В Тюменской области появилась «семейная диспетчерская». О ее работе на всероссийском вебинаре рассказала директор центра «Семья» Елена Перминова.
Организаторы вебинара – Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и Союз журналистов России. «Семейная диспетчерская» – это технология оказания социальной помощи, построенная на современном подходе к работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Реализовывать данный подход предстоит новой службе. Она появится в структуре многих социальных учреждений. Служба будет работать по принципу «одного окна».
В минувшем году Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, изучив тюменский опыт, предложил региону стать стажировочной площадкой по распространению технологии семейной диспетчерской.
По словам Елены Перминовой, что появлению этого инструмента предшествовала 20-летняя работа. В 1996 году в Тюменской области появилась служба экстренного реагирования. Социальный работник заступал на суточное дежурство и поддерживал связь с инспектором по делам несовершеннолетних. Идея службы заключалась в объединении ресурсов соцзащиты и органов внутренних дел.
Прежде в конфликтных ситуациях в семьях итоговое решение, как правило, принимали сотрудники полиции. Это получало множество негативных отзывов, так как инструменты работы были далеки от партнерства и переговоров, – пишет Тюменская линия.
В какой-то момент было принято решение изменить подход. В Тюменской области в выстраивании новой системы соцработникам помогала прокуратура и все ведомства системной профилактики. С 2015 года оператором диспетчерской стал опытный психолог-конфликтолог. Обращения фиксировались по номерам: 02, 112 и 8-800-200-72-01. Источником сведений также стал областной Банк данных семей и несовершеннолетних.
В зависимости от каждого конкретного случая оператор формирует состав команды и определяет его экстренность. Теперь в команду входят не только представители МВД, но также здравоохранения, образования, органов опеки, МЧС и молодежной политики.
Форма выездов перестала быть только срочной. Исходя из ситуации, специалисты могут отправиться в семью немедленно, на следующий день либо в рамках профилактической работы.
Решения о способах реагирования и оказания помощи принимаются коллегиально. Документы оформляются комиссией. За год служба принимает порядка 2,5 тысячи звонков и совершает более 2 тысяч выездов.
Такая служба работает не только в областной столице, но и во всех муниципалитетах региона. Благодаря этому в 10 раз увеличилось число принятых решений о помощи в течение суток. Риск возникновения спорных решений и конфликтов с семьей максимально снизился. В 10 раз снизилось количество случаев помещения детей в госучреждения. В 75% ситуаций удается вовлечь семьи в партнерство и преодолеть кризис.
Работу тюменской соцзащиты оценили на самом высоком уровне. О ней президенту РФ Владимиру Путину рассказала уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова.
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.
Фото превью: скрин с прямой трансляции