Руководители предприятий послевоенных лет – люди особенные. Такое ощущение, что они были сделаны из стали, с железными нервами, выдерживали тяжелейшие нагрузки, однако жизнь показала, что это было совсем не так. Это люди, вышедшие из рабочего класса, прошедшие войну, или работавшие на военных заводах в тылу, при этом сохранившие уважение к тяжелому труду рабочих и служащих. Руководители, которые на работу ходили пешком, знали рабочих завода по имени, отчеству, участвовали в жизни завода и его работников. Об одном таком курганском руководителе хотелось бы рассказать.
80 лет назад в Кургане начинает строиться Курганский машиностроительный завод (завод тяжелых кранов). На основании Постановления Правительства от 17 декабря 1939 года «О государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1940 год» вышел Приказ Народного комиссариата тяжелого машиностроения СССР, в котором определялась необходимость начала строительства крупных машиностроительных предприятий в Поволжье и Сибири. Одним из таких предприятий являлся завод по производству кранового оборудования в Кургане. На основании этого Постановления под строительство завода в северной части города были отведены территории бывшего свиноводческого совхоза. Весной 1940 года началось строительство, но с началом Великой Отечественной войны оно было заморожено и вновь к постройке приступили только в 1947 году. Директором строящегося завода был назначен Иван Васильевич Пирогов. На его долю пришелся один из самых сложных этапов в истории завода. Вначале 1950 года заводу установили государственный план, а уже 6 июля 1950 года была выпущена первая продукция – крановый редуктор РМ – 350. Однако в 1953 году И.В. Пирогов был освобожден от занимаемой должности, в связи с ежегодным срывом планов строительства.
В 1954 году Постановлением Совета Министров СССР курганский крановый завод был переименован в Курганский машиностроительный завод и передан в ведение Министерства транспортного машиностроения. Директором завода был назначен Василий Петрович Горбунов. С 1955 года Приказом Министерства СССР завод должен был начать серийный выпуск изделия 712 – артиллерийского тягача АТС на узлах Челябинского тракторного завода. Первые два тягача вышли из ворот цеха 15 марта 1955 года. Биография директора В. П. Горбунова – это образец руководителя, прошедшего все этапы трудового пути:
Василий Петрович Горбунов родился в 1909 году в населенном пункте Кын Лысьвинского района Пермской губернии (позже Молотовской области) из семьи рабочего. Отец – рабочий, катальщик жести.
Свой трудовой путь он начал в 1923 году четырнадцатилетним подростком, поступив в Лысьвенскую школу ФЗУ в Пермской области, здесь же в 1923 году вступил в ряды Ленинского комсомола.
После окончания школы с 1927 по 1929 годы работал кузнецом на Лысьвенском металлургическом заводе. В 1927 году вступил в ряды КПСС. Как лучшего кузнеца, Горбунова выдвинули на должность старшего мастера, а затем начальника отдела технического контроля Лысьвенского металлургического завода. В 1929 – 1930 годах Горбунов даже служил сотрудником Окра отдела ОГПУ города Тобольска.
В 1930 году Василий Горбунов поступил в Лысьвенский металлургический техникум. После его окончания, в 1935 году Народным комиссариатом тяжелой промышленности Горбунов был командирован на работу в качестве начальника кузнечного цеха Нижне – Тагильского вагоностроительного завода, где проявил себя довольно энергичным и требовательным руководителем, хорошо знающим производство. В 1940 году его избрали секретарем Нижне – Тагильского горкома КПСС.
С 1941 года, когда началась Великая Отечественная война и до ее окончания в 1945, Василий Петрович работал начальником цеха сборки танков завода № 183 города Нижний Тагил Свердловской области, где оправдал высокое доверие коммунистической партии по досрочному выполнению заказов военного строительства. За своевременное и качественное выполнение Правительственного задания в 1942 году В.П. Горбунов был награжден Орденом Ленина, в 1943 году – Орденом Трудового Красного Знамени, в этом же году Орденом Отечественной войны 1-й степени, в 1944 году – Орденом Красной Звезды. В Победном 1945 году – медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. 1941 – 1945». За участие в освоении целины, в 1957 году – медалью «За работу по освоению целинных и залежных земель».
В конце 1945 года Горбунова вызвали в Москву, где сообщили о новом назначении – руководителя Вагоностроительного завода в городе Калининград. А через девять лет – снова переезд и новое назначение – город Курган – Курганский машиностроительный завод. С октября 1954 года Василий Петрович возглавляет молодое курганское предприятие. Жить ему приходилось на съемной квартире. Только через полгода дали квартиру в новом доме по адресу: улица Ленина д. 41а, кв. 26, туда он смог перевезти жену.
Как отмечалось в партийных документах: «За время работы на Курганском машиностроительном заводе с октября 1954 года товарищ Горбунов показал себя энергичным и требовательным руководителем, хорошо знающим производство. Под руководством Горбунова завод в короткий срок подготовил необходимые производственные площади и оборудование для освоения новой продукции. Товарищ Горбунов принимает активное участие в общественной жизни завода и города, является членом Курганского Горкома КПСС». Но, мало кто знал, сколько здоровья и сил было вложено в это производство!
Из воспоминаний Ольги Леонтьевны Горбуновой, супруги Василия Петровича, опубликованных в книге В.А. Бубнова «Развитие машиностроения в Зауралье»: «Муж работал на износ. С завода возвращался поздно, еле ноги притаскивал, уставший, нервный. Нужно было и завод строить и одновременно тягачи выпускать, выполнять план. Василий Петрович выкладывался весь, без остатка. Но, иначе он не мог. На работу он ездил на служебной машине, и, пока ехал, всегда кого-нибудь из заводчан подсадит, пустой машину не гонял».
Видимо, тяжелейшие нагрузки привели к тому, что Василий Петрович стал выпивать. А в те годы, партийные организации на такие случаи реагировали достаточно быстро и сурово (не так как в нынешнее время). Из документов Курганского Обкома КПСС за 1956 год: «За неправильное отношение к служебным обязанностям, появление на работе в нетрезвом виде, за игнорирование партийной организации и доверия коммунистов объявить члену КПСС Горбунову В.П. выговор с занесением в учетную карточку. Предупредить тов. Горбунова В.П., если он коренным образом не изменит свое отношение к работе и поведение, горком КПСС будет вынужден поставить вопрос о снятии его с поста директора завода».
Изнурительная работа, все эти неприятности дали свои результаты, в последние дни своей жизни Василий Петрович чувствовал себя все хуже и хуже, хотя он старался скрывать свое состояние. 28 февраля 1958 года Василий Петрович Горбунов скончался в Курганской больнице от отека головного мозга. Ему было 48 лет. Из воспоминаний О.Л. Горбуновой: «Я считаю, что он сгорел на работе. 2 марта Василия Петровича хоронили. Уму непостижимо, сколько народу пришло проводить его в последний путь, тот печальный день прощания показал, как хорошо к нему относились люди, как любили и уважали».