Курганская пресса о Пасхе

Я недавно вспоминала, как в конце 1970-х годов, моя мама перед одним  из весенних воскресений варила куриные яйца с луковой шелухой и стряпала кулич, говоря, что завтра будет Пасха, что такое Пасха ребенку никто не объяснял. Но в памяти это осталось.

Не давно я нашла статью в газете «Красный Курган», датируемую 27 апреля 1941 года, в которой была напечатана статья под названием «Пасха» в рубрике «Антирелигиозные беседы», которые проводил товарищ Г. Стручков. Позволю себе опубликовать часть этой статьи. При чем слова «Пасха» и «Бог» сознательно напечатаны с маленькой буквы.

«Религиозный праздник Пасху справляют верующие двух религий: иудейской и христианской. Христианские попы говорят, что Пасха установлена, будто бы, в память о страданиях, смерти и воскрешении Христа, а вероучители иудейской религии утверждают, что установлена она будто бы в память «исхода евреев» из Египта, где они находились в рабстве.

Видимо, ищут истину.

Где истина?

Наука установила, что праздник Пасхи возник в глубокой древности среди еврейского народа. Тогда евреи были пастушеским народом и вели кочевой образ жизни. Весною, когда наступал отел скота, они справляли особый праздник жертвоприношения духам, вымаливая у них милости. Слово «Пасха» означает «умилостивление». Значительно позднее праздник Пасха был заимствован христианской религией, но ему было дано другое толкование: Пасха стала праздником                               «Воскресения Христа». Христианская религия возникла около двух тысяч лет тому назад в рабовладельческой Римской империи. Римская империя имела многочисленных рабов, задавленных непомерным гнетом. Они много раз, но безуспешно пытались свергнуть иго рабовладельцев. Бессилие сделать это, породило ожидание пришествия «спасителя», который выведет на путь избавления угнетенные народы. Так рождалась сказка о «спасителе – Христе», о его учении, страданиях и воскресении.

Когда христианство было занесено на Русь, в христианские праздники, в том числе и Пасху, вошли древнеславянские обряды. Таковы обряды выпечки куличей, приготовления сырной пасхи, крашения яиц, представляющие собой лишь видоизмененные пережитки древнеславянских языческих жертвоприношений. Праздник Пасхи прославляет страдание, терпение, пропагандирует идею «всепрощения», то есть, как раз те идеи, которые в корне противоречат интересам трудящихся и всегда являлись для эксплоататоров (так написано в газете) средством затемнения сознания трудящихся масс. Наша страна находится в капиталистическом окружении, и поэтому советский народ должен всегда быть в мобилизационной готовности. Попы же в дни Пасхи проповедуют «всепрощение», любовь к врагам, пытаясь тем самым притупить классовую бдительность трудящихся. «Друг друга обымем и ненавидящим нас простим все воскресением» – вот лозунги христианской Пасхи, зовущей трудящихся «любить врагов своих» – эксплоататоров, прощать им все обиды. Трудящимся внушается, что если свалятся на их плечи невзгоды и страдания, то все это «по воле Бога, все это в наказание за грехи». И попы учат: «надо терпеть, как терпел Христос». Верный слуга империалистов – Папа Римский именно в этом духе поучает сейчас трудящихся капиталистических стран.

В нашей стране религия и ее праздники утратили былое влияние, но они существуют еще, как пережитки прошлого. Эти праздники поддерживают в сознании людей чуждые социалистическому обществу идеи, толкают несознательных людей во власть чуждых элементов. В «праздничные дни» учащаются прогулы, особенно на селе. А так как большинство религиозных праздников, в том числе Пасха во времени совпадают с сельскохозяйственными работами, то пьяная праздничная гулянка приносит ущерб в борьбе за высокий социалистический урожай».

Дело в том, что в первые советские годы, действительно, праздник Пасхи отмечали больше выпивкой, вот, что сообщала газета «Красный Курган» в 1925 году: «В городе отмечали Пасху. По замечанию начальника милиции, пьяных было слишком много, весь город был пьян. Случаев отобрания самогона – 10, «изюминки» – 10». В 1929 году та же газета сообщала: «На Пасху в городе выпито 2363 ведра пива, 1005 ведер вина на сумму 41500 рублей. Зафиксированы: одно самоубийство, одно отравление алкоголем с летальным исходом, четыре ранения, 11 вызовов милиции, задержаны десятки дебоширов и хулиганов». Подобная картина была и в 1930 году.

«Массовой разъяснительной работой, – писалось в статье далее, мы должны добиться окончательного преодоления религиозных пережитков и искоренения религиозных праздников, враждебных интересам трудящихся».

Заметка в газете «Красный Курган». 1941 г.

И попробуй поспорь в те годы с этими убеждениями. Неподдающихся могли тут же арестовать, и их судьбе не позавидуешь. Но, как я говорила вначале, люди все равно Пасху отмечали, не совсем, правда, понимая с чем именно она связана.

Со Светлым всех Христовым Воскресением!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: