Три кита ямальского счастья. Наследие советского периода

Когда мы говорим об Ямало-Ненецком автономном округе, то перед нами возникают образы нефтяных вышек и ветки газопроводов, несущихся по тундре оленей и солоноватый запах рыбы. Современные технологии добычи, переработки и транспортировки углеводородов соприкасаются с традиционными формами производств. Но это далеко неполное и неверное представление. Традиционности в оленеводстве и рыболовстве осталось ровно столько, сколько эти отрасли требуют для разведения популяций и их заготовки. Заготовительные процессы и переработка давно не та, что была в прошлые столетия.

Мне, по роду своей деятельности, за последний год уже доводилось сталкиваться с как с глубокой переработкой рыбы на Салехардском рыбокомбинате, так и с пресечением браконьерского лова рыбы в бассейне Оби вместе с сотрудниками салехардского линейного отделения транспортной полиции (Ново-Уренгойский линейный отдел МВД России на транспорте), приходилось погружаться в изучение отчетов Рыбоохраны о выполнении предприятиями округа компенсационных мероприятий экологического вреда производственной деятельности. Но знакомство с рыболовством в ЯНАО было бы неполным, если не познакомиться с рыболовецким предприятием. Такая возможность мне предоставилась в последних числах марта 2017 года. Муниципальное предприятие «Аксарковское РПП» (РПП – рыбопереработывающее предприятие – А.В.).

Справка о предприятии:

Директор Лукьяшко Алексей Алексеевич
МП «Аксарковское РПП» функционирует с 31 декабря 2005 года, являясь правопреемником Аксарковского рыбозвода, образованного в 1931 году.
Основной вид деятельности предприятия – добыча, переработка и реализация рыбы. Производственная инфраструктура представлена цехом переработки, сетепосадочным цехом (изготовление и ремонт сетей), флотом.
Ассортимент продукции: свежемороженая рыба (щекур, сырок, пыжьян, ряпушка, щука, налим, язь, плотва, окунь, карась, ерш); пресервы (ряпушка пряного посола, пыжьян пряного посола); вяленая ряпушка, корюшка, филе щуки, налима; фарш из частиковых и сиговых пород рыб; котлеты, биточки, палочки (рыбные), оборот продукции в год – 696 тонн рыбы.
В 2016 году рыбаками предприятия добыто 884 тонны рыбы. Продукция предприятия неоднократно экспонировалась на престижных выставках и конкурсах (РЫБПРОМЭКСПО – г. Москва, «Зеленая неделя» – г. Берлин и других).

Итак, Аксарка, Приуральского района ЯНАО, где расположено предприятие и его цеха. Гостеприимный директор Алексей Лукьяшко с гордостью показывает новые цеха, в которых в зимнее время естественной заморозкой готовится лед для «горячего» сезона рыбной ловли, разместилась столярная мастерская, в которой строятся новые бударки (рыболовецкие лодки), отведено место для установки еще не приобретенного ленточного транспортера – здесь будет цех фасовки. Сейчас фасовка и сортировка рыбы, поступающей от рыбаков, производится, как бы раньше сказали, не в промышленных условиях, а самостоятельно каждым сдатчиком. Это обусловлено тем, что стоимость каждого вида поступающей рыбы разная, нельзя ее принимать скопом. Старые здания цехов, построенных еще в середине и конце прошлого века обходим стороной.

В летнее время в «Аксарковском РПП» 19 рыболовецких участков (в зимнее – 5), 62 бударки и 117 рыбаков выходят на промысел.

Алексей Лукьяшко показывает промысловые участки на карте

По словам Алексей Лукьяшко, сложно представить работоспособность предприятия без государственной поддержки. Только по целевой программе «Развитие рыболовства ЯНАО на 2011-2013 годы» получено за счет бюджета округа 75 единиц техники: 70 лодочных моторов, произведена модернизация и переоборудование теплохода-холодильника «Гиппократ», приобретено несамоходное озерно-речное приемотранспортное изотермическое судно. Общая стоимость полученных хозяйственное ведение средств за 2011-2013 годы составила более 50 млн. рублей.

С момента создания Аксарковского завода, в 1931 году, основным потребителем выловленной продукции был Салехардский рыбокомбинат, который осуществлял как глубокую переработку (консервирование и вяление), так и заморозку рыбы. После реконструкции комбината, в 2005 году, после реформирования самого рыболовецкого предприятия, ситуация изменилась. Из 884 тонны, выловленной в прошлом году, на комбинат было сдано 450 тонн, остальное приходилось реализовывать самостоятельно, осуществляя поиск покупателей. В 2017 году план реализации на переработку в Салехард и того меньше – всего 350 тонн, при сохранении объемов лова прошлого года. Основная причина изменения объема сдачи на комбинат, как говорит Алексей Лукьяшко, состоит в том, что комбинат теперь занимается глубокой переработкой, он не осуществляет выпуск рыбных полуфабрикатов и замороженной рыбы.

У самого МП «Аксарковское РПП» были попытки выпуска пресервов и полуфабрикатов, но их назвать промышеленными нельзя, так как санитарные и технологические условия не выдерживают критики, причем не только надзорных органов, но и самих производителей. «Мы, – говорит Алексей Лукьяшко, – не обладаем необходимым оборудованием в требуемых объемах«. Морозильных промышленных камер, как представляем мы, живущие на «большой земле», на предприятии тоже нет. Основной объем заморозки производится льдом, заготовленным зимой.

На фото: заготовка льда не период активного вылова

Конечно, как и у любого производителя, у руководителя МП «Аксарковское РПП», голова болит не только от проблем сбыта, но и рыболовецкой базы, которая определяется квотами, распределяемыми Департаментом АПК, торговли и продовольствия ЯНАО. Фактически от квот и рыболовецких участков, как и от состояния биоресурсов зависит рыбодобыча. Но важно не только добывать, а еще и реализовывать. Ограниченная транспортная доступность региона здесь явно не на руку производителям.

Созданная в советское время система рыболовецкого хозяйства с плановыми показателями и разделением труда (одни ловят, другие осуществляют предпродажную подготовку и реализацию) оказалась сломанной. На замену пришла государственная помощь и рынок, к которому производители неготовы, так как изначальное разделение труда предполагало и соответствующую техническую оснащенность и выстраивание логистических схем.

Конечно, в чем-то содействие производителю может оказать созданный в начале марта 2017 года «Союз рыбопромышленников Ямало-Ненецкого автономного округа«, ставящий своей целью «поддержание и развитие производства и реализации товаров предприятий на уровне, отвечающем интересам производителей и потребителей, обеспечение выполнения заказов на поставку товаров для федеральных, окружных и муниципальных государственных нужд». Однако, влияние некоммерческой организации на экономику отрасли скорее лоббистское, чем несущее интеграционный характер. Сломав производственный рыбный конвейер, ЯНАО, так и не вышло на следующий уровень. Зависимость заготовителя от субсидий и господдержки слишком велика, а предоставляемая государством техника и оборудование часто не создают нового качественного рывка для предприятий отрасли, фактически являются латанием технологических дыр. Можно было бы говорить о восстановлении утраченных достижений советской эпохи, когда отрасль работала как часы, являясь шестеренкой планового хозяйства. Но здесь нужна, с одной стороны, политическая воля, а с другой, понимание приоритетности отрасли. Если задача состоит только в ее сохранении, то существующий подход оправдан, а вот если в рыбной промышленности Ямала видеть один из приоритетов экономического развития, то одних только превентивных мер мало, как и недостаточно валовых показателей рыбной добычи. Давно стоит главный вопрос – о восстановлении целостной цепочки производства с устоявшимся разделением труда. Не стоит кустарным способом заниматься замораживанием и переработкой рыбы, не стоит хвататься за первые попавшиеся предложения перекупщиков рыбы, чтобы обеспечить сбыт того, что выловлено. Прибавочный продукт и прибыль отрасли здесь явно не в приоритетах.

Создание эффективного интегрированного предприятия рыбной отрасли в кулуарах Правительства ЯНАО обсуждается уже не первый год, но от обсуждения до выхода в практическую плоскость дело так не дошло. Департамент АПК, торговли и продовольствия ЯНАО реализует множество пилотных проектов: от производства коровьего молока в условиях Крайнего Севера и возделывания картофеля, до регулирования оленьего поголовья – рыбного пилота запустить так и не получилось. Думается, что всему виной отсутствие в отрасли явно выраженного кризиса, который, на самом деле есть, но удачно вуалируется под вывесками муниципальной собственности.

Справочно:

Объем государственной поддержки отрасли по целевой программе «Развитие рыболовства Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2013 годы» составил более 1 млрд. рублей.

Действующая Государственная  программа ЯНАО «Развитие агропромышленного комплекса, рыбного хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 — 2020 годы» предусматривает финансирование отрасли в рамках продпрограммы.

В 2015 году по ней было выделено – 716 992 000 рублей, в прошлом году 740 млн. рублей. Аналогичный уровень финансирования предусмотрен на 2017 год.

Эффективность государственных вложений определяется соотнесением объема финансирования и объема выловленной рыбы, а не прибылью отрасли. Отсюда и те кризисные явления, о которых я говорил выше. Перекос в критериях оценки отрицательно влияет на конечные результаты – прибыль и окупаемость достигается за счет вала продукции, а не за счет снижения себестоимости и повышения качества.

Еще в 2016 году, на совещании, посвященном агропромышленному комплексу Ямала, губернатор округа Дмитрий Кобылкин говорил: «Мы не должны допустить взлета цен и обязаны обеспечить максимальную эффективность при расходовании финансовых ресурсов. Отдача от бюджетных средств должна быть максимальной. Помощь округа должна быть более доступной для сельхозпроизводителя и результативной».

Если добыча и переработка углеводородного сырья в Арктической зоне стала государственным приоритетом, как и оленеводство, являющееся стержнем традиционного уклада хозяйствования коренного населения, то рыбная промышленность – все еще в Золушках, которая ждет своего принца, надеясь, что бюджетные средства потрачены результативно. И далеко не только одним объемом финансовой поддержки можно поддержать отрасль, а только системными изменениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: