Железнодорожные катастрофы в Зауралье: виноват стрелочник

За все годы функционирования железнодорожного транспорта на Южно – Уральской железной дороге произошло несколько крупных аварий. Практически каждое десятилетие было ознаменовано какой-нибудь железнодорожной катастрофой, о которых многие даже не знали. Причины аварий были разными, но основную роль играл человеческий фактор.

В 8 часов утра 4 января 1923 года на разъезде Коновалово (в 12 верстах от Макушино) товарный поезд № 106 набирал воду. Прибывший товаро – пассажирский поезд № 21, пущенный на занятый путь, налетел на 106, в результате чего был убит кочегар поезда № 106 Юркевич, 5 человек ранены,   машинист поезда № 106 Алексеев получил нервное потрясение.

Газета «Красный Курган» сообщала по этому поводу: «Разбиты два вагона и повреждены паровозы обоих поездов. Нельзя не отметить героизм агентов службы тяги. Машинист паровоза, ведущего поезд № 21 товарищ Константинов, видя, что поезд принят на занятый путь, дает тревожные свистки и начинает контропарить, пускает в ход ручной тормоз, но, к несчастью, тормозная тяга обрывается. Приняв все меры к остановке поезда, он и его бригада имели возможность и право соскочить с паровоза, но остались на своем посту и сошли с паровоза только после столкновения.  Машинист паровоза № 106 Алексеев стоял около своей машины на путях, и, видя неизбежность столкновения успел вскочить на свой паровоз и дать задний ход, но было уже поздно и толчок застал его на паровозе. Кочегар поезда № 106, стоя на тендере, следил за подачей воды, ему крикнули: «Прыгай скорее», но он прежде всего отвел колонку крана (чтобы ее сохранить) и это стоило ему жизни. Таким образом, по халатности «движенцев» произошло столкновение поездов № 21 и № 106. Один человек убит, пятеро ранены, один болен. Разбиты два вагона, повреждены паровозы».

Поезд на станции Курган. 1920 – е годы.

В следующем номере продолжение этой истории: «Кроме убитого кочегара Юркевича, ранено трое пассажиров, машинист и кочегар. Разбиты в щепки две теплушки, стоявшие в голове поезда № 106. Паровоз всеми скатами сошел с рельсов и поврежден. В поезде № 21 жертв нет, паровоз за № АВ 20, почтовый и багажный вагоны повреждены незначительно и остались на рельсах. Путь поврежден на расстоянии 20 сажен».

Многие считали, что в данной катастрофе виновен машинист поезда № 21, поезд которого наехал на поезд № 106: «со скоростью 20 верст в час при сомнительно открытом семафоре, иначе бы не могло быть указанных разрушений, при чем он не мог не видеть поезда, стоявшего от стрелки на расстоянии всего около 80 сажен и не сократил скорости своего поезда. Не вдаваясь в следственную сторону дела, еще раз выразим уверенность, что рука пролетарского правосудия воздаст по заслугам истинным виновникам». Несколько месяцев велось следствие, и газеты постоянно информировали жителей о ходе расследования: «Расследование еще не закончено, но машинист поезда № 21 Константинов обвиняется в том, что проехал на непонятный сигнал, семафор был не открыт, по свидетельству некоторых пассажиров поезда № 21, а с прибытием поезда оказался, как водится, закрытым. Ясно – поторопились движенцы, так как семафор оказался исправным. Движенцы обвиняются в том, что стрелка с пути занятого поезда № 106 была поставлена на выход, стрелочника и одного из свободных дежурных по разъезду на месте не оказалось. Нужно вообще отметить, что на разъезде Коновалово и других ни дежурного по разъезду, ни стрелочника почти никогда на месте нет. Часто жезл дают ребятишки (дети служащих). Видимо, они же и переводят стрелки и открывают семафор. На такое преступное отношение к делу органам ГПУ нужно обратить серьезное внимание и почаще «шерстить» движенцев – этих маленьких «буржуа», в большинстве саботажников и взяточников. Будем надеяться, что железнодорожный трибунал воздаст должное по заслугам истинным виновникам. Жизнь убитого, честно исполнившего свой долг рабочего, требует суровой расправы над разгильдяями и разрушителями транспорта».

В результате следственная комиссия вынесла свое заключение: «По делу о столкновении поездов № 21 с поездом № 106 на разъезде Коновалово, выяснилось, что виною всему было халатно – преступное отношение к делу помощника начальника разъезда Быкова и стрелочника Степанова. Машинист поезда № 21 Константинов виновен в том, что он проехал на ненормально открытый семафор. Комиссия постановила: Быкова с разъезда Коновалово уволить с преданием суду, стрелочника Степанова уволить без права поступления на службу движения. Машиниста Константинова сместить с пассажирских поездов на товарные, сроком на 3 месяца, принимая во внимание, что он принял все меры к остановке поезда и остался на своем посту. По только что полученным сведениям начальник разъезда Коновалово, где произошло столкновение поездов, застрелился».

Еще одну аварию в 1923 году чудом удалось предотвратить, благодаря внимательности кондуктора поезда. «При следовании поезда № 101 (воинского) 17 января 1923 года на перегоне Юрахлы – Варгаши Омской железной дороги младшим кондуктором Курганских бригад товарищем Назаровым Павлом, ехавшим на первом тормозе, был замечен толчок необычайной силы, он заметил версту 292, 2 пикет и по приезде на станцию Варгаши заявил о замеченном дежурному по станции, и просил сообщить немедленно на разъезд Юрахлы, где стоял готовый к отправлению поезд № 107, идущий по этому же направлению. На разъезд Юрахлы был вызван дорожный мастер и на паровозе с составом поезда № 107 с машинистом Власовым выехал на место, где был замечен толчок.         Здесь  железнодорожные  рабочие   обнаружили лопнувший рельс, а с левой стороны оказался выломлен кусок рельса длиною около аршина. Поезд № 107 не был пропущен и возвращен на разъезд Юрахлы. Быстро была собрана артель рабочих, и путь немедленно исправлен. Поезд № 107 был с живностью и людьми. Благодаря внимательности товарища Назарова было предупреждено крушение поезда № 107».

Машинист Г.Ф. Кумжа. 1920 – е гг.

В 4 часа утра 1 января 1929 года между разъездами Юрахлы и Кравцево произошло крушение товарного поезда. Около 4 часов утра с разъезда Юрахлы по направлению к разъезду Кравцево вышел товарный поезд с 75 –ю вагонами. В двух задних вагонах – теплушках помещались поездная прислуга и кондукторская бригада. Через четверть часа после выхода первого поезда с разъезда Юрахлы вышел второй поезд, имевший в своем составе несколько порожних товарных вагонов и два паровоза. Вышедший ранее поезд, имея слабый по мощности паровоз, из – за недостатка пара,   вынужден был остановиться. Между тем второй поезд, развив бешеную скорость, догнал остановившийся и с силой врезался в его хвост. Так как машинист не успел своевременно затормозить паровоз, последний прошел по шестнадцати вагонам и превратил их в щепки. В результате пострадали 9 человек. Одна проводница вагона была убита и восемь человек тяжело ранены. В числе последних находился рабкор газеты «Красный Курган» Галкин. Вагоны были до такой степени изуродованы, что первое время нельзя было сосчитать, сколько же их уничтожено, и только по числу оставшихся установили количество разбитых вагонов.

По этому поводу газета «Красный Курган» сообщала: «Виновниками крушения являются машинисты Самойлов и Кумжа, которые закрыв паровозную будку, не наблюдали за тем, что происходит впереди, хотя и знали, что впереди идет поезд со слабым локомотивом. Самойлов и Кумжа арестованы. Известная доля вины падает и на главного кондуктора пострадавшего поезда, который при остановке своего состава, вместо того, чтобы согласно железнодорожным правилам сойти с поезда и бежать навстречу сзади идущему, чтобы предупредить его соответствующими сигналами о возможной катастрофе, остался сидеть в теплушке. Не должна считать себя правой и администрация железнодорожного узла, которая не позаботилась в дверях паровозной будки устроить наблюдательные окна, а у всех паровозов двери обычно делаются из досок, сплошными, что не исключает возможности повторения подобного несчастья. Кроме этого, не лишне напомнить о том, что паровозные бригады иногда работают по 32 – 36 часов без отдыха, безусловно, переутомляются, что скверно отражается на их работоспособности».

В 1937 году машинист Георгий Францевич Кумжа был арестован, как и многие другие, несправедливо обвинен в шпионско – диверсионной деятельности, и в 1940 году умер в заключении.

В 1947 году произошла железнодорожная катастрофа товарных поездов на станции Роза у районного центра Варгаши.

18 февраля 1952 года на 143 километре железной дороги Свердловск – Курган возле районного центра Катайск произошла авария в поезде. Тяжелый поезд весом 3600 тонн из 50 вагонов, груженых взрывчатыми веществами. В условиях плохой видимости машинист заблаговременно сделал первую ступень торможения. Поезд почти километр катился на тормозах, через несколько секунд начались сильные продольные реакции в поезде, через 100 метров он остановился: с рельсов сошел один вагон. В вагоне упала печка – буржуйка, из нее вылетел раскаленный уголь, который попал на солому. Загорелся 15 вагон с детонаторами, которые начали взрываться, затем взорвался 16 вагон со взрывчаткой. Были человеческие жертвы.

25 августа 1975 года произошло крушение грузового поезда № 3118 на 221 километре участка Курган – Шадринск Южно – Уральской железной дороги из – за перевода стрелки № 3 под хвостовой частью состава.

В феврале 1977 года произошло обрушение Некрасовского путепровода на станции Курган, в результате схода с рельсов грузового состава, сбившего опоры путепровода. Обломки на несколько дней заблокировали Южно – Уральскую железную дорогу. Обошлось без жертв.

Обрушение Некрасовского путепровода. 1977 г.

10 августа 1991 года ночью на станции Курганка сошли с рельсов 11 железнодорожных вагонов, 8 из которых были с зерном. Обошлось без жертв, а рассыпанное зерно активно собрали горожане.

Большинство железнодорожных катастроф происходили из – за невнимательности или халатности работников, износа техники, или нелепых случайностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: