В 2019 году в Курганской области по технологии дуального обучения было подготовлено всего лишь 39 студентов. Дуальное обучение позволяет эффективно взаимодействовать образовательным организациям и работодателям в процессе профессиональной адаптации будущего специалиста. Почему же местный департамент образования и науки недостаточно внимания уделяет столь важной проблеме?
Прошло уже больше двух лет с начала реализации регионального проекта – «Кадровое обеспечение промышленного роста в Курганской области», а в результате рост доли выпускников, прошедших обучение по дуальной программе незначительный. Причём, этот показатель прописан в проекте отдельной строкой.
Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров. Промышленники осознанно идут на достаточно существенные расходы, связанные с профессиональной подготовкой специалистов. При этом работодатели становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в его содержании. Модель дуального обучения студентов показала свою высокую эффективность в ФРГ. Неслучайно, Германия сегодня является самой экономически развитой страной Европы.
В одном из интервью, врио ректора КГУ Надежда Дубив так охарактеризовала германскую модель дуальной подготовки студентов – «четыре дня студент учится в университете, один день полностью проводит на предприятии. На следующей неделе, наоборот, четыре дня он на предприятии и один день на учебе. В итоге предприятие получает специалиста, которого само же и подготовило». Конечно, работодатель должен понимать необходимость выделения своих специалистов для работы в образовательном учреждении, студентами на предприятии тоже надо заниматься. Это кропотливая и нелёгкая работа.
Более того, Вадим Шумков 21 мая 2019 года на собрании курганского регионального отделения РСПП подчеркнул, что «в решении проблемы необходим комплексный подход и участие всех сторон – власти, учреждений профобразования и работодателей. Действующие преподаватели должны взаимодействовать с предприятиями реального сектора экономики, а ведущие сотрудники компаний – включиться в подготовку студентов».
Важный аспект проблемы заключается в том, что Курганская область остро нуждается в специалистах инженерных профессий, а выпускники школ массово выбирают гуманитарное направление. Так, например, в 2019 году самый высокий конкурс среди абитуриентов в главном вузе региона – КГУ был на факультет журналистики. Зауралью нужны инженеры, а молодёжь стремится в журналисты. Поэтому от реализации регионального проекта – «Кадровое обеспечение промышленного роста в Курганской области» экономика Зауралья должна была получить кадровое наполнение.
ИА «Уральский меридиан» получило ответ от департамента информационной и внутренней политики Курганской области на редакционный запрос об эффективности реализации регионального проекта «Кадровое обеспечение промышленного роста в Курганской области». Вот цитата из ответа – «Для обеспечения системы психолого-педагогической поддержки реализации проекта проводится профориентационная диагностика обучающихся 8–11 классов. Ежегодно в исследовании принимают участие более 20 000 обучающихся Курганской области. С каждым годом увеличивается число обучающихся, определившихся с выбором типа профессии, например, с 77 % 2018 года до 79 % в 2019 году».
Однако дело в том, что школьники массово выбирают для сдачи на ЕГЭ гуманитарные предметы, например, историю и обществознание. А вот физику или химию выбирают реже. Потом они штурмуют гуманитарные факультеты, получая не востребованную в регионе профессию.
Может быть руководство зауральского департамента образования и науки услышит наконец-то слова губернатора Вадима Шумкова – «Можно долго говорить, что не хватает кадров. А можно просто договориться по механизму решения кадровой проблемы и начать готовить кадры, как на базе ключевых вузов, так и на базе средних учебных заведений, которых у нас тоже в Курганской области хватает. Самое главное, чтобы эти кадры были востребованы реальным сектором экономики, потому что заказчиком являются они».
Таким образом складывается парадоксальная ситуация. В школах Зауралья проводится профориентационная работа с красивыми данными охвата учащихся, в результате школьники определяются с типом будущей профессии. Только почему же тогда о востребованности профессий на рынке труда Курганской области у них складываются оторванные от реальности представления. Даже та небольшая часть молодёжи, что выбирает технические специальности – недостаточно охвачена дуальной технологией обучения. Хотя в региональном проекте рост доли студентов, обучаемых по дуальной технологии детально прописан.
Получается так, что проект «Кадровое обеспечение промышленного роста в Курганской области» создавался только для бюрократического отчёта?
Фото превью: газета-вперед.рф