21 апреля в Кургане был заложен камень на месте, где через некоторое время будет установлен памятник Сергею Александровичу Балакшину, уроженцу нашего города, которого по праву называют «Основателем Курганского машиностроения и первым гидроэнергетиком Сибири».
Девиз С. А. Балакшина, с которым он шел по жизни был таким: «Деньги потерять – немного потерять. Честь потерять – много потерять. Дух потерять – все потерять».
Из одного только этого изречения следует, что этот человек был образцом честности, порядочности, скромности и настоящего патриотизма.
Сергея Балакшина по праву считают основателем Курганского машиностроения и первым гидроэнергетиком Сибири.
Сергей Александрович Балакшин родился 22 апреля 1877 года в деревне Логовушка Курганского уезда. Начальное образование получил дома. С детства Сергей интересовался техникой, поэтому для продолжения образования родители отправили его в механический техникум города Омска. Так как юноша был очень способным, он смог свободно сдать экстерном экзамены за курс уездного училища. Обучаясь в Омске, Балакшин стал первым учеником на курсе, и в 1895 году блестяще окончил техникум. Получать высшее образование Сергей отправился в Германию, в Шарлоттенбургский политехнический институт. В 1899 году Сергей Балакшин женился на дочери компаньона и друга отца Елене Ванюковой. После свадьбы молодые еще год жили в Германии, так как Сергей заканчивал обучение.
В 1900 году Балакшин получил диплом инженера – механика и возвратился в Курган. Здесь нужно отметить, что Балакшину предлагали основать производства в Киеве и Харькове, но он решил вернуться домой и развивать свой край. Свою профессиональную деятельность он начал с организации чугунно – медно – литейной мастерской в родной Логовушке. Мастерская выпускала оборудование для маслоделов: ручные и приводные маслобойки, конные приводы, отжимные столы, молоковесы, фляги и прочее. Произведенные предметы не уступали заграничным образцам. Для того чтобы расширить и увеличить производство, завод было решено перевезти в Курган.
В 1896 году Товарищество «Балакшин и Ванюков» купило с публичных торгов пустопорожнее место земли между улицами Степной – Н. Запольной и Казарменным переулком в квартале 35 за 90 рублей. Завод вначале расположился на небольшом участке по улице Пушкинской, отрезанном от своего владения тестем Андреем Порфирьевичем Ванюковым, а в 1913 году весь большой участок перешел к Сергею Александровичу. По воспоминаниям Александра Балакшина, сына Сергея Александровича: «В конце 1903 года из Логовушки было перевезено 5 деревянных зданий, в них были цеха: механический, кузнечный, лудильный, амбар – склад и контора». Когда завод приступил к работе, его штат составлял 25 человек рабочих и три человека администрации – С.А. Балакшин – директор, его жена – бухгалтер, мальчик – кладовщик – Федор Вотяков.
Жители города, естественно, были обеспокоены строительством нового завода, опасаясь, что подобное предприятие может просто «спалить город». Поэтому Курганский исправник потребовал от С.А. Балакшина, чтобы все постройки: кузница, литейный цех, помещения для паровых двигателей были каменные и имели железные перекрытия. Перед запуском оборудования в производство Балакшин предварительно испытывал его в эксплуатации на заводе отца. Не смотря на все принятые меры, пожары на заводе все-таки случались, но огонь не распространялся дальше самих помещений. 22 сентября 1913 года в 23.00. в каменном строении, крытом железом, где находились литейный цех и кузница около сушильной каменной печи загорелись шишельные ящики и деревянные модели. От них огонь перешел на обрешетку крыши и верхнего окна. При чем, нагревание было таким сильным, что прогнулась даже железная балка. Строение было оценено в 3500 рублей, застраховано по 2 полисам в 700 рублей. Страховое общество оплатило владельцу 86 рублей 91 копейку.
О строительстве машиностроительного завода в Кургане в «Обзоре Курганского Округа» за 1925 год сообщалось следующее: «Машиностроительный завод Балакшина в Кургане основан в 1900 году. Личная связь бывшего владельца завода С.А. Балакшина с деятелем Сибирского маслоделия А.Н. Балакшиным послужила причиной к тому, что вновь организованный машиностроительный завод начал свою работу с выработки маслодельных машин, взяв за основу типы маслобоек: «Виктория», «Победа» гольштинского типа и маслообработники «датского типа». В скором времени завод приступил к выработке водяных турбин, при чем, выработка этого рода машин по тому времени являлась, единственной не только в Сибири, но и в России.
Вот такой рекламный лист был опубликован в Адресной книге за 1908 год: «Чугуно – медно – литейный и турбиностроительный завод инженера Сергея Балакшина. Специальности: полное устройство раструсных мельниц, водяные турбины «Богатырь», принадлежности маслодельных и маслобойных заводов, частные заказы и ремонты. Серебряная медаль за первую Всероссийскую мукомольную выставку. С. Петербург. 1909 г.».
«Народная газета» в 1913 году писала: «Лучшая замена водяных колес – турбины «Богатырь» и «Борец» завода инженера Сергея Балакшина в городе Кургане Тобольской губернии, оборудование мельниц, двигатели. Всюду высшие награды: Большая золотая медаль. Омск. 1911 г., Золотая медаль. Петербург. 1909 г., Крест «Yrand –Prix. Марсель. 1908 г.»
Покупатели оставляли о гидротурбинах завода Балакшина самые лестные отзывы: «Завод Балакшина выпускает турбины, чья конструкция системы «Френсис» – самая совершенная и дает наибольший коэффициент полезного действия. Мощность турбины 500 лошадиных сил, сделана по чертежам самого Сергея Балакшина».
Турбины завода были действительно очень качественными и не уступали заграничным образцам. Сергей Александрович сам разрабатывал чертежи. Качество не уступало иностранному, а стоили они гораздо дешевле, поэтому мельники по всей стране с удовольствием покупали продукцию завода. Турбинный завод Балакшина поставлял свою продукцию в разные города: Семипалатинск, Акмолинск, Омск, Пермь, Тюмень и многие другие. Названия гидротурбин соответствовали их назначению «Богатырь», «Богатырь нормальный», «Богатырь – Быстроход».
Турбопоставы системы инженера С.А. Балакшина обеспечивали: крайнюю простоту устройства, простоту установки, ухода и обращения, полную бесшумность хода, сбережение от 5 до 20% движущей силы, многолетнюю работу безо всякого ремонта и затрат на него, готовность к работе в любой момент, удобство регулирования расхода воды и помола, и что было немаловажным – малую стоимость.
Максимальный выпуск турбин пришелся на 1913 год – 65 турбин, с каждым годом шло увеличение площадей мастерских. На 13 работников администрации приходилось 200 рабочих.
В годы Первой мировой войны завод на ряду со своей основной продукцией, гидротурбинами, начинает выпускать снаряды для фронта.
В 1916 году в отзыве Центрального Военного промышленного комитета о чугуно – медно – литейном заводе отмечалось: «Завод инженера Балакшина прекрасно оборудован с механической стороны и в этом отношении не только не уступает, но даже едва ли не превосходит первоклассные Петроградские заводы, но из-за отсутствия чугуна и кокса он не может быть использован в полной мере для производства снарядов».
В 1918 году завод Балакшина национализировали, и он получил название «Народное достояние». В этом же году С.А. Балакшин полностью передав свой завод в руки рабочих, принимает решение уехать в Омск, а затем в Томск к семье. В 1920 году он стал штатным преподавателем Томского технологического института. 20 января 1920 года при Томском совнархозе по инициативе инженера Балакшина было создано Бюро по использованию водных сил Сибири. Большая помощь им оказывалась в дальнейшей конкретизации плана ГОЭЛРО.
«В феврале 1920 года была создана комиссия ГОЭЛРО. Она установила тесный контакт с сибирскими исследователями. Замечательным энтузиастом первых шагов электрификации Сибири стали талантливые инженеры – практики С. А. Балакшин и А.Н. Афанасьев» – так писали советские газеты. В июне 1920 года решением правительства на «Сибисполвод» была возложена обязанность руководства изучением гидроэнергетических ресурсов всей Сибири. В 1920 – 1921 годах «Сибисполвод» провел ряд экспедиций по изучению энергетических ресурсов края. Но связь с Курганом Сергей Александрович никогда не терял.
А что же происходило в это время в Кургане?
В июле 1922 года газета «Красный курган» писала: «Старый турбиностроительный завод Балакшина сейчас почти один на всю советскую Россию, так как не знаем, работает ли такой же завод в Риге. В настоящее время на заводе работает 70 человек рабочих и служащих, обеспеченных сырьем на 1 год, кроме валового железа. Производится подбор рабочих специалистов, разбежавшихся в свое время, так как штаты были разрознены. Не хватает продовольствия и т.д. Заказов продолжительное время завод никаких не имел. Производился только мелкий ремонт. За последнее время производительность поднялась. Сейчас имеется заказ от местных крестьян на две турбины для водяных мельниц стоимостью 3 млн. рублей».
В последующие годы, кроме гидротурбин, завод вырабатывал различное оборудование для сельского хозяйства: маслообработники, конные приводы с трансмиссиями, маслобойки и другое. Вся, выработанная заводом продукция немедленно раскупалась. Заказы принимались из разных городов: Москвы, Пензы, Самары и организаций: Маслоцентра, Маслоэкспорта, Маслосоюза и других. 29 июля 1926 года на Курганском турбинном заводе был произведен пробный запуск турбины гигантских размеров в 236 лошадиных сил. Ее изготовили для Красно – Усольского завода, для того, чтобы приводить в движение заводской электрогенератор. Конструкция турбины принадлежала Курганскому заводу.
29 марта 1927 года на административно – техническом совещании Управление Курганского промкомбината приняло решение к 15 апреля по санному пути перевезти весь станочный парк турбинного завода на новую площадку, туда, где сейчас и находится завод «Кургансельмаш», который часто называют «Турбинка».
Газета «Красный Курган» писала: «В полуверсте от города на месте, разрушенного временем и гражданской войной лудильного завода вырос новый гигантский корпус турбинного завода. В 1926 году была начата постройка нового завода и переоборудование его техники. Выстроены: механический, кузнечный и котельный цеха. Перестроены жестяно – лудильный цех на столярный. Приобретено несколько новых станков: токарный, долбильный, сверлильный. Ближайшая задача – перестройка литейного цеха».
В отчетах Курганского промкомбината сообщалось: «Курганский машиностроительный турбинный завод расширяет свое производство. Завод будет изготовлять оборудование для всего союзного маслоделия». В год предприятие производило: 65 турбин, 480 маслообработников, 720 маслобоек, 240 поставов, 50000 штук разного рода изделий.
На территории старого турбинного завода организовали ряд мастерских: механическую, литейную и деревообделочную.
В 1930 году на территории бывшего турбинного завода Балакшина были разрушены все цеха. Оставался только литейный цех (там держали коров) и деревянный склад готовой продукции. На территории было расположено подсобное хозяйство Кургансельмаша. В бывшем доме Балакшиных с одного входа жили рабочие подсобного хозяйства, с другой – был детский сад. В 1930 – е годы дом расширили и отдали под родильный дом.
В 1931 году в нашей стране предпринимались попытки построить новый турбиностроительный завод. Местом для постройки завода предложили использовать город Курган, основываясь на исторических данных города в области турбиностроения малого типа. Как писалось в докладной записке: «Курган является первым местом в СССР по изготовлению водяных турбин малой мощности». К постройке нового турбинного завода предполагалось приступить в 1932 году. Но все так и осталось на бумаге. Выпуск же гидравлических турбин на машиностроительном (турбинном) заводе в Кургане был прекращен. Завод перепрофилировали на производство сельскохозяйственных машин.
Основатель Курганского машиностроения – Сергей Александрович Балакшин скончался 29 июня 1933 года в Томске.
В 1978 году дети Сергея Александровича – Александр Сергеевич и Евгения Сергеевна посетили Курган. И, первым делом, отправились на завод. «Но, вместо него мы увидели корпуса областной больницы и два огромных тополя. Вот все, что осталось от пионера Сибирского машиностроения и гидроэнергетики – чугунно – медно – литейного завода, организованного С.А. Балакшиным».
Но именно Балакшины, благодаря своему труду, в свое время сделали Курган известным не только в нашей стране, но и во всей Европе и даже в мире!
В миниатюре использовано фото Александра Алпаткина