Из истории семьи Пачежерцевых. А.М. Пачежерцев.

Сентябрь 2016_42

Тобольская земля богата талантами. Но еще больше, она богата талантливыми семьями. Мы с гордостью можем сказать, что в нашем городе есть целые поколения, которые  смогли не только сберечь, но и продолжить славные традиции своего рода.

Немногие сейчас вспомнят имя человека, который приехал в Тобольск после окончания Тюменского музыкального училища. Человека, который родился в сельской местности и вырос в семье, где музыка и песня звучали в унисон каждый вечер. Имя этого замечательного человека Александр Максимович Пачежерцев. В будущем талантливый руководитель художественной самодеятельности, основатель Тобольского оркестра русских народных инструментов, а также замечательный педагог.

Корни его любви к музыке и народной самодеятельности уходят в глубокое прошлое семьи Пачежерцевых.

Родители Максим и Ефросинья Пачежерцевы были люди скромные, как говорят в народе, простые. Но, музыка и песни в их доме звучали каждый вечер. В селе Солобоево, где на тот момент они проживали, говорили: «Опять Пачежерцевы поют». Они были частыми гостями на праздниках и свадьбах. Их приглашали на любое торжество и с удовольствием слушали. Природа одарила супругов неповторимыми голосами. Песни пели народные, те, что  близки жизни в простом русском селе. В этой творческой атмосфере росли и крепли их дети. Впоследствии, лучшие годы своей жизни они  связали  с музыкальным искусством и самодеятельностью.

Александр Максимович — ребенок военного времени. Родился в 1940 году. С ранних лет он осознал, что значит быть ответственным и самостоятельным. Сыновей в семье было двое, поэтому легче было пережить непростое время. Подрастая, он решил связать свою будущность с музыкой. Твердо знал, что нужно быть деятельным и активным, сочетая несколько дел одновременно. Поэтому, поступив учиться в 1956 г. в Тюменское музыкальное училище, Александр Максимович выполняет обязанности концертмейстера оркестра народных инструментов областного Дома творчества, превосходно, совмещая учебу и работу.

В Тобольск он приехал в 1960 г., сразу же после окончания училища. Это был судьбоносный год, подаривший ему дело, которое до конца жизни служило источником вдохновения. Еще в годы студенчества, юный  Александр Пачежерцев мечтал создать свой оркестр. И именно в Тобольске суждено было мечте сбыться. Это был смелый и уверенный шаг талантливого музыканта.

А.М. Пачежерцев и Тобольский оркестр народных инструментов 

Основу оркестра составили более 60-ти человек: преподаватели и учащиеся педагогического и культурно-просветительного училища. Выступая с концертами, они в процессе игры на инструментах, оттачивали свое музыкальное и педагогическое мастерство. На страницах тобольских газет 60-70-х гг., можно встретить немало заметок и статей о концертах оркестра, и его руководителе. «Тобольская правда» за 1961 г. сообщает об отчетном концерте культурно-просветительного училища. Из статьи узнаем, что «молодой преподаватель А.М. Пачежерцев за сравнительно непродолжительно время создал, сцементировал оркестр народных инструментов». Большинство учащихся с легкостью освоили нотную грамоту, и несложные произведения могли исполнять особенно ярко. Основу репертуара шестидесятых составляли фантазии на темы песен Новикова, уральские плясовые, русские и украинские народные песни, и другие.  Солистами оркестра являлись Н. Соколовский (тенор) и П. Румязен (баритон).

С первого дня основания народного музыкального коллектива, усердно и дисциплинированно в нем играла вечная спутница и жена руководителя – Раиса Александровна.

Александр Максимович, Раиса Александровна и сын Игорь

Первоначально оркестр состоял из преподавателей и учащихся культурно-просветительного училища и педагогического училища №1 им. В.И. Ленина. Постепенно, мир музыки привлек не только специалистов, не только людей, непосредственно соприкасающихся с музыкой. «В оркестре стали заниматься слесарь и студент, швея и служащий, полиграфист и преподаватель – люди самых разных возрастов и интересов». Репертуар оркестра отличался разнообразием: песни, романсы, музыка русских, советских, зарубежных композиторов. Музыка на любой, даже самый взыскательный вкус. Оркестр постоянно развивался и стремился как можно чаще выезжать с выступлениями и концертами. Будучи увлеченным и занятым человеком, Александр Максимович никогда не останавливался на уже достигнутом. И наконец, в 1967 г. оркестру было присвоено звание любительского.

Следующим шагом, предпринятым в 1968 г., становится обучение в Ленинградском институте культуры по специальности «Руководитель оркестра народных инструментов» Теперь, после окончания высшего музыкального заведения, он с еще большей силой и напором вдохновляет и обучает собственный коллектив. В год счастливого окончания, оркестру русских народных инструментов присвоено звание «Народного» коллектива. На страницах тобольской периодики  Александр Максимович фигурирует не только как руководитель оркестра, но и как дирижер: «Вечер пятого апреля строители железнодорожной станции Тобольск посвятили знакомству с музыкой и песней. В этот день у них в гостях был городской оркестр русских народных инструментов (художественный руководитель и дирижер А.М. Пачежерцев)».

В 1969 г. оркестр народных музыкальных инструментов на областном смотре самодеятельности взял высшую награду и удостоился звания лауреата. Смотр состоялся в день 100-летия В.И. Ленина, что для страны тех лет, было праздником грандиозным.   В этом же году  на вечере коллективов художественной самодеятельности в Тобольском Доме культуры лауреат городского смотра – оркестр русских народных инструментов был награжден Почетной грамотой городских комитетов КПСС и ВЛКСМ, городского отдела культуры.

Несмотря на успешные концерты оркестра и постоянное развитие, в его ряды постоянно требовались музыканты. Александр Максимович призывал всех, бывших участников оркестра и тех, кто желает обучаться игре на инструментах, принять активное участие в работе любительского оркестра. В Тобольской правде за 1970 год есть объявление с приглашением участников в оркестр: «5 октября в 19 часов возобновит работу оркестр народных инструментов. В 1967 г. ему было присвоено звание любительского, а в 1969 году – лауреата областного фестиваля… Приглашаем всех бывших участников и желающих обучаться…».

В 1972 г. оркестр и  Александр Максимович Тюменского обкома ВЛКСМ были удостоены звания Лауреата премии имени А.А. Алябьева за плодотворную деятельность. В эти годы оркестр активно давал концерты для трудящихся, как в Тобольске, так и в Тобольском, и Тюменском районах.

Пресса тепло и красочно отзывалась о концертных номерах оркестра: «Каждый номер программы несет в себе что-то новое в художественных образах и красках, в приемах исполнения и оригинальной инструментовке».

В 1972 г. оркестр посетил Болгарию, где с успехом выступил в городах: София, Плевна, Варна, Бургас, Русс. Оркестр исполнил произведения: Шишова « Торжественная прелюдия», «Слава народам нашей страны» — Куликова – фантазию на тему песни «Липа вековая» и фантазию на тему русской народной песни «Ах, улица широкая», симфоническую картинку «Перепелочка»: «На этих произведениях оркестр показывает мастерство, чувство ансамбля, умение раскрывать и доносить до слушателей замысел композитора»

Спустя три года, после поездок и домашних концертов, оркестр становится дипломантом ВДНХ СССР в г. Москва, а Александр Максимович награждается золотой медалью ВДНХ.

В 1992 г. оркестр совершил грандиозную гастрольную поездку по Польше – это было последнее большое путешествие оркестра под руководством Александра Максимовича.

Творческий путь оркестра, без сомнений,  был бы еще долог и еще более богат на награды. Но жизнь руководителя оркестра народных инструментов и дирижера трагически оборвалась. В 1993 г. он ушел из жизни.

Более тридцати лет творческой биографии оркестра  — это концерты в учебных заведениях Тобольска, выступления перед слушателями Тобольского и Вагайского районов, поездка по Северу области на агиттеплоходе «Ленинец», концерты в районах Тюменской области (Исетский, Упоровский, Заводоуковский, Омутинский, Юргинский, Бердюжский), выступления перед строителями нефтепровода, железной дороги Тюмень-Сургут-Нижневартовск. Музыканты выступали перед геологами и нефтяниками, рыбаками и лесозаготовителями. Для некоторых участие в оркестре послужило поводом к выбору профессии. Об этом неоднократно упоминается на страницах тобольских газет: «Валентина Григорьева, Нина Чемагина, Владимир Фирцев, Фаина Березина пошли учиться в институт культуры». Другие, не являясь музыкантами изначально, тем не менее, связали свою жизнь с оркестром на долгие годы.  Получение наград, гастроли за границей, признание на Родине для Александра Максимовича стали реальным воплощением мечты его юности. «Этот огромный рост любительского оркестра происходил под непосредственным и бессменным руководством талантливого руководителя, дирижера и организатора А.М. Пачежерцева» — подытоживает «Тобольская правда» в 1970 году.

В семье Пачежерцевых светлой памятью о талантливом родственнике осталась медаль «За доблестный труд». Осталась, как напоминание, что неиссякаемая любовь к музыке может создать творческий путь, полный человеческой радости и профессиональных побед.

Зерно своего таланта Александр Максимович сохранил в потомках: сыне и внуке. Его сын Игорь играл на ударных, с блеском выступал на концертах в составе популярной группы 80-х «Электроши». Его внук Виталий с детских лет и до сегодняшнего дня верой и правдой служит музыкальному искусству. Он играет на клавишных, ударных, струнных инструментах. Вот уже более десяти лет из своей жизни, посвятил современным направлениям музыки. Совершает поездки по России с выступлениями на различных мероприятиях. На данный момент осваивает новый для себя инструмент — орган. Виталий чтит и хранит традиции своей семьи. А традиция семьи Пачежерцевых одна – музыка.

 

        

Игорь Александрович Пачежерцев               Виталий Игоревич Пачежерцев

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: