К 80-летию ОБХСС-УБЭП: интервью с Николаем Сустретовым | Уральский меридиан
Prazdnovanie 50 letnej godovshhiny podrazdelenij BHSS 1987 god

Полковник милиции в отставке Николай Сустретов родился в 1938 году в Воронежской области. После демобилизации в 1960 году работал на военном предприятии испытателем. В 1962 году был зачислен в кадры УВД Свердловской области и направлен на учебу в Елабужскую специальную школу милиции. По ее окончании, в 1964 году, был назначен оперуполномоченным (затем старшим оперуполномоченным) ОБХСС Камышловского городского отдела милиции. Дальше была трехлетняя учеба в Высшей школе МВД СССР. По возвращении из Москвы был направлен на работу в транспортную милицию. Начал старшим оперуполномоченным ОБХСС, затем стал начальником отделения, а с 1977 года и до выхода на пенсию в 1997 году Николай Яковлевич руководил всей службой БХСС-БЭП в Среднеуральском управлении внутренних дел на транспорте. После ухода в отставку был заместителем председателя Межрегионального совета ветеранов нашего Управления. Сегодня Николай Яковлевич поддерживает связь с коллегами из ОБЭП и ПК Управления на транспорте по УрФО, делясь своим бесценным опытом и оказывая помощь тем, кто в наши дни предотвращает и расследует экономические преступления. Накануне 80-летия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, которое отмечается 16 марта 2017 года, корреспондент ИА «Уральский меридиан» беседует с ветераном.

Корр.: Николай Яковлевич, как вы попали в милицию?

Н.С.: Служил в пограничных войсках Грузинского округа, демобилизовался в 1960 году. Два года работал на одном из военных предприятий испытателем, и о службе в милиции, честно сказать, не думал. Заочно учился в Уральском политехническом институте. Как-то раз возвращаюсь после сессии из областного центра в Каменск-Уральский. В дороге совершенно случайно знакомлюсь с попутчиком. Оказалось, что тот работает в областном главке МВД, едет в командировку в наши края. Разговорились, обменялись планами и уже спустя совсем непродолжительное время жизнь моя круто изменилась. В 1962 году был зачислен в кадры УВД Свердловской области и направлен на учебу в Елабужскую специальную школу милиции. По ее окончании, находясь в распоряжении кадров УВД Свердловской области, был зачислен оперуполномоченным (затем старшим оперуполномоченным) ОБХСС Камышловского городского отдела милиции.

В 1968 году, по рекомендации коллектива Камышловского ГОМ УВД Свердловской области, был направлен на трехлетнюю очную учебу в Высшую школу МВД СССР, а по возвращении из Москвы стал работать в транспортной милиции сначала старшим оперуполномоченным ОБХСС, начальником отделения, а затем два десятилетия руководил службой БХСС-БЭП в Среднеуральском управлении внутренних дел на транспорте.

Корр.: В чем заключается работа в БХСС-БЭП в транспортной полиции?

Н.С.: Задача службы БХСС-БЭП на транспорте – активное противодействие преступности, посягающей на экономическую безопасность страны. Эта работа требует, во-первых, высочайшего профессионализма, когда у каждого сотрудника в запасе не только знания юриста, но и четкое понимание специфики «транспортного цеха», алгоритмов коммерческих операций, сложных процессов перевозки грузов и пассажиров и многое другое.

И еще: здесь, как нигде, важно взаимодействие сотрудников БХСС-БЭП со следователями, специализированными подразделениями УВД, иногда и КГБ, прокуратуры, администрации железнодорожных предприятий. Именно поэтому, учитывая большой объем работы по экономическим делам – крупным, резонансным, как правило, для их расследования и сопровождения создавались следственно-оперативные группы.

Можно сказать, что экономические преступления требуют универсальных навыков и тот, кто здесь работает, должен быть готов к новым знаниям и самообразованию. Так, к примеру, сам я даже имея за плечами большой опыт и многие годы возглавляя службу БХСС-БЭП в СУВДТ, четырежды проходил переподготовку на Высших курсах при Академии МВД СССР.

Корр.: Работа правоохранительных органов всегда на слуху, в основном, благодаря резонансным делам. Можете рассказать, а какие расследования Вам запомнились? С какими трудностями при расследовании приходилось сталкиваться?

Н.С.: Если говорить об обстановке, в которой приходилось тогда работать нашей службе, то наряду с нехваткой сил и средств по таким делам, большим объемом работы и обширными в географическом плане преступными связями, были трудности в работе и со свидетельской базой, ее незащищенностью и подверженностью давлению со стороны подозреваемых и обвиняемых. Боясь расправы, думая о последствиях для себя и своих близких, не все граждане давали правдивые показания. Также нельзя сбрасывать со счетов высокую квалификацию экономических преступников, несовершенство бухгалтерского учета, бесконтрольность со стороны руководства предприятий и латентный характер самих преступлений.

Здесь есть и другая сторона медали. Как правило, по таким делам всегда находились покровители этих матерых дельцов, любителей поживиться за государственный счет. В качестве таковых «защитников» выступали представители партийных советских органов разного уровня, включая и высшие партийные чины горкомов и обкомов. Все это подрывало авторитет органов милиции в глазах общественности и ставило под сомнение принцип неотвратимости наказания. Приведу уголовное дело Александра Питерского, возбужденное в результате реализации моих оперативных материалов, когда я лично возглавлял оперативно-следственную группу.

С значительными затратами сил и средств органов транспортной милиции и прокуратуры, в тесном взаимодействии с территориальными ОВД и спецслужбами УВД и УКГБ Тюменской области, рассматривалось уголовное дело – в отношении начальника строительно-монтажного поезда (СМП) «Тюменьстройпуть» Александра Питерского, который в ходе строительства железнодорожной ветки Сургут – Новый Уренгой с целью хищения денежных средств, втянул в преступную деятельность своих подчиненных должностных лиц. Это был человек авантюрного склада, к тому же имевший сильных покровителей – его отец в то время был министром угольной, нефтяной и газовой промышленности Украины. Что и говорить, в Тюменском обкоме у младшего Питерского была протекция в лице секретаря обкома — хорошего знакомого, да еще и земляка из Киева.

Учитывая это, нам сразу было понятно, что давление на ход следствия будет жестким. Следственно-оперативную группу свердловской транспортной милиции дополнили сотрудниками местной транспортной прокуратуры и представителями двух линейных отделов – тюменского и сургутского. Кроме того, к отдельным оперативным мероприятиям были подключены сотрудники УВД и КГБ Тюменской области. Привлекались к работе и эксперты научно-исследовательских институтов. Как было установлено следствием, суть крупномасштабного преступления состояла в следующем. Возглавляемый Александром Питерским коллектив СМП начинает железнодорожное строительство на одном из участков от Сургута до Нового Уренгоя.

Разумеется, на такое грандиозное строительство из государственного бюджета выделялись миллионные средства. И, конечно, находились предприимчивые руководители, готовые «половить рыбку в мутной воде» и прибрать к своим рукам часть этих денег. В ходе масштабного расследования преступной деятельности А.Питерского, при сборе и закреплении доказательств, пришлось проводить множество разнообразных экспертиз. Так, привлеченные специалисты-лесотехники на протяжении длительного времени замеряли размер каждого оставшегося после вырубки пня, устанавливая предполагаемый возраст и плотность посадки деревьев; другие специалисты определяли фактический объем уложенного под полотно грунта, делая заключение о реальном (а не приписанном) объеме выполненных работ. И все это приходилось делать в непростых условиях тюменского севера на дороге шириной около 80 метров и длиной десятки километров!

Многое в том уголовном деле пришлось решать попутно: и задержание в гостиничном номере подельника Питерского, который пытался для освобождения главаря из следственного изолятора подкупить членов нашей следственной группы; и вынужденная замена статуса некоторых подозреваемых на свидетелей, чтобы не дать окончательно развалить это громкое дело; и направление оконченного дела для рассмотрения в Ханты-Мансийск, где в то время председателем окружного суда был известный своей принципиальностью, независимый и честный судья – ветеран Великой Отечественной войны Иван Маркушин.

Сумма нанесенного государству ущерба была огромной, однако нам удалось добиться его полного возмещения уже в ходе следствия. Сам А.Питерский получил 8 лет лишения свободы, трех его подельников по СМП осудили к различным срокам, несколько должностных лиц были уволены за несоответствие занимаемой должности. Однако оставалось ощущение, что не все в этом деле нам до конца удалось. При наличии «плотного контроля» за расследованием нам, к примеру, так и не удалось привлечь к ответственности руководство киевских вузов и некоторых должностных лиц «Тюменьстройпути».

Корр.: В одной из бесед с руководителем Управления экономической безопасности и борьбы с коррупцией ГУ МВД России по Свердловской области Сергеем Анатольевичем Чуваковым приходилось услышать такую фразу, что «работа сотрудников службы экономической безопасности — дело коллективное». Как Вы оцениваете роль и значение коллектива в эффективности службы?

Н.С.: Особая роль в работе по раскрытию экономических преступлении отводилась и отводится, несомненно, следователям. Именно благодаря их труду, а также нашим оперативным разработкам и налаженному с прокуратурой взаимодействию, по крупицам собирались воедино и вещественные доказательства, и всевозможные процессуальные документы по уголовному делу, и многотомные резонансные дела направлялись в суд. Как правило, следователи имели специализацию для расследования именно экономических дел, а главное их отличал высокий профессионализм и личная ответственность. Всегда с благодарностью вспоминаю следователей нашего управления: В.А. Алешина, А.Ф. Попцова, Г.И. Жиянова, И.А. Нестерова, С.П. Чепелева и многих других.

Начиная с 80-годов в активизации борьбы с экономическими преступлениями в стране сыграл один знаковый приказ МВД СССР (позже пролонгированный и в Российской Федерации), подготовленный в свое время по личному указанию Министра. В нем говорилось о персональной ответственности первых лиц за обеспечение сохранности социалистической (государственной) собственности в регионах и на местах. В результате прямой вертикали кураторства первых лиц за деятельностью БХСС-БЭП как в управлении, так и на местах повысилась эффективность нашей работы. Как следствие, ежегодно на уровне нашего главка наша служба занимала призовые места по количеству, качеству раскрытия и весомости выявленных и предотвращенных экономических преступлений, а также по возмещению нанесенного ущерба.

В этом была, несомненно, заслуга кураторов, первых лиц – начальников Управления: Петра Васильевича Цыплакова, Ария Михайловича Первакова, Алексея Алексеевича Красникова; а также начальников наших территориальных подразделений – Заурбекова М.Б., Напина П.И., Фомина Е.В., Белослудцева Н.А., Ионова Н.И. и других руководителей линейных органов. Считаю, что ядром службы всегда были начальники БХСС-БЭП в линейных органах, на местах организующих всю работу. Хочу выразить всем им слова благодарности за многолетний и самоотверженный труд.

Организующую роль в борьбе с экономической преступностью на транспорте внесли и руководители службы БХСС-БЭП транспортного главка МВД СССР (а затем и РФ) в лице А.С. Крылова, Ю.В. Хотулева, Е.П. Конькова, А.В. Леонова, Ю.В. Приходько и М.Г. Куркина.

Моя биография служения Отечеству была бы неполной, если бы я не вспомнил своих заместителей – верных первых помощников в лице Ю.В. Усмиянова, И.В. Капустина, А.П. Никулина, А.В. Русановского, О.Ф. Пересыпкина, Е.З. Пучкова, К.Я. Данилова, С.А. Шитова, А.С. Порохина.

Среднеуральское управление транспортной милиции – Среднеуральское управление внутренних дел на транспорте – Управление на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу. За этим наименованием, которое менялось, как и многое в новейшей истории страны, стоят реальные сотрудники уральской транспортной милиции (с недавнего времени – полиции), все те, с кем я долгие годы служил. Нам удалось заложить в те годы хорошие традиции в борьбе с экономической преступностью. Основными показателями работы было выявление и предупреждение экономических преступлений, а также возмещение ущерба государству, и мы всегда стремились быть впереди по этому направлению работы! И роль коллектива здесь незаменима!

И главное: я, больше двадцати лет прослуживший в транспортной полиции, всегда гордился и горжусь тем, что свою жизнь посвятил этому нелегкому, но важному делу – защите экономических интересов своей страны!

Корр.: от имени редакции ИА «Уральский меридиан» разрешите поздравить Вас с профессиональным праздником и пожелать здоровья! Спасибо за возможность познакомиться с нелегкой службой, обеспечивающей защиту имущественных интересов общества и государства.

На заглавном фото празднование 50-летней годовщины подразделений БХСС 1987 год. Материал подготовлен при поддержке пресс-службы УТ МВД России по УрФО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: