Прошедшая неделя дала множество городских новостей, с упоминанием имени Бога. Как с большой,
так и с маленькой буквы:
И еще ряд других заявлений, комментирующих провокационное дело Соколовского.
Почему такое внимание СМИ? Журналисты – голос общества. Они регистрируют и задают вопросы тогда, когда эти вопросы начинают появляться у общества. В данном случае, общество Екатеринбурга пытается осмыслить усложняющуюся общественную реальность. В советское время все было понятно – коммунистическая идеология, одна КПСС и все. Общество как самостоятельная сила не предполагалось, религия – для бабушек, Хрущев мечтал последнего священника показать по телевизору.
Потом появились диссиденты, из которых выросло то явление, которое мы ныне именуем оппозиция. В постсоветский период мы потихоньку привыкли к дуализму. Есть действующая власть, а есть ее оппоненты. Власть плохая, оппозиция святая, или наоборот, в зависимости от того, какие у кого политические взгляды и экономические интересы. По сравнению со «слава КПСС!» на всех заборах это был, конечно, значительный шаг вперед в общественном сознании. Благодаря оппозиции обществу удается иногда добиваться смягчения приговоров или вовсе их отмены по резонансным делам, иногда получается восстанавливать справедливость, привлекать внимание к общественным язвам, например, к коррупции. Т. е. наличие возможности оппонировать власти для общества в целом, скорее, благо. Россияне эту систему приняли, ею пользуются, но общественное развитие при этом не остановилось. Оно пошло дальше. И вот, к Поклонной и Болотной прибавляется Пречистенская набережная:
И это стало неожиданностью. Как для власти, так и для оппозиции. Тем не менее, общественная система России явно тяготеет к усложнению, людям хочется жить и развиваться в более разнообразном ландшафте. Бесконечный политический «Том и Джерри» стремительно устаревает, непрекращающиеся взаимные разоблачения дуэлянтов привели к тому, что общество захотело чего-то еще, качественно другого, политически нейтрального и желательно хорошего, т. е. связанного с моральными нормами и духовными ценностями. Видимым воплощением этого желания стали крестные ходы, численность которых стала неожиданностью и для церковного истеблишмента, который их, конечно, возглавляет, но, по большому счету, не контролирует.
Ходить стали много, и зимой, и летом. Всплеск общественной популярности вызывают и привоз мощей разных святых, очередь к которым стоит днем и ночью:
У этих явлений не столько религиозная, сколько, на мой взгляд, социальная причина. Русский народ не вдохновился идеями вечного рабства и безысходного бега по историческому кругу, которые довольно нудно пропагандируются либеральной оппозицией. Русские действительно, на самом деле захотели встать с колен после большевистского крепостничества и даже начинают понемногу ходить. Думаю, в интересах всех, чтобы этот путь был вперед и вверх.