«С любовью и верой в людей»: о работе «Обской кузницы» в пандемию

Руководитель «Обской кузницы» в Сургуте Екатерина Тайлакова рассказала о работе предприятия в пандемию и связанных с ней изменениях. По ее словам, работать в период самоизоляции пришлось еще больше. Пандемия изменила формат работы кузницы, причем – только в лучшую сторону.

Екатерине – 32 года. В бизнесе она официально менее 3 лет. В ее жизни было много разных моментов, которые можно назвать «кризисом». Но каждый из них оказывался началом нового эксперимента, который приносил пользу людям, а потом – и ей самой. 

По словам руководителя кузницы, в апреле все было странным – обычно она не нервничает, но тут закрылась на две недели дома с появившейся небольшой температурой.

«Сдала все анализы. Сказали, что я космонавт. Это уже потом я поняла, что так мой организм включил программу перестройки и начал адаптироваться к новым условиям. То, что несколько следующих месяцев будут стрессовыми, было понятно наверняка. Как бы кто не надеялся на спад пандемии. Я в таких вопросах рассуждаю рационально, потому что все в нашей жизни происходит по аналогии, а эпидемии за месяц проходят», – рассказала Екатерина ИА «Уральский меридиан».

По ее словам, вместе с мужем они неделю провели дома. И это их только сблизило и помогло настроиться на плодотворную работу:

«Разлада в семье не было. Напротив – мы всегда много работаем, и у нас очень мало времени побыть вместе. Тут мы просто начали делиться мнением и возможными сценариями развития событий».

До марта мастер-классы по ковке приносили более 50% прибыли. С приходом пандемии на них можно было не рассчитывать – либо закрывай кузницу, либо переориентируйся.

«Мы выбрали второе, надеясь, что вернемся к первому при первой же возможности», – поделилась Екатерина.

К третьей неделе апреля супруги решили уйти в производство. А производственникам работать на тот момент уже было можно – ОКВЭДы позволяли.

«Садились утром в свой фургон и ехали в кузницу. Ни с кем больше двух месяцев не общались – только в магазин за молоком зайдем вечером, и все. Для нашей привычки встречаться по выходным с родственниками это было испытание. Но что я, что муж решили обезопасить всех. В это время люди вовсю компаниями жарили шашлыки на природе, летали в отпуск и многие из них, конечно же, заболели коронавирусом», – вспоминает наша героиня.

И она, и ее муж были «примерными самоизолянтами». Носили маски, перчатки, соблюдали социальную дистанцию.

«В кузнице в воздухе полно угля, так что наше дело само себя очищает», – делится Екатерина.

В мае кузница получила статус «социального предприятия». И помогла ей в этом «мастер-классная» деятельность.

«Статус я получила, даже не понимая, зачем он нужен. В интернете с марта все активно говорили, что можно получить – я и получила», – призналась руководитель кузницы.

По ее словам, заниматься развитием традиционного, уже почти вымирающего ремесла – это как дать не цирковому медведю балалайку и сказать, чтобы он сыграл «Калинку»: «Да он вас съест и думать не станет!».

«Мне хочется, чтобы люди знали свои корни, историю, культурные коды. Это не просто слова «без корней ты никто». Это как заговор – не понимаешь, что к чему идет, не владеешь логикой и не можешь связать эволюционные процессы – не переживешь кризис. Вот мы снова к кризису и пришли. В общем, кризис – это вполне ожидаемое явление, которое возникает при ситуации, когда «что-то идет не так». Убираем сейчас все конспирологические теории. Природа нас сама заставляет подумать, что мы забыли о собственной безопасности и слишком погрязли в разговорах про статус и комфорт жизни», – отметила Екатерина.

По ее мнению, кузнечное дело – это работа не только руками, но и головой, целый пласт народной культуры. Потеряй его и нарушишь баланс вещей.

«Я так про все ремесла могу сказать. Про традиции, обычаи. Мне повезло, что у меня такой понимающий муж. У него, в отличие от меня, нет педагогического образования. Но к этому делу он пришел уникальным путем – через айти-технологии. Он же по образованию вообще программист. Просто мужик», – делится девушка.

Чтобы кузница продолжила работать, пришлось перестраивать все бизнес-процессы. Для этого Екатерина прошла несколько онлайн-курсов и программ.

«Помню, я, не выспавшаяся, с красными глазами, глотаю литрами кофе, сидя в одном неглиже и смотрю все свое свободное время безостановочно панельные дискуссии лидеров различных индустрий. В таком состоянии я была весь май. Это при том, что я продолжала работать на стационарной работе, в которой прям как на подбор собрались все наиболее пострадавшие отрасли! Допобразование, фитнес, ресторанный бизнес, бизнес без возможности перехода в онлайн…», – делится руководитель кузницы.

В итоге, пришлось много чего изменить в работе:

«Пересмотрела функционал CRM и поняла, сколько чудесных не востребованных инструментов до этого момента в ней было. Это я про Битрикс 24. Весь функционал соцсетей перетерясла – от обновления часов работы до выкладки товаров. Сайт пришлось на 90% снести – настроила варианты онлайн-оплат, доставки, переписала тексты, переделала рубрики, подключила формы. Все получилось другим. Надеюсь, он стал более понятен пользователю. Поисковые системы, по крайней мере, мои движения одобряют – судя по растущей статистике посещаемости и увеличению количества онлайн-заказов. Подключила все возможности Яндекса и Гугла – от Кью и Коллекций, Справочника и Букформ до подключения Трипэдвайзера и переписывания текстов, рассказывающих об «Обской кузнице», – рассказала Екатерина.

С дизайнером тоже решили сделать ребрендинг. Разработали около 10 вариантов продвижения для разных целевых аудиторий. Договорились к какому сроку и в каких местах должна появиться реклама, полиграфическая продукция, макеты.

«Этой работы никто не видит, но она занимает много времени – подготовка документов для участия в различных проектах и конкурсах, разработка продуктовой линейки… Но в результате этого сформировалось понимание о 30 мастер-классах по ковке, более 50 вариантов кованой сувенирной продукции, которую мы решили перезапустить в «Обской кузнице», грант от окружного Департамента промышленности и победы в номинациях «Лучший товар Тюменской области» и «Лучшая услуга Тюменской области».

По словам Екатерины, в пандемию пришлось работать еще больше, чем до нее. Причем, делали это с большим удовольствием от приятных и, как оказалось, таких нужных изменений.

Не обошлось и без посторонней помощи. Причем, помогать готовы были многие:

«Все отделы, комитеты, департаменты предлагали помощь – от публикации в соцсетях, газетах, на сайтах до отправки приказов про субсидии. Только сиди и пиши заявки. Даже документы помогали составлять, если ты где-то ошибался. Никогда столько внимания я к себе не ощущала. Сама не всегда успевала оперативно реагировать на все предложения, но тут ведь признаю вину – нагрузка по семейному делу и стационарной работе ведь была не человеческая», – поделилась Екатерина.

А скоро предприятие будет закупать оборудование, на которое ему был выделен грант.

«В год нам нужно будет изготавливать почти 10 тысяч единиц сувенирной продукции от гвоздика до традиционного якутского ножа, а потом где-то это реализовать. К каждому изделию – подобрать историческое обоснование, создать собственную упаковку, не уйдя в китайскую дешивизну и не увести традиционное ремесло в ширпотребское русло. Наших каналов сбыта не хватит. Придется искать новые рынки и потребителей. Но, чтобы что-то получить – нужно много поработать. Это закон справедливости», – отмечает девушка.

Участие в конкурсе «Лучшие товары и услуги Тюменской области» дало понимание, что нужно регистрировать товарный знак, а это – новый виток в их с супругом семейном деле.

«Муж работает круглые сутки. У кузнечного дела жаркая пора до середины октября. Ограничения сняли – начали приезжать люди. От реставрации фамильных ценностей и окладов у икон до «хотим мангал, чтобы огонь горел в нем и делал «пш-пш»!», – рассказывает Екатерина.

Обская кузница
Фото: Оксана Сошина

Параллельно предприятие экспериментирует с Сургутским краеведческим музеем – он дает кузнице чертежи и описания, она ему – экспонаты для выставки 2021 года.

«Если удастся такой проект, нам будет, что предложить и другим музеям России! Поступило предложение в галерее современного искусства «Стерх» организовать авторскую выставку – пока что боимся такого масштаба, но когда-нибудь к нему придем», – поделилась руководитель кузницы.

В планах у супругов – открыть второе помещение, в котором расположится магазин-мастерская для производства и сбыта их ремесленной продукции.

«Мы с мужем и сами ведь не знаем, к чему точно относимся – то ли ремесло, то ли допобразование, то ли туризм, а то и временами производство. Мы что-то пограничное, что делается по большой любви и с верой в людей».

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан»  в нашем ТГ-канале. 

Фото превью: Оксана Сошина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ксения Ковалева/ автор статьи

Журналист, блогер. Окончила факультет журналистики УрФУ (УрГУ). Тема дипломной работы "Защита прав заключенных в СМИ и блогосфере". Любимые жанры: правозащитная деятельность, остросоциальная журналистика.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: