На Ельцин-центре снова «зажгли свечу»

На главном фасаде Ельцин-центра вчера 5 апреля запустили проекцию «зажжённая свеча» в память о погибших во время теракта в Санкт-Петербурге. Такая инсталляция уже использовалась в прошлом году и свеча горела 25 и 26 декабря из-за трагедии разбившегося Ту-154 над Чёрным морем. Президентский центр тогда даже отказался от новогоднего корпоратива. Огромное изображение зажжённой свечи в самом центре города как символ памяти погибших – но откуда эта традиция – чтить память пламенем свечи?


У этой традиции, как и у большинства других – корни лежат в глубокой древности. Первоначально люди, знакомившиеся с любым природным явлением придавали ему мистическую окраску. Огонь, ветер, вода, снег – всё это воспринималось как капризы высших сил. Позже к ним приросла божественная природа – так родились мифы и легенды. Все сверхъестественные явления, доставляющие людям то благость, то несчастье были ниспосланы высшими существами на радость людям или, соответственно, в наказание. Мифы впоследствии были вытеснены священными писаниями, которые, тем не менее, сохраняют функцию объяснения необъяснимого. Так, в книге-проповеди «Кад а-Кемах» рабену Бехайе говорит: «Дом, в котором горят свечи, обретает уважение в глазах людей» и «Почтите Всевышнего огнями…» — под «огнями» подразумеваются свечи. Теперь любое событие, важность которого мы хотим подчеркнуть, отмечаются огнём: костры, фонари, салюты, свечи – все это разные проявления одной стихии, которые стали ритуальной частью традиции.

Свечи зажигают также для поднятия души умершего, как сказано «Душа человека — свеча Всевышнего». Когда Бог отделил свет от тьмы – это стало одним из первых актов творения. В конце времен, когда закончится история спасения, Сам Бог будет Светом (Откр.21:23) нового творения (21:5). Тема света, исходя из этих строк, именно потому проходит через все Священное Писание, а специальные светильники с самого начала ветхозаветного богослужения становятся необходимыми для походного иудейского храма, а позже — Иерусалимского храма. Светильник был символом присутствия Бога на земле. Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2Цар.22:29). Свет лампады или свечи символизирует также светлое, радостное и теплое моление к Богу. Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает (Прит.13:9).

Если подойти к вопросу с творческой точки зрения, мы, точно так же, можем вывести много художественных образов, связанных с зажжённой свечой. Так, одним из закрепленных образов является свет, как маяк между мирами – в день памяти он проводит погибшие души ближе к живым, чтоб те чествовали их и не забывали. Более мистическим будет являться трактование, при котором свет свечи сжигает негатив, оставляя лишь лучшие воспоминания и эмоции павших, в светлый день их поминовения. Или же, можно считать, что каждая такая зажжённая свеча – это душа, свет, который живет внутри каждого из нас.

Так, зажигая свечу в память об усопших, мы трактуем этот акт детально по-разному, но смысл остаётся один – традиция и ритуальность данного действия, и единение в этом порыве множества людей.

Дарья Глинская/ автор статьи

Магистрант - искусствовед, научный сотрудник Уральского государственного военно-исторического музея. Научная специальность "экспертиза и реставрация архитектуры". Работник культуры Екатеринбурга в сфере музыки и красоты.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: