Василий Мангазейский – быль и легенды

Василий Мангазейский – быль и легенды

О Православии на Ямале любят поговорить, но многие факты широкой публике неизвестны. Например, в салехардском храме святых апостолов Петра и Павла есть икона посвящённая первому и единственному ямальскому святому – Василию Мангазейскому. Его судьба неразрывно связана с историей Мангазеи Златокипящей.

Мангазея (реконструкция)

23 марта 1602 г. в Мангазее произошло убийство, в дальнейшем сыгравшее большое значение для православных людей. Официальная версия озвучена в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

«Василий святой Мангазейский — пострадал в г. Мангазее, иначе Туруханске, в 1600 г. 23 марта, в первый день Пасхи. Память празднуется 23 марта… Св. Василий был сын торговца из Ярославля, поступил в приказчики к богатому купцу, который и послал его с товарами в Мангазею… Благочестивый юноша чуждался развратного хозяина; тот возненавидел его и угрожал мщением, к которому вскоре представился удобный случай. На праздник Пасхи, во время заутрени, когда Василий находился в церкви, была обкрадена лавка. Хозяин обвинил Василия и представил его к воеводе Пушкину. После жестоких истязаний Василий умер и тело его, положенное в гроб, бросили в болото, близ съезжей избы, где совершалось истязание. В 1652 г. гроб с нетленным телом всплыл на поверхность; его поставили на сухое место и построили часовню, а несколько позже он был перенесен в Троицкий монастырь близ Туруханска».

Но не всё так просто в этой криминальной истории. Начнём с того, что год убийства указан неверно. Дело в том что Мангазея была основана в 1601 г., вернее будет сказать, туда пришла первая экспедиция казаков, посланная московским царём Борисом Годуновым. А само поселение было известно задолго до этого, это был торговый пункт новгородцев с местными народами. Но после смерти Иоанна IV Грозного оказалось, что царская казна порядком опустошена. Нужны были новые источники дохода и сибирская «мягкая рухлядь», как тогда называли пушнину, оказалась как нельзяболее кстати. По подсчётам историков, в иные года каждый третий-четвёртый рубль, попадавший в казну был так или иначе связан с Мангазеей. Естественно, эта «государева вотчина» вызывала интерес и у купцов. Вот так судьба Василия оказалась тесно переплетенной с жизнью Мангазеи Златокипящей.

Кто же это был, ведь за любым святым стоит реальный прототип. К сожалению, сведения о Василии разноречивы, в различных источниках того периода пишут о нем крайне скупо.

О начале его жизненного пути известно немногое, но эти события более-менее достоверны, и могут быть, хоть и косвенно, все же проверены.

Мальчик родился в Ярославле в семье торговца. Отца звали Фёдор, был он человеком благочестивым, а потому, как это часто бывает – небогатым. Своего сына он воспитал в том же духе. В будущей судьбе Василия это сыграло роковую роль. Вероятно, с раннего детства от помогал своему отцу в лавке, иначе как он бы ему удалось набраться опыта в торговых делах. Добрый папаша отдал сына в услужение богатому ярославскому купцу, «имя которого исчезло вместе с его жизнью», но этот человек стал зловещим ангелом. Известно, этот купчина участвовал в подготовке второго похода служивых людей в Мангазею в 1602 г. Экспедиция пополняла в Ярославле продуктовый запас, а на местных верфях для экспедиционеров строились кочи. Ими командовали московские воеводы В. Мосальский и С. Пушкин.

Мангазея, реконструкция

Купец имел свой интерес в далёкой сибирской окраине. Привлечённые разговорами о баснословных богатствах, купцы отправляли своих поверенных для торговли или ехали сами. А уж слухи по городам и весям ходили самые невероятные. Впрочем, они имели под собой реальную почву, иные счастливчики за одну поездку в Мангазею могли обогатиться, но это случалось редко. Вот и наш купец очень заинтересовался новыми перспективами и, отправляясь в Мангазею, взял с собой Василия. Осенью кочи благополучно прибыли в новый городок. А так как молодой человек выгодно отличался от других приказчиков своей расторопностью и честностью, это весьма ценилось в приказчике или, как тогда говорили, сидельце, поэтому купец доверил ему свою лавку.

Дальнейшая история жизни юноши начинает балансировать на грани фактов, предположений и домыслов. Скорее всего, Василий участвовал в строительстве городка, налаживал торговые связи с инородцами и русскими промысловиками, торговал в лавке, ведь именно это и вменялось ему в обязанности. Здесь, несмотря на обширность торговых операций, ещё не было построено «хороших и крепких рядов и общих караульных при лавках», поэтому Василию, как многим другим приказчикам и представителям купцов приходилось жить на своём рабочем месте.

Василий Мангазейский

Нетрудно представить, как жили в те времена на севере. Жизнь была трудной, добираться долго и небезопасно, так что, скорее всего, женщин в поселение было мало. Потому можно поверить энциклопедической статье, где говорилось, что «благочестивый юноша чуждался развратного хозяина». Кстати, это единственный источник, где указана такая пикантная подробность, послужившая поводом для убийства. В основном указываются причины религиозного характера. Например, утверждают, что Василий был спокойным и набожным, не пропускавшим церковных служб, и это сильно раздражало хозяина.

Далее события развивались следующим образом. Во время празднования Пасхи Василий находился в церкви на заутренней службе. В это время кто-то обчистил лавку, весть молниеносно разлетелась по всему городку. Вот как это описывалось в одной летописи:

«Василий, не зная ничего о происшедшем, стоял спокойно у Богослужения. Но вот его требуют к хозяину; впрочем, он дождался конца Богослужения, как бы предчувствуя, что оно последнее в его земной жизни. Между тем купец, видя, что приказчик не явился к нему, заключил, что он в соучастии с ворами, обокравшими его. Что его неустанное Богослужение не больше, как маска для прикрытия мошенничества.

Он подверг ругательствам, побоям и предал воеводе. Воевода Пушкин, обольщённый подарками богатого купца, в угоду ему, приказал Василия пытать».

Народная молва дорисовала совсем уж мрачную картину:

«Долго мучили его, терзали тело и члены его; но он как совершенно невиновный не признался и хранил молчание. При этом руки у него были заломлены назад и связаны, и голова пригнута к спине. Купец, выведенный из терпения молчанием приказчика, и считая терпение Василия ожесточением и притворством, в неистовстве ударил его по голове связкой ключей. Страдалец испустил дух».

Ещё летописцы добавляют, для предотвращения ненужных слухов воевода и купец приказали оттащить труп за город и бросить в болото и, «считая его за злодея и неприкаянного грешника, велели зарыть без христианского погребения». Другие авторы пишут, что тело всё же положили в гроб, а кинули в болото, недалеко от съезжей избы, где и совершалось истязание, а «чтобы еще более углубить гроб, через него перекинули доску, по которой люди ходили в съезжую избу». Есть даже дополнения, так сказать для нагнетания страстей и большей правдоподобности, что труп Василия, ставшего позже Мангазейским, был «без всяких обрядов был выброшен в поле на съедение псам».

Прошло полвека, об этом убийстве если и знали, то уже успели основательно позабыть. Но неожиданно в Мангазее стали происходить чудеса.

В 1649 г. стрелец Стефан Ширяев прибежал к тогдашнему воеводе Феодору Байкову с сообщением: из земли вышел одним концом гроб. Воевода срочно явился осмотреть и засвидетельствовать странное явление. Когда гроб открыли, в нем обнаружили тело юноши в окровавленной рубашке, со следами истязаний, не тронутое временем и природным воздействием. Сразу стало ясно – это тело святого. Кто-то вспомнил, в первые годы существования города был безвинно замучен до смерти молодой приказчик. А как его имя никто не помнил.

Кстати, здесь возникает закономерный вопрос, почему не было проведено следствие? Во-первых, воеводе и купцу не нужны были лишние разговоры, поэтому это дело они попытались замять. Во-вторых, между воеводами разгорелась нешуточная борьба, городок разделился на два враждующих лагеря, дело дошло до стрельбы из пушек, так что недосуг стало разбираться со смертью одного из жителей.

Когда гроб с нетленными останками показался в земле, то этот факт был задокументирован за подписью Стефана и воеводы. Документ сохранился и поныне находится в Государственном архиве древних актов в Москве, вместе с записями последующих чудес и исцелений, которые происходили у гроба новоявленного чудотворца. Тщательно переписанные в один документ, эти свидетельства в 1653 г. были направлены мангазейским воеводой Тобольскому и Сибирскому архиепископу Симеону, а им отправлены царю Алексею Михайловичу. Трудно заподозрить этих людей в мистификации, особенно учитывая уровень конечных получателей информации и возможной ответственности за обман. Тринадцать самых интересных чудес, наиболее полно пересказанные действующими лицами, переписывались древними писателями жития святого, две из них сохранились.

Филофей (Лещинский)

Позже, мощи Василия Мангазейского перенесли в Туруханск в Троицкий монастырь. В начале XVIIIв. высокопреосвященнейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Пётр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Кстати, исследователи и путешественники, бывавшие в этом заброшенном, но не забытом городке на берегу реки Таз, даже в XVIII в. видели сохранившуюся часовню. По их словам, за ней кто-то ухаживал, а внутри можно было найти серебряные монеты и шкуры. Как выяснилось, инородцы тоже стали поклоняться этому удивительному человеку. Только, конечно, на свой лад.

Вот так, в девятнадцать лет Василий шагнул в бессмертие, став сибирской легендой и почитаемым страстотерпцем и память о нем долгое время сохранялась по всей Северной Сибири. А в народе его стали именовать — Василий Мангазейский.

Сейчас мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыря в главном его храме и как прежде по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души. Память совершается: 23 марта, 10 мая, 6 июля, 23 мая, 10 июня.

Храм Василия Мангазейского

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: