Власти многих регионов сегодня озабочены брендированием своих территорий, повышением узнаваемости и привлекательности для туристов, инвесторов. Проводят конкурсы, делают заказы разработчикам. А кто-то берет и рождает эти самые бренды, следуя вдохновению и желанию творить прекрасные и нужные людям вещи. Наталья Кикор – сургутский дизайнер и владелица проектного холдинга «Винчера». А еще она первый парфюмер Югры. «Бесценные города Югры» – так называется коллекция ароматов, автором которой является эта женщина. Первый уже выпущен в свет и посвящен, конечно же, Сургуту. Какие еще города обзаведутся своим парфюмом, читайте в интервью.
– Наталья, вы бизнесмен. Но насколько вообще совместимы понятия «женщина» и «бизнес»?
— Женщина красива, когда что-то создаёт. Бизнес может быть занятием, которое приносит или прибыль, или удовольствие, или и то и другое. Женщина создает идею как музыку. Та, которая руководит, соблюдая установленные правила, технологии – пишет слова. А результат – песня! То есть её дело. Чем бы ни занималась женщина, – это причина того, что с ней происходит в жизни, и того, что с ней не происходит. Хочет она жить красиво – будет жить красиво. Но для этого нужно создавать!
– Вы работаете в сфере рекламы – почему такой выбор? Что привлекает в этой сфере?
—Реклама – это в первую очередь коммуникации. Это профессия, которой надо учиться. Но практика важнее теории. Работа сложнее обучения. Внедрение знаний в производственный процесс требует внимательности, терпения, компетентности. Именно здесь очень высока скорость того самого создания, о котором я говорила выше. Я делаю желания заказчиков видимыми, материализую их идеи, мысли, задумки. С учетом знаний маркетинга, опыта в полиграфии и других видах рекламы, современных компьютерных технологий, создаю нечто важное для людей. Стараюсь создавать красивое, функциональное и по-настоящему ценное.
– Вы и профессионал, и руководитель, и предприниматель, и женщина, хранительница домашнего очага… Совмещая эти обязанности, приходится чем-то жертвовать?
— Я обладаю разными ресурсами, инструментами, временем. Мне нравится придумывать, выстраивать жизнь. Степень ответственности за всё происходящее вокруг меня очень высока и в созданной мной компании, и дома. Именно это мне и нравится. Работа дарит мне знакомство и общение с самыми разными людьми, и это мне нравится, дарит много эмоций. Моей дочери тоже любопытно всё, из чего состоит жизнь, интересен мой пример. Поэтому скорее я управляю своей жизнью, нежели чем-то жертвую.
– Успех – что он значит для вас? Каковы его составляющие?
— Считаю, что я успешна тогда, когда реализую чётко сформулированную цель точно в поставленные сроки. Однажды я поняла очень важную вещь – к возможностям нужно быть готовой до того, как они возникают. Некоторые говорят – кому-то повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Но чтобы это случилось, надо очень постараться! Основная составляющая моего успеха – всегда действие. Навряд ли нас могут любить, хвалить, приглашать только за то, что мы что-то знаем. Мы нужны тогда, когда мы делаем!
– При такой занятости есть ли время на шопинг?
– Сорить временем в торговых центрах мне не нравится. Помните разговор в сказке Льюиса Кэрролла? «Я хочу убить время. – Время очень не любит, когда его убивают». Я дружу с временем. Моё внимание всегда привлекают нестандартные решения в чём бы то ни было, от строительства, до изготовления ювелирных украшений, искусство в различных сферах, творческое видение, казалось бы, в обыденных вещах, нестандартные решения в управленческой деятельности. И я стараюсь впитывать в себя то, что меня заинтересовало – не приобретать. В противном случае моя квартира и офис были бы угрожающе набиты ценностями со всего мира. Возвращаясь к шопингу – у меня есть люди, которые консультируют по одежде, аксессуарам, сопровождают меня при покупках, делают макияж, прически и прочее, это здорово!
– Откуда взялась идея создания коллекции парфюма «Бесценные города Югры»?
— К ней привела цепочка удивительных событий: моё путешествие в Испанию и Португалию, забавный случай в парижском аэропорту имени Шарля де Голля, где я познакомилась с парфюмером Андре, идея дозвониться парфюмерам Грасской школы, что во Франции (Грасс – одно из мест, где происходило действие романа «Парфюмер» Патрика Зюскинда). Немалую роль свою роль сыграло и обучение в Международной школе дизайна. Особенно важным в этой череде случаев стал московский жаркий вечер в кафе на Чистых прудах, когда асфальт плавился под лучами солнца, цветы на клумбах делали вид, что они в полном порядке, несмотря на испепеляющую пятницу, в чашке своей прохладой радовал чай каркаде… Именно тогда мысль об аромате Сургута, моего чистого, сильного, динамичного, неповторимого города, пронзила меня. Решение, звонки, встречи, аэропорты, такси… Всё это стало настолько интересным, что привело к рождению парфюма.
– Почему сургутский парфюм выпущен под названием «Cristal flamme»?
— В переводе с французского это означает «огненное пламя». Этот аромат – первенец в моей коллекции, второй будет посвящен Ханты-Мансийску. Не так давно произошел забавный случай: на одной из встреч меня спросили, когда «родится» нижневартовский парфюм? Я не была готова к ответу, ведь по плану третий – Когалым. Тогда они сказали: – «Приезжайте к нам в гости! Мы расскажем и покажем город, нам важно то, чем он пахнет и каким будет создан аромат!». И я согласилась! Почему названия – на французском языке? Хочу, чтоб города нашего округа были запечатлены не только на картах нефтяников, но и в эмоциональном восприятии россиян. В каждой коробочке с флаконом лежит открытка, в которой я рассказываю об источнике вдохновения, о городе, которому посвящен аромат.
– Как происходил процесс переноса идей и образов в духи? Легко ли было работать над этим с парфюмерами из Франции?
— Им непросто понять, как может дьявольски-кровавое пламя разрывать небо над газовой вышкой и быть космически ледяным. Но именно такая капля, такой ингредиент требовался мне во флаконе. Я готовилась к встрече с парфюмерами. Сделала большое количество коллажей с фотографиями города, движением – вьюгой, тяжеловесными машинами на трассе, ханты во время танца, людьми, торопящимися утром на работу, самолётами, взлетающими с нашего аэропорта, бегущими оленями в упряжке. Кроме того, я хотела передать цвет Сургута и сургутских земель – иссиня-зелёные лапы кедра, сверкающий на солнце снег, рябина в снегу, рыжая Обь, сосны-красавицы и осенний лес, вязаный шерстяной, неколючий свитер на мужчине, красивые глаза женщины, на ресницах которой флиртуют снежинки, горячий глинтвейн, который сама люблю… Но и это не всё. Открытием для меня стало творческое исследование архитектуры города. Интуитивно я была уверена, что основная форма города – треугольник (чумы, логотипы многих компаний, на ум шло здание «Тюменьэнерго», вызывающее ассоциации с формой жилища коренного народа). Нет! Им оказался тяжёлый, впечатляющий размерами куб! В общем – задачей французов было помочь мне вместить все эти эмоции, цвета, формы во флакон. Более полугода мы работали над его содержимым флакона.
– А где делали этикетки и оформление духов?
— Это я доверила дизайнерам своего холдинга. Мне хотелось создать именно в любимом городе то, что сопутствует его аромату. Никто не может воплотить образ Сургута лучше его жителей. Считаю, что и архитектурой города, скульптурой должны заниматься мы, а не заезжие люди… Сургутяне – очень творческие, талантливые, образованные, интересные люди! Сейчас много разговоров о том, что свои, местные таланты уезжают, а миграция из стран СНГ растет. Друзья, не всё дешевле и лучше, что создают для города приезжие со столиц дизайнеры… Обратите внимание на нас: мы здесь, многое умеем и можем. Наше вдохновение – наша земля! Я многое создаю для наших столиц и предпринимателей из Европы. Именно движение с периферии в центр, а не обратно – тренд времени.
– Чем порадуете по завершении работы над коллекцией?
—Работаю над ароматами для некоторых московских компаний, которым важно, чтобы их офис запомнился посетителям СВОИМ ароматом. Не секрет, что определенные запахи настраивают на расположение, доверие… Мне это интересно, и это получается. Процесс созидания меня вдохновляет. Всё, чем я занимаюсь, взаимосвязано. Я делаю видимым, ощутимым, материальным то, что хотят показать, обнажить мои заказчики перед собственными.
– Как при покупке выбрать свой аромат? Дайте совет читателям.
— Есть заблуждение, что если мы наносим аромат и через какое-то время перестаём ощущать его, то он для нас идеален. Исследования показывают: наши рецепторы блокируют запах, подавляюще действующий на организм. Мозг как бы говорит – достаточно! Некоторые ароматы имеют скверный характер, действуют удушающе, происходит сужение сосудов, меняется давление. Но бывает, что именно такой вам нравится – тогда наносите его на спину, между лопаток. Выбирать аромат нужно в светлое время суток. Наносите жидкости на блоттер, а на запястье – только тот, который вам понравился больше всех. Не растирайте, дайте ему раскрыться. Затем идите мимо кассы и носите его некоторое время. Если после полного раскрытия, в период от 20 минут до 3 часов вы по-прежнему уверены, что он идеален для вас, – приобретайте. Выбирайте ароматы с хорошим настроением и носите с удовольствием!
Фото из архива Натальи Кикор