В Сургуте «разводят» памятники Сталину и его жертвам

В наше время неосталинизмом никого не удивишь: за несколько последних лет памятники вождю народов установлены в Липецке, Пензе, Ялте, пос. Шелангер (Марий-Эл) и других поселениях России и бывшего Советского Союза. Но мало где установка отличалась таким драматизмом, как в Сургуте.

Многие помнят эту нашумевшую прошлогоднюю историю: активисты общественной организации «Русский дух» и ряд ветеранов Великой Отечественной войны по методу краудфандинга собрали средства на изготовление бюста Иосифа Сталина. В сентябре он был установлен на ул. Мелик-Карамова, 3, в районе бывшего рыбоконсервного комбината. Но с городскими властями место было не согласовано, зато совсем рядом согласована установка мемориала памяти жертв политических репрессий (именно там в 30-е годы высаживали ссыльных, которых привозили водным путем). Еще живы дети пострадавших, и такое соседство могло оскорблять их чувства. На следующий день после открытия бронзового Сталина облили красной краской – с намеком на кровавые деяния. Акты вандализма несколько раз повторялись, администрация предъявила претензии по поводу незаконности установки, и скандальный памятник, простояв меньше месяца, был снесен.

Взамен его на набережной высится теперь бетонная основа будущего монумента памяти репрессированных: две плиты, по замыслу создателей, символизируют прошлое и будущее, а меж ними встанет бронзовая человеческая фигура. Авторами концепции стали директор Сургутского художественно-промышленного колледжа Нодари Чаголидзе и его ученик и сотрудник Иван Кочемасов. В городе подходит к концу конкурс на лучший проект завершения памятника, недавно работы рассматривались на городском архитектурно-художественном совете. Планируется, что мемориал будет готов к 30 октября, Дню памяти жертв политических репрессий. Городская Дума выделила на эти цели из бюджета Сургута почти семь млн рублей.

 Одни из главных сторонников появления нового памятника – члены общественной организации детей жертв политических репрессий «Наша память» (председатель –  Павел Акимов, инициатор проекта) и Общества охраны памятников истории и культуры в городе Сургуте. Руководитель Общества Зайнаб Мухамедшина всецело поддерживает этот проект и считает, что в этом направлении можно и нужно делать больше. С 2014 года ее общественная организация продвигает идею возрождения заброшенных спецпереселенческих деревень, в которых туристы могли бы знакомиться с историей и культурой Югры первой половины 20 века.

– Идет подъем интереса к прошлому нашего края, – отмечает Зайнаб Айтбаевна. – На декабрьском международном форуме «60-я параллель», в котором участвовали я и мои коллеги, родилась и сегодня продолжает разрабатываться на окружном уровне идея большой книги по истории округа с XII века, с ее первого упоминания в Ипатьевской летописи. В 90-е годы все школьники округа занимались по изданному в Екатеринбурге учебнику «История ХМАО», затем этот предмет свели к спецкурсу, а после и вовсе отказались от него. Поэтому проект – нужный, югорчане должны знать историю своего края.

Члены этого общества активно занимаются популяризацией краеведения – выпускают газету «Исторический вестник», в которой публикуют архивные документы, старинные фотографии, интересные факты из жизни Сургута и сургутян. Сохранение истории волнует краеведов как в теории, так и на практике: общественники поддерживают порядок у городских памятников, проводят субботники. Кто не может прийти лично, подмести дорожки, помыть монументы, участвует членскими взносами (1 тыс. рублей в год). На эти деньги активисты помогают одиноким ветеранам и старожилам: организуют их перевозки на транспорте в поликлинику, а также экскурсии по городу на общественном транспорте, в которых бабушки и дедушки могут прогуляться вместе с внуками. Представьте себе: едете на автобусе по делам, и вдруг здесь же, в салоне, экскурсовод с микрофоном и динамиком – посмотрите направо, посмотрите налево…

– В деле сохранения памятников истории и культуры Сургута еще очень много работы, – говорит Зайнаб Мухамедшина. – Многие исторические места до сих пор не увековечены должным образом, а память о них уходит. К примеру, немногие знают, где находился Казачий бугор и почему он так назывался – а ведь в городе есть потомки тех казачьих семей, что приехали сюда еще в XVI веке.

Или взять более позднюю историю, которая тоже, увы, исчезает. Деревянное здание, в котором ранее действовала средняя школа №1, затем – Дом пионеров и Музей народного образования. Там обучались многие горожане. На протяжении нескольких лет подряд обсуждался вопрос сноса, приводились результаты экспертиз, свидетельствующие о разрушении. Но это же не новодел, как историко-этнографический комплекс «Старый Сургут», а подлинное здание, дорогое сердцу сургутян. Мы выступали против сноса и за его восстановление. Хорошо, что муниципальные власти все-таки прислушиваются к мнению общественников. Нас включили в состав попечительского совета здания, и мы смогли на месте убедиться, что состояние объекта не так уж плачевно. Теперь снос ему не грозит.

Конечно, дерево – недолговечный материал, проблема сохранения деревянных сооружений  была, есть и будет. Здесь можно использовать тюменский опыт. Когда исчезло Всероссийское общество охраны памятников, то при поддержке комитета по культуре Тюменской области там возникла региональная общественная организация «Наследие Сибири», которую возглавил академик и президент Российской Академии наук Юрий Осипов. Еще до 2000 года в деле сохранения старинных зданий – в основном купеческих домов – там пошли по пути государственно-частного партнерства. В Томске сохранен и восстановлен деревянный квартал, в Иркутске – дома, где жили декабристы. Это же городские изюминки! Нам, северянам, надо брать пример. Знаю, что подобные проблемы волнуют краеведов Ханты-Мансийска: они мечтают, чтобы из частных рук были выкуплены и восстановлены несколько старых купеческих домов в исторической части города Самарово, которые страдают от пожаров и бесхозности. Надо привлекать внимание к этим памятным местам, рекламировать, работать в архивах. Будущий турбизнес должен опираться на бренды. Куда пойдет турист, приехавший в столицу Югры речным путем? Памятники в центре города, Археопарк – это хорошо, а подлинное деревянное зодчество?

Работа по сохранению памятников велась бы более эффективно, если бы все памятники Сургута были подведомственны одному органу – комитету культуры и туризма, а не рассредоточены по разным ведомствам, считает Зайнаб Мухамедшина. А еще она уверена: краеведение и сохранение исторической памяти неразрывно связано с воспитанием. Именно поэтому она и ее единомышленники на городском и окружном уровнях выступают за доступность культурных объектов:

– Музеи и другие муниципальные учреждения культуры должны бесплатно принимать детей до 14 лет, – говорит руководитель сургутского Общества охраны памятников истории и культуры. – Чтобы не существовало такой проблемы для семьи – посетить музей, тем более что в условиях снижения реальных доходов населения родителям все труднее находить средства на такие мероприятия.

Есть у нас еще одна идея – и тоже про детей. Наилучшей формой классного руководства является непрерывное сопровождение одним и тем же педагогом с первого по выпускной класс. У таких учеников не возникнет стресса при переходе из начальной в среднюю школу, классный руководитель будет прекрасно знать семьи, их особенности, своевременно реагировать на возникающие у ребенка проблемы с социальной адаптацией, сверстниками, родственниками. Это же прекрасная профилактика подростковой преступности и, в конечном счете, вопрос национальной безопасности! В 2000-х годах в сургутской неполной средней школе №21 применялась такая практика – и опыт исключительно положительный. Если власти реализуют идею, это будет великое дело.

Почему жители Сургута столь активны в сохранении городской истории? Наверное, из-за ее богатства и насыщенности – город существует более четырех веков. А Барсова гора, возвышающаяся на правом берегу Оби неподалеку от Сургута, и подавно похожа на огромный слоеный археологический пирог: люди на ней живут непрерывно в течение семи тысячелетий! И конечно, главная движущая сила краеведения – люди. Флегонт Показаньев, основавший Общество охраны памятников истории и культуры, Петр Мунарев – один из руководителей города в советское время, уделявший большое внимание краеведению и созданию памятников. И многие их последователи, по крупицам восстанавливающие прошлое города.

Фото из открытых источников

P.S.: Если кому-то из читателей сейчас стало обидно за снос памятника вождю народов и он собирается писать гневный комментарий – не торопитесь, прочтите последние новости. В Сургуте формируется городской общественный совет, которому предстоит решить – где же установить бюст Сталина. По шесть членов выдвинули администрация муниципалитета и городская дума, а вчера объявлен конкурс среди некоммерческих организаций по выдвижению кандидатур на оставшиеся шесть вакансий в этом совете.

История есть история, нет смысла вычеркивать из нее то одни, то другие страницы на свой вкус. Хранить память надо обо всем – и о бедах, и о победах. А в том, что в успехах Советского Союза в военное и мирное время есть заслуга его лидера и главнокомандующего, сомневаться не приходится. Как и в том, что этого политического деятеля почитает немало россиян, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны. Так что поставить памятники Иосифу Сталину и его жертвам в достаточном отдалении друг от друга будет, наверное, самым мудрым решением.

Екатерина Мусина/ автор статьи

Жительница Ханты-Мансийска. Домохозяйка, мать, журналист-фрилансер.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: