Несколько дней назад в сети появилась новость о запуске банкоматов, которые способны выдавать наличку на основе технологии распознавания лиц. Карты уходят в прошлое. Впереди новые способы идентификации клиентов по лицам, отпечаткам или смартфонам. А в авангарде этой масштабной цифровизации идёт Сбербанк – главный финансовый институт страны, который из банка превращается в мощную высокотехнологичную телекоммуникационную компанию.
А сейчас вспомните Сбербанк версии 2007 года. Серые и унылые цвета, длинные очереди, ворчливые бабушки, проблемы с окнами. Стало очевидно, что нужно что-то менять. В 2009 году компания полностью обновила свой фирменный стиль, и провела масштабную модернизацию всех систем и филиалов. Можно сказать, что на базе старого Сбербанка появился абсолютно новая организация.
Только в 2009 года банк потратил 700 миллионов долларов на закупку новых банкоматов. А в 2011 году появился всеми любимый «Сбербанк. Онлайн» и «Мобильный банк». Уже с этого момента стало очевидно, что компания встала на рельсы абсолютной автоматизации всех технологических процессов.
Амбициозный Сбербанк, словно паук своими сетями опутал всю России и стремится закрепиться на мировом рынке. Шаг за шагом он внедряется в различные сферы россиян, начиная от ЖКХ и заканчивая областью виртуальной реальности.
11 июля мне удалось побывать на международной промышленной выставке «Иннопром-2017», где Сбербанк представил ряд своих новых цифровых проектов под названием «Цифровая экосистема будущего». Суть этой системы сводится к тому, чтобы стереть грань между финансовыми и нефинансовыми сервисами, внедрится в разные области повседневной жизни человека и облегчить эту жизнь.
Например, с 1 февраля в прошлое уходят старые кассы с ограниченными функциональными возможностями. Теперь во всех магазинах появятся кассы нового поколения «Эвотор». Её фишка заключается в том, что она совмещает в себе привычные функции кассы и современные сервисы для управления продажами.
Другой интересный проект – это автоматизированная система платежей ЖКХ. Этот сервис должен понравиться управляющим компаниям и руководителям ТСЖ.
Сбербанк также представил свой конструктор интернет-магазинов. Он будет создаваться на платформе банка, в виде отдельного сайта попутно имея все необходимые инструменты безналичного расчета и онлайн-аналитики продаж.
Как видите, Сбербанк создаёт свою систему цифрового банкинга будущего. Организация планирует стать связующим звеном между потребителями и производителями услуг в разных областях – от здравоохранения и образования до строительства и производства.
Также на выставке руководитель курганского отделения Сбербанка Евгений Светлов рассказал о новой услуге – оплата такси «Максим» бонусами «Спасибо». Ими можно будет оплатить до 30% стоимости поездки при заказе автомобиля через приложение. Оставшуюся часть можно оплачивать наличными или с банковской карты.
Вполне возможно, что через 10 лет поход в банк станет очень редким явлением. Ещё в середине 2016 года Герман Греф заявил, что в течение 5 лет планируется закрытие половины всех отделений. Как считает Греф, необходимость в них просто отпадет. «Физически сеть отделений какое-то время просуществует. Темпы ее сокращения будут нарастать», – сказал Греф в интервью телеканалу «Россия 24».
В этом и заключается секрет компании – в постоянной модернизации. Прибыль, полученная от финансовых операций, снова вливается в систему, генерирую порцию очередных изменений, а изменения приносят порцию прибыли. Круг замыкается. Эффективность растёт. Компании, не успевающие за трендами XXI века – погибают, отдавая место более приспособленным. Главное, поймать волну, прочувствовать, что будет актуально в ближайшие 5-10 лет. И тогда успех гарантирован.