Чайковский-оркестр. Финальный аккорд

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Долго ли, коротко ли, 12 июля Летняя оркестровая академия вышла на финишную прямую. В этот день состоялось закрытие культурной программы 8-ой международной промышленной выставки «Иннопром-2017». Конечно – в Свердловской филармонии!

Концерт явился и выпускным экзаменом для созданного в рекордно короткие сроки Чайковский-оркестра. Это действительно было проверкой на прочность.  Ведь благодаря виртуальному концертному залу филармонии, возможность оценить успехи оркестра была у каждого слушателя. Абсолютно каждого! Молодые музыканты во главе со своим наставником Бруно Вайлем «держали ответ» перед всем миром.

В этом году статус страны-партнера главной промышленной выставки России был присвоен Японии. И тот факт, что в Первом концерте П.И. Чайковского солировала японская пианистка, кажется очевидным. Но все мы прекрасно понимаем, что национальность музыканта – не главное. Кроме своих японских корней, пианистка Момо Кодама имеет вполне конкретные достижения в музыкальном искусстве. Например, в 1991 году она стала самой юной победительницей Международного конкурса ARD в Мюнхене. На данный момент артистка сотрудничала уже со многими всемирно известными оркестрами, принимала участие в таких престижных фестивалях как  Вербье (Швейцария) и Ла-Рок-д’Антероне (Франция). Но лично меня ее персона привлекла совершенно по другой причине.

Не секрет, что прославленные профессора Московской консерватории А. Гольденвейзер и Г. Нейгауз были представителями ведущих направлений советской фортепианной педагогики. Говорят, между ними часто возникали серьезные внутренние противоречия, как творческие, так и личностные. Эти пианисты по-разному подходили к обучению. И знаете что любопытно? Среди педагогов Момо Кодама мы видим имена выдающихся музыкантов – Татьяны Николаевой и Веры Горностаевой, которые явились продолжателями традиций А. Гольденвейзера и Г. Нейгауза соответственно. Японская пианистка будто оказалась между двух огней. Но так ли кардинально отличались две методики преподавания?

«С Татьяной Николаевой я начала работать рано и поэтому научилась от нее очень многому. Играла ли Татьяна Петровна в комнате, или в зале на три тысячи человек, звук всегда был восхитительным. Потому что она понимала, как сделать зал и инструмент компаньонами и делилась этим знанием с учениками. Николаева, конечно, была личностью необыкновенной, с особенным отношением к музыке, – говорит Момо Кодама. –Профессор Горностаева тоже была замечательным педагогом, но совершенно другим. На занятиях, которые длились по три-четыре часа, она говорила не только о музыке, но и о литературе, философии, об искусстве в более широком смысле слова. Работа с Верой Васильевной всегда проходила очень эмоционально, ведь она мыслила образно, можно сказать, видела картины в музыке».

Японская пианистка отметила, что хотя подходы педагогов отличались, но иногда оба профессора говорили об одном и том же, но разными словами.

Над Первым концертом П.И. Чайковского Момо Кодама, в свое время, много работала именно с Верой Горностаевой. Педагог объяснила ученице, что у мужчин и женщин строение мускулатуры отличается. Иногда девушкам сложнее заставить инструмент звучать. И когда играешь концерты Петра Ильича, нужно отдать все силы. Тем не менее, Вера Васильевна обращала особое внимание и на характер звука. Она говорила, что взять тройное форте – не значит выбить душу из инструмента. Три форте – это три сердца, которые исполнитель должен вложить в свою музыку.

Не стоит также забывать, что любой концерт для фортепиано с оркестром – прежде всего  результат сотрудничества. Вот что об этом сказала солистка:

«Мне кажется, и дирижер, и оркестр, и пианист должны быть очень внимательны к каждому звуку. Знать где, кто и какую роль играет. В первом концерте Чайковского невозможно обойтись без дирижера, он соединяет большой оркестр и солиста, направляет музыкальный диалог. Я думаю, говорить о доминирующей роли фортепиано или других инструментов оркестра смысла не имеет. Все зависит от конкретной части партитуры».

В предыдущих статьях я приводила комментарии педагогов академии, которые говорили о преимуществах работы с молодежными коллективами, отмечали высокий уровень профессионализма музыкантов Чайковский-оркестра. Момо Кодама не стала исключением, сказав, что оркестранты весьма подготовлены и быстро приспосабливаются к новому солисту. На репетициях она чувствовала внимательность и сосредоточенность каждого музыканта.

«Проект Летней оркестровой академии я нахожу весьма интересным, – сказала пианистка после выступления. -Сейчас у музыкантов особый возраст. Многие из них недавно закончили обучение и только ищут свой собственный путь. В академии встречаются и соединяются две разные культуры. Я убеждена, что эти десять дней сыграют в жизни молодых людей очень важную роль».

Подводя итоги проекта, с мнением японской пианистки согласился и первый заместитель директора Свердловской филармонии Рустем Хасанов:

«Для музыкантов Уральского молодежного симфонического оркестра Академия – это огромная школа. И она важна не только с точки зрения роста профессионального мастерства. Конечно, артисты изучают оркестровый репертуар, знакомятся с новыми произведениями и манерой игры. Это происходит через общение с выдающимися мастерами, которые составляют гордость отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Но, кроме того, проект позволяет расширить границы человеческого общения. Ведь когда в Екатеринбург приезжают молодые зарубежные музыканты, мы стараемся рассказать о нашем крае, показать Свердловскую область и ее достопримечательности. Ребята знакомятся, общаются и сами устраивают друг другу экскурсии по городу».

Рустем Талгатович отметил, что целью этого проекта является и продвижение положительного имиджа Свердловской области, как территории культуры:

«В период санкций, политических барьеров Свердловская область открыта для международного культурного сотрудничества! Мы готовы перенять опыт других стран и также готовы показать лучшее, что есть у нас».

Видно, что с каждым годом Летняя оркестровая академия растет и развивается. На этот раз проект был поддержан, помимо губернатора Свердловской области, Министерством иностранных дел Федеративной Республики Германии. Он завершал год российско-германских молодежных обменов.

«Академия-2014 представляла свои программы лишь в Свердловской области, оркестр академии 2015 года уже принимал участие в международном фестивале «Классика над Волгой» в Тольятти. А Чайковский-оркестр образца 2017 года ждут на престижном фестивале лучших молодежных оркестров Young Euro Classic», – заявил Рустем Хасанов.

Действительно, 24 августа в одном из лучших залов Берлина – Концертхаусе – под управлением Бруно Вайля состоится концерт молодежного Чайковский-оркестра. Компанию музыкантам составит победитель XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского – Дмитрий Маслеев. Время на подготовку еще есть, но пожелать успеха можно и заранее, не правда ли?

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_text_separator title=»Заключительный день Летней оркестровой академии 2017 (фото – Татьяна Андреева, Георгий Мамарин)»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_gallery interval=»3″ images=»26501,26499,26500,26498″][/vc_column][/vc_row]

Екатерина Поморцева/ автор статьи

Интернет-журналист. Влюблена в академическую музыку и современную хореографию. Легка на подъем, открыта новому.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: