И, в начале недели, о духовных скрепах и министре культуры

Духовные скрепы, как скрижали библейского Моисея, несут заветы прошлого в будущее…. Именно на них, видимо, стоит высечь имена национальных героев, которые подчеркнут героические страницы истории и станут примером для подражания… Спор о пантеоне героев разразился в конце прошлой неделе, благодаря очередной инициативе Министра культуры России Владимира Мединского. Доктор политологии, которого уличали в плагиате при диссертационной защите и пытались лишить ученной степени, ее сохранил, как и общественную должность, которая позволяет Мединскому выступать с различными «дискурсами» истории, он является Председателем Российского военно-исторического общества. Сложно сказать, насколько методология, предлагаемая руководителем общества отличается от методологии «Союза воинствующих безбожников» Емельяна Ярославского, но политическая окраска в ней явно присутствует.

Именно на этот аспект указывает известный уральский блогер, преподаватель УрФУ Валерий Амиров в своем ЖЖ:

Блистательный министр культуры Мединский заявил о том, что стране нужно расширять пантеон героев, на военный и трудовой подвиг которых должна равняться страна. В качестве примера тех, кто может войти в этот «пантеон», но пока что «остается в тени», он привел лейтенанта Алексея Береста, командира бойцов Михаила Егорова и Мелитона Кантария, водрузивших Знамя Победы над Рейхстагом.

Мединский напомнил стране, что после победы над польско-литовской интервенцией 1612 года героями сделали организаторов ополчения Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, а князя Михаила Скопина-Шуйского и воеводу Михаила Шеина — забыли. Продолжая свою мысль о «пантеоне», министр заявил, что есть герои, «подвиги которых затираются пропагандой», – Павлик Морозов, Алексей Стаханов и Климент Ворошилов. «Тираж романа «Как закалялась сталь» в свое время достиг почти 40 миллиона экземпляров. А спросите молодежь — кто такой Николай Островский? Думаю, один из тысячи сможет ответить», — завершил свою мысль министр.

Интересно, что в этом пантеоне у министра не нашлось место для друга фашистов и одного из организаторов блокады Ленинграда финского маршала Маннергейма, мемориальную доску которому Мединский устанавливал лично, а потом был вынужден снять после бурных протестов и решения суда. Видимо, Маннергейм из пантеона на некоторое время выпал.
Но вполне достаточно и названных имен. Все верно – нужен пантеон, если уж желающих защищать собственность миллиардеров в Отечестве поубавилось, то продолжим жить хотя бы старой славой. Ее много, тут проблем нет. Проблема в другом. в том, что и здесь все совсем не так однозначно, как кажется доктору исторических наук, для подтверждения которой наконец-то нашли подходящий провинциальный вуз.

Ни история водружения сигнального флага над рейхстагом, ни летопись победы над польско-литовскими захватчиками не являются доказанными в том виде, в котором они вошли в учебники. И чего в них больше – патриотического мифа или реальных событий, до сих пор не очень понятно. Откуда же взяться пониманию, если даже документы подвига уральца Героя Советского Союза Николая Кузнецова, чей подвиг вроде бы никогда не подвергался сомнению, до сих пор в значительной части не рассекречены.

Еще сложнее с упомянутыми министром Павликом Морозовым и Алексеем Стахановым. И уж совсем много вопросов к личности Климента Ворошилова – сталинского сподвижника, подписи которого стоят на многих расстрельных списках командиров РККА. Если его – в пантеон Славы, то обязательно надо добавить туда и Берию.

Как можно всерьез рассуждать о значимости литературы Николая Островского, если его герой прямо ассоциируется с тем, что сейчас называют большевистским переворотом. Вы уж, господин министр, определитесь сначала с главным вопросом – чем же все-таки была для страны Великая Октябрьская социалистическая революция, а уж потом можно будет поговорить о пантеоне. А то и Колчак, и Ворошилов в одном пантеоне – как бы не начали их призраки рубиться на шашках.

И вот еще что, не менее важное. Как только Родина учреждает пантеон, как туда начинают правдами и неправдами засовывать всех обласканных властью. Вот есть у России пантеон – Новодевичье кладбище, но посмотрите, кто там лежит. Дойдете в списке до Черномырдина и его жены и остановитесь. задумайтесь о том, а нужны ли вообще какие-то пантеоны. Многих люди помнят столетиями, а иных, не исключено, не стоит и запоминать.

Время рассудит. Кстати, о принадлежности самого Мединского славному пантеону – тоже…

В миниатюре – пантеон, Париж

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: