Начиная с 2019 года, в агропромышленном комплексе Ямала проходит подготовка к цифровизации. Власти планируют создать отдельную цифровую платформу, на которой производители смогут отслеживать своих конкурентов, предприниматели – искать компании для заключения контрактов, а потребители – находить полную информацию о производимом товаре. Как сообщил ИА «Уральский меридиан» заместитель директора департамента АПК ЯНАО Александр Земских, в первую очередь цифровизация будет полезна крупным промышленным предприятиям региона, а уже затем малым формам бизнеса. Благодаря «цифре» фермерам не придётся ездить в отдалённые города, чтобы получить меры поддержки или отчитаться о проделанной работе.
– Какие особенности цифровизации вы можете выделить в сельскохозяйственной отрасли ЯНАО? Здесь переход осуществляется также, как и в других регионах страны?
– Особенность округа заключается в том, что цифровизация будет происходить при поддержке государственного управления. В других субъектах этот процесс осуществляют крупные холдинги. Они цифровизуются, автоматизируются, и государственному управлению субъекта в сфере сельского хозяйства необходимо интегрироваться в уже созданную компаниями систему. На Ямале, действительно, существует серьёзная поддержка производителей. В приоритете мы определяем такие отрасли как оленеводство и рыболовство. В последней сфере мы видим больше перспектив по цифровизации уже в ближайшее время, так как по данному направлению работают предприятия, которые уже для себя рассматривают «цифру» на производстве. Они не дожидаются, пока государственное управление разработает общий план. Тем не менее в этом году департамент агропромышленного комплекса при поддержке департамента информационных технологий планирует запустить информационную систему.
– Что она привнесёт в отрасль округа?
– Информационная система АПК Ямало-Ненецкого автономного округа позволит упростить процедуру подачи необходимых документов (например, на получение субсидий). Одними из инструментов станут личные кабинеты юридических лиц. По сути, такая система создаётся для того, чтобы частично перевести взаимодействие сельхозтоваропроизводителей из бумаги в электронный вид. При этом бумажный оборот полностью не исчезнет, так как мы вряд ли сможем сразу для всех предпринимателей округа создать необходимые условия. Мы оставляем альтернативные каналы для взаимодействия с департаментом. Возможно, будем рассматривать взаимодействия через многофункциональные центры (МФЦ).
– Инновационно ли для России создание таких информационных систем?
– Нет, здесь каких-либо инноваций особо нет. Некоторые субъекты России уже внедрили такие информационные системы и представили своим производителем. Наша задача на сегодняшний день выбрать наилучшую практику. Сейчас мы создаём техническое задание. К ноябрю 2020 года планируем перейти к приёмке информационной системы АПК ЯНАО. Это будет первым элементом в развитии цифровой платформы регионального агропромышленного комплекса.
– Определены ли сроки полного перехода на «цифру»?
– Сроков не может быть, потому что платформы динамично развиваются. В этом вопросе просто не может быть крайней даты. Мы не можем сказать: «Всё, цифровизация прошла». Этот процесс беспрерывный, он должен без конца совершенствоваться. Мы хотим сделать так, чтобы на этой платформе было множество полезных для местных производителей сервисов. Например, о поставках кормов, предоставлении услуг предприятием и так далее.
– Можно ли будет с помощью такой цифровой платформы отслеживать объём и качество выпускаемой на Ямале продукции?
– Государство движется по направлению маркировки продукции от стадии производства до реализации. Развивая цифровую платформу АПК, мы могли бы предоставлять данные пользователям о том, какая продукция производится, где она проходила переработку, через какие руки она попала на розничный рынок. Мы хотим, чтобы у нас была интеграция со многими информационными системами, к примеру, с «Меркурием». Созданной нами платформой будут пользоваться как сельхозтоваропроизводители, так и потребители. У нас есть задача по формированию витрины производителей Ямало-Ненецкого автономного округа для того, чтобы такая отрасль как оленеводство имела площадку для презентации. Для нас это важно с точки зрения продвижения региональных брендов в России и за рубежом. Ямал является единственным на сегодняшний день экспортёром мяса оленя в страны Евросоюза.
– На какой экономический эффект стоит рассчитывать с приходом «цифры»?
– Мы хотим, чтобы современные механизмы продвижения продукции играли в пользу нашего сельхозтоваропроизводителя. Чтобы помогали ему чётко понимать потребности рынка, подстраиваться под него и выпускать продукцию с большей добавленной стоимостью. Если на сегодняшний день внешний рынок готов приобретать наши товары, понимая их экологичность и эксклюзивность, то внутренний рынок пока не сформирован. А именно в этом и есть залог развития оленеводства, потому что на самом деле эту продукцию нельзя сравнивать, например, с продукциями КРС или свинины.
– Как планируется сообщать предпринимателям о том, что в округе появилась цифровая платформа?
– Поддержка сельского хозяйства в регионе охватывает почти всех местных производителей. Мы знаем каждого и понимаем его потребности. Оттого взаимодействие с предпринимателями будет осуществляться в большей степени индивидуально. Вместе с тем, в течение года панируется ряд просветительских мероприятий, которые будут проходить в рамках совещаний с руководителями местных сельскохозяйственных компаний. Вместе с ними мы будем определять направления развития отрасли. В течение года будем получать обратную связь по поводу нашей стратегии. Каналы связи у нас налажены, взаимодействие выстроено.
Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»