист С.К. Морской.

Комсомольцы – железнодорожники, участвовавшие в разгроме войск Колчака на Южном Урале. 1920 г.

С июня по август 1919 года в Южном Зауралье на территории Галкинской, Николаевской, Песчанской, Барневской, Лебяжьевской, Каргапольской, Саломатовской и других волостей организовались отряды партизан. Ко времени освобождения Зауралья от колчаковцев в них насчитывалось несколько тысяч человек. Возглавлялись они, как правило большевистским подпольем.

1 августа 1919 года совместными боевыми действиями 30 – й стрелковой дивизии и сводным кавалерийским отрядом под командованием Н.Д. Томина от колчаковцев был освобожден город Далматово, 4 августа – Шадринск, а 13 августа сводный кавалерийский отряд под командованием Н.Д. Томина освободил от колчаковцев Курган.

Красноармейцы в освобожденном от белых городе. 1919 г.

Это было трудное время для всех, но впереди были еще более страшные 1920 – е и 1930 – е годы. Но это уже другая история.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: