Еще об одном трагическом событии в жизни нашего города хотелось бы сегодня рассказать.
25 мая 1957 года, ровно 60 лет назад, в Кургане была взорвана старинная и невероятно красивая Троицкая церковь.
Немного из ее истории:
Первоначально церковь была деревянная, но после очередного пожара было решено строить каменную на 3 престола: центральный, во имя Святой Живоначальной Троицы, правый придельный престол – во имя Рождества Христова и левый – во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского, который почитался покровителем Сибири. В документах (планах города, метрических книгах) церковь обозначается, как Христорождественская (по правому престолу, который возвели первым и освятили в 1767 году). Церковь строили медленно. Знаменитый путешественник Паллас в 1771 году писал: «В Царевом городище вместо старой деревянной церкви начали строить каменную, но так как в окрестности сего места в извести недостаток и должно оную привозить из Шадринска и Тюменя, то строение производится медленно».
В 1760 году при Христорождественском приходе было 284 двора: «В коих мужчин – 1051, женщин – 1179, а всего 2230 душ. Два священника – Иосиф Антонов и Евдоким Трапезников. Дьякон – Кирило Ильиных», – из дела «О построении в Царевом городище вместо сгоревшей деревянной церкви, каменной церкви Рождества Христова. 1763 год».
В начале XIX века церковь достроили полностью и освятили по главному кресту во имя Святой Троицы – Троицкой. С этого момента церковь называют Троицкой.
В 1859 году был составлен план на ремонт здания и через пять лет в 1864 году Троицкая церковь была «возобновлена внутри и снаружи».
В 1891 году состоялся уже капитальный ремонт здания с заменой центрального иконостаса. Старый иконостас отдали в деревню Колесниково, там, как раз построили новую церковь Симеоновскую.
В 1837 году на службе в Троицкой церкви присутствовал Александр Николаевич, наследник престола, будущий император Александр II. Наследник прибыл в Курган в ночь с 5 на 6 июня 1837 года, на кануне Троицына дня. Его сопровождал В.А. Жуковский, воспитатель Великого князя.
Приход Троицкой церкви считался одним из самых старинных и многолюдных приходов Тобольской епархии. В 1884 году в приходе было 930 дворов. Церковный капитал составлял свыше 20 тысяч рублей в год (кружечный сбор, проценты с вкладов и т.д.) В штате церкви было 3 священника, дьякон и 3 псаломщика.
Троицкая церковь поражала своим богатым украшением и ценной утварью не только прихожан, но даже Тобольских митрополитов и епископов.
Троицкая церковь не имела собственной земли ни усадебной, ни пахотной, ни сенокосной. Лишь небольшой двор, который примыкал к храму. Священники снимали квартиры в наемных домах, а если кто-то из них строил собственный дом, то на городской земле. Церковь арендовала городскую землю, на которой было выстроено 7 каменных лавок. Лавки в свою очередь сдавали в аренду купцам и получали в пользу церкви 505 рублей ежегодно. В 1900 году выстроили большой магазин, вплотную примыкающий к церковной ограде – кирпичный, крытый железом, с большими окнами. Этот магазин у церкви арендовал купец И.И. Дерягин.
21 марта 1928 года в Курганский Горсовет поступило ходатайство уполномоченного Троицкой религиозной общины Сергеевского течения о предоставлении в пользование половины помещения Троицкой церкви. Горсовет в просьбе отказал, имея ввиду постановление Окрика от 26 апреля 1927 года о недопустимости внутреннего переустройства одноэтажных зданий церквей.
В 1931 году рабочие консервного, пивоваренного завода – 47 человек, сотрудники административного отдела – 95 человек, учащиеся педтехникума – 130 человек просили о закрытии Троицкой церкви. Общее собрание Союза печатников в количестве 30 человек также постановило просить РИК о скорейшем закрытии Троицкой церкви и Собора, рационально используя их под культурные нужды: детский клуб и столовую.
В начале 1933 года в Троицкой церкви разместилась, только что организованная, школа трактористов. В церкви читался теоретический курс, а практику затем проходили на территории бывшей Турбинки.
И все-таки, службы в Троицком храме продолжались до 1937 года. В мае 1937 года церковь была официально закрыта, а 10 июня 1937 года состоялась передача ее имущества государственной комиссии. В опись было внесено 152 наименования (часть распродана с торгов, часть передана в музей местного края, который в этом же году сгорел, часть разобрана по домам).
При закрытии Троицкой церкви ризы были переданы в швейные мастерские, в том числе по улице Ленина. Из них шили парчовые тюбетейки.
В конце 1930 – х годов здание церкви приспособили для городских нужд. В годы войны там располагалась Сталинградская танковая школа, после войны – магазины. В церковной сторожке расположился горком ВЛКСМ. В 1949 году в здании была размещена столовая с большой кухней и магазин Облстройтреста, а в изолированном после переделок южном приделе универмаг Книготорга. В 1953 году здание использовалось организациями «Главкинопрокат» и «Охотник».
Верующие все эти годы не оставляли попыток заставить местные власти открыть храм.
Строки из письма исполняющего обязанности уполномоченного по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Курганской области А. Важенина: «Начиная с 1944 года верующие города Кургана ежегодно подают по несколько заявлений, с требованием об открытии церкви в городе Кургане. Так, например, в заявлении, поданном в Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР от 24 января 1950 года подписалось 50 человек. В 1951 году было написано 4 заявления, в одном из них поставлено 34 подписи. В 1953 году было написано 4 заявления и верующие посылали своего представителя в Москву в Совет по делам русской православной церкви, который будучи в Москве оставил заявление с 64 подписями. В 1954 году подано 5 заявлений, в 1955 году – 1, которое было направлено депутату Верховного Совета СССР товарищу Денисову с 19 подписями. Кроме этого в облисполком ежемесячно приходят по нескольку человек верующих с требованием об открытии церкви в городе Кургане».
И 1 октября 1956 года пришло долгожданное распоряжение из Совета Министров РСФСР об открытии Троицкой церкви в городе Кургане.
Так что же все-таки произошло?
Чтобы это предотвратить местные власти в 1956 году принимают решение о «сломе и разборке здания бывшей Троицкой церкви в связи с его аварийным состоянием». 27 февраля 1956 года на заседании горисполкома рассматривалось ходатайство группы верующих граждан об открытии Троицкой церкви. В ответ на это ходатайство Курганский горисполком решил: «Учитывая, что здание бывшей Троицкой церкви по улице Куйбышева подлежит сносу, в связи с его крайне ветхим, аварийным состоянием, ходатайство верующих граждан города Кургана об открытии в этом здании церкви отклонить. Вторично просить облисполком утвердить решение горисполкома от 4 июля 1955 года за номером 213 «Об аварийном состоянии здания бывшей церкви по улице Куйбышева».
Борьба продолжалась еще год. И вот, последний крик души верующих горожан 24 мая 1957 года в Москву уходит телеграмма Председателю Совета Министров РСФСР Яснову: «Колокольню сегодня ночью тракторами пытались сломать, но не смогли. Приостановите эти незаконные действия».
Многие еще помнят эти страшные дни. По воспоминаниям жителей города: «Церковь долго не поддавалась. Купол зацепили тросами за пристенки между окон. Однако, ничего не получилось. Тягачи буксовали, тросы притягивали их к церкви. Тогда подрубили простенки и купол был сброшен. Ночью шестнадцатью толовыми шашками подорвали фундамент». И это называется «ветхое состояние»!
«Когда взрывали церковь, старушки стояли плакали и крестились».
Еще одно воспоминание: «В ночь, когда решетки церкви пытались растащить тракторами, кресты на церкви развернулись. А это был очень плохой знак».
Еще одно воспоминание: «Многие бабушки не могли сдержать слез, стояли и что-то шептали тихонько, да крестились, глядя на это страшное зрелище».
До июня 1957 года Троицкая церковь не дожила.
В газете «Красный Курган» по поводу уничтожения церкви не было написано ни строчки. Как будто в городе ничего существенного не произошло. Лишь утром, придя на работу, сотрудники газеты обнаружили, что в их кабинетах от взрыва вылетели все окна и на столах, диванах и стульях лежали битые стекла.
Конечно, время было такое, но как у людей рука поднялась взорвать такое святое здание, не понятно… В 1961 году на этом месте был установлен памятник революционерке Наташе Аргентовской. Вот так прекратил свое существование старинный красивейший храм нашего города.