Платный въезд в центры городов

Россия – страна устаревших норм городского транспортного планирования. В этом смысле мы во многом отстали от современности и, хоть и пытаемся наверстать упущенное семимильными шагами, постоянно совершаем чужие ошибки, о которых многие развитые страны уже пожалели. Речь и о тотальном автомобильном лобби, и об искусственном кризисе общественного транспорта, и о скептическом отношении к развитию велосипедной инфраструктуры – обо всем том, что полагалось бы пройти ещё лет 20-30 назад, а к сегодняшнему дню – уже переосмыслить и побороть. Мы сделали автомобиль иконой и базисом транспортного планирования, а любые ограничения его свобод воспринимаем как покушение на самих себя. Внесенный в Госдуму законопроект, допускающий введение платного въезда в центр Москвы, а в перспективе – и любого другого города, продолжает уверенную московскую тенденцию избавления от всеобъемлющего мракобесия.

Платные парковки, сужение проезжих частей, велодорожки, резидентные разрешения – все эти понятия уже успели набить оскомину рядовому москвичу. Ну не может российский автовладелец смириться с тем, что автомобиль – хоть и средство передвижения, но с точки зрения эффективности использования городского пространства, это таки роскошь. Мы плохо представляем, что расходы на парковку, оплату проезда по дорогам общего пользования, повышенный транспортный налог и прочие сборы должны быть неотъемлемой частью владения личным автомобилем в городе, который не хочет намертво встать в бесконечном заторе, одновременно лишившись уличной жизни. Кто-то на последние деньги покупает дорогущее ведро, чтобы респектабельно выглядеть перед коллегами и уж точно не рассчитывает на какие-то глупые, по его мнению, расходы. А кто-то наоборот: способен покупать компании, имеет три спорткара в гараже, но… жалеет несколько десятков рублей на оплату парковки. Этот парадокс очень трудно победить, хотя последнее время та же Москва показывает некоторые успехи, когда на глазах скептиков увеличивает среднюю скорость проезда улицы только лишь за счёт мер автомобильного сдерживания. Платные парковки активно функционируют в Екатеринбурге, Перми, Твери и многих других городах России, хотя общая тенденция остается удручающей.

Российский автолюбитель не терпит никаких ограничений своей свободы, ведь он купил автомобиль! Он может парковаться где угодно, открыто нарушать ПДД, ненавидеть пешеходов, а также активно брызгать слюнями, узнав о введении очередных штрафов, повышении цены на топливо или об организации видеофиксации нарушений на дороге. «Лучше бы дороги сделали, чем знак «20» вешать!» – кричит он, недоумевая, почему должен ехать медленно. При том он даже не знает, откуда берутся деньги на ремонт и содержание этих самых дорог. Автомобилист считает, что вся его ответственность заканчивается и удовлетворяется транспортным налогом, дающим мифическую вседозволенность. «Я плачу налоги! Куда мне ее ставить?» – этим он оправдывает нахождение своего «железного коня» на газоне, считая, что город обязан ему что-то там предоставить. А уж чтобы платить за парковку или, упаси Боже, въезд в центр – это в голове несчастного автовладельца никак не укладывается.

На самом деле городское пространство – очень дефицитный и ценный ресурс, а потому ограничения, вводимые по отношению к тем, кто его использует нерационально и даже в ущерб, необходимы, иначе ни один большой город не выживет. Места для каждого все равно не хватит ни во дворе, ни на проезжей части – рост количества личных автомобилей очень трудно сдерживать, а потому зачастую нужны жёсткие и непопулярные меры. Платный въезд в центр как раз относится к таковым. Многие страны через это давно прошли, мы – только начинаем.

Что касается самого законопроекта, то он предполагает, что у регионов появится право вводить свои ограничения для борьбы с заторами, в том числе запрещать проезд в определенные зоны вообще всем машинам или автомобилям определенного экологического класса. Такие ограничения разрешается вводить в том числе на определенное время суток. Также у регионов появится право вводить платный въезд на определенные территории, но только после того, как власти организуют компенсирующие меры: запустят новые маршруты общественного транспорта, организуют парковки, велодорожки или альтернативные пути проезда. Как пишут «Ведомости», регулированием движения сейчас занимается в основном ГИБДД, но она следит только за безопасностью, а не за борьбой с пробками. Минтранс Москвы предлагает обязать местные власти принимать комплексные планы по борьбе с заторами и корректировать их каждые пять лет (для муниципальных образований с населением более 10 000 человек). За отсутствие плана чиновника предлагается штрафовать на 50 000 рублей.

Разумеется, это только проект закона и говорить о каких-то конкретных мерах еще очень рано. Но сам факт того, что Москва, а в след за ней, надеюсь, и многие другие города страны в скором времени разорвут нерушимый узел доминирования автомобильных интересов – воодушевляет. Огульную критику в остальной России вызывают даже попытки муниципальных властей ввести хотя бы локальную платную парковку. Да и по столице это прекрасно видно. Что будет, когда несчастным автомобилистам объявят, что отныне они не смогут проехать по конкретной улице, не заплатив, предугадать несложно. Курганская область пока еще не столкнулась со всей тяжестью проблемы наступающего коллапса транспортных систем, но об этом уже можно говорить в ближайшем будущем, а потому волевые решения нам еще придется принять.

Конечно, все это еще очень сыро и нуждается в доработке – адаптации к российским условиям с учетом гигантских транспортных перепробегов, растянутых улично-дорожных сетей, консервативных взглядов и прочего, и прочего. Я тоже, знаете ли, не сторонник революционных преобразований без предварительной доработки под каждый конкретный регион. Но тенденция налицо, и это вселяет надежду на то, что хотя бы через десятилетия мы увидим качественный общественный транспорт и удобные города, стремящиеся развиваться, а не выживать под бременем колоссальных дорожных бюджетов.

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: