От стрит-арта в Сатке до ГЭС «Пороги». Биеннале 2017

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

После Кыштыма наша группа отправилась в следующую арт-резиденцию на маршруте биеннале 2017, город Сатка и гидроэлектростанция «Пороги».

Сатка — город в Саткинском районе Челябинской области России. Административный центр района и Саткинского городского поселения. Население составляет 42 214 человек на 1 января 2017 года по данным Росстата. Город расположен на западном склоне Уральских гор, при слиянии рек Большая Сатка и Малая Сатка.

Заселение Сатки началось в середине 18-го века в связи со строительством на слиянии рек Большая и Малая Сатка металлургического завода и рабочего поселка при нём. Завод основан самыми известными в России того времени промышленниками Строгановыми на месте Саткинской лесной дачи, населённой башкирскими племенами. В середине 18 века крепостные люди Строгановых строят на реке Сатка плотину, возводят доменный корпус, кричные, молотовые, якорную и пильную фабрики.

Долгие годы Сатка существовала как город-завод и несла на себе все черты заводского поселения: от плотины пруда стихийно разрастались улочки деревянных домишек, где селился работный люд. В конце XIX века близ завода было открыто месторождение магнезита, в 1901 году – построен новый завод «Магнезит». С этого времени начался отсчет новой истории города. 21 сентября 1901 года из камерной печи на заводе «Магнезит» были выпущены первые кирпичи с небывало высокими термостойкими свойствами. Максимальной производительности в дореволюционный период завод «Магнезит» достиг в 1916 году. До революции саткинский завод «Магнезит» был единственным в России предприятием огнеупорной промышленности, выпускающим магнезитовые огнеупоры. Таковым он остался и до наших дней. В Саткинском райне сегодня работают такие крупные предприятия, как ОАО «Комбинат «Магнезит», ООО «Саткинский чугуноплавильный завод», ООО «Саткинский щебзавод», Бакальское рудоуправление, ЗАО «Саткинское ДРСУ», ОАО «Саткинский хлебокомбинат», ЗАО «Зюраткуль». В мае 2017 года в Сатке впервые прошел масштабный фестиваль стрит-арта.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»26297,26298,26299,26300,26301,26302″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Пешая прогулка по городу дала возможность оценить не только устрой главных улиц, но и во дворах. Так, например, на месте одного из снесенного дома была организована арт-площадка. Жизнь в городе казалась не спешной и размеренной, светофоров мало, но и машин не много. Погрузившись в автобус мы отправились на ГЭС «Пороги».

Дворянство Петербурга и Москвы ещё танцевало на балах при свечах, а в домах рабочих в маленьком таёжном урочище Пороги уже зажглись электрические лампочки.

«Пороги» – памятник истории и культуры областного значения, природно-исторический объект, памятник индустриального зодчества, старейшая в России гидроэлектростанция (1910), первый в России электроферросплавный завод (1910). Расположен на левом берегу р. Большая Сатка, в 6 километрах впадения в реку Ай в каньонообразном ущелье глубиной до 300 метров между склонами хребтов Чулковка и Уары. Общая площадь –3,5 га.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»26303,26304,26305,26306,26307″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

В конце XIX – начале XX века металлургическая промышленность России развивалась бурными темпами. Для производства качественных сталей требовались ферросплавы, такие, как ферросилиций, ферромарганец, феррохром, которые в России на тот момент не производились. Россия была вынуждена ввозить их из-за границы, расплачиваясь за это золотом. Поражение русских в русско-японской войне 1904-1905 гг., необходимость скорейшего восстановления российского броненосного флота, почти полностью потерянного в бою под Цусимой, перевооружение армии и начавшийся в это время в России небывалый экономический подъем – все это послужило причиной поиска путей создания собственного ферросплавного производства.

Порожская плотина – на сегодняшний день единственное в мировой практике гидротехническое сооружение, возведённое путём кладки из дикого камня (песчаника). Кладка представляет собой крупные обработанные камни и плиты, связкой между которыми служит глина и цемент. Плотина имеет форму дуги. Её высота –21 м, длина по гребню –125 м. Ширина по подошве –12,5 м, по гребню –4,2 м. Рядом с плотиной реку пересёк мост, выложенный из бетонных плит на сварных металлических опорах.

В производственном корпусе разместились машинный зал, электростанция, ремонтные мастерские, электроплавильный цех, отделения для подготовки шихты и электродов, химическая лаборатория, построенная из камня, деревянные склады и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня. В нескольких сотнях метров от завода, в жилом поселке, расположилось каменно-деревянное здание заводской конторы и дом управляющего.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»26308,26309,26310,26311,26312,26313″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших зарубежных фирм из Германии, Австрии, Англии и других стран. Так, в помещении машинного зала электростанции были установлены две гидротурбины с генераторами производства фирмы «Бри-глеб, Хансен и К°», изготовленные в 1909 в городе Гота (Германия). Одна из них мощностью 800 л.с. на одном валу с генератором предназначалась для питания электросталеплавильных печей, вторая, мощностью 50 л.с, на одном валу с генератором трехфазного переменного тока служила для освещения самого завода и рабочего поселка. Тогда, когда в Петербурге и Москве дома знати и сам Зимний дворец все еще освещались свечами, керосиновыми лампами, в домах рабочих Порожского завода уже горел электрический свет.

У обеих гидротурбин имелись масляные регуляторы скорости, позволяющие с высокой точностью поддерживать число оборотов вала гидротурбины. В этом же помещении машзала был установлен мостовой одно-балочный кран клепаной конструкции с ручными цепными приводами хода моста, передвижения тележки и подъема, грузоподъемностью 5 тонн. Он был изготовлен на заводе фирмы «Альфред Гутман» (г. Москва).

В плавильном цехе были установлены дуговые электропечи системы «Эру» (Франция). Печи работали на цельных графитовых электродах сечением 400×400 мм или собранных из пучка брусков 200×200 мм. Электроды изготавливались здесь же, в графитовом отделении Порожского завода. В отделении подготовки шихты с последующей ее плавкой в печах для измельчения сырья применялась дробилка «Блэка». На плотине были установлены лебедки и зубчато-реечные механизмы для подъема и опускания затворов в водоперепускных пролетах, изготовленные в г. Бирмингеме.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_gallery interval=»3″ images=»26314,26315,26316,26317,26318″ img_size=»full»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

1 июля 1910 электрометаллургический завод «Пороги» (названный так в память о каменных порогах, затопленных образовавшимся перед плотиной прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена первая опытная плавка феррохрома весом954 кг. Сообщение завода с железнодорожной станцией Бердяуш Самаро-Златоустовской дороги осуществлял гужевой транспорт, а с 1935 – автомобильный.

За первые полгода со дня пуска завода здесь было выплавлено 33325 пудов ферросилиция (533,2 тонны) и 12875 пудов феррохрома (206 тонн).

На сегодняшний день Порожская гидроэлектростанция является старейшей ГЭС России (и, вполне вероятно, в мировой практике). В настоящее время технологическая линия в Порогах остановлена, агрегаты ГЭС питают электроэнергией поселок, который становится центром развивающейся индустрии туризма.

Проектирование плотины и заводского комплекса выполнил профессор Борис Бахматьев.

В завершении маршрута нас ждал Карагайский карьер и посещение музея «Магнезит», о которых можно будет прочитать в следующем материале ИА «Уральский меридиан».

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row]

Ольга Рамария/ автор статьи

Член Союза журналистов РФ, победитель конкурса школы литературной журналистики "Молодой Дельвинг", участница смены молодых деятелей литературы и театрального искусства "Экспериментальная сцена" форума "Таврида".

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: