Началась приемная кампания в ВУЗы: ни культуры, ни знаний

Впервые эксперимент по введению Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) был проведён в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам. Уже в следующем, 2002, году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно. Автором идеи ЕГЭ стал Министр образования России Владимир Филиппов, а реализатором Владимир Хлебников.

С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике. Осенью 2016 года амурские школьники сдавали пробный ЕГЭ по китайскому языку во всероссийском масштабе. Также в 2020 году планируется провести пробный ЕГЭ по китайскому языку по всей России.

Организацию проведения ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

Но не об истории этой экзаменационной формы хотелось бы поговорить, а тех результатах, которые достигла реформа общего образования. Именно об итогах ЕГЭ и об уровне абитуриентов рассказывает известный уральский блогер, доцент факультета журналистики Уральского Федерального университета им.Б.Н.Ельцина Валерий Амиров, участвующий в работе приемной комиссии легендарного учебного заведения:

Прочитал больше тридцати творческих сочинений абитуриентов, поступающих на журфак, и окончательно убедился в том, что ЕГЭ – ерунда на постном масле. Потому что у многих баллы за русский язык больше 80, но ошибок, в том числе грамматических, уйма. В том числе, совершенно диких, например «встречь» или «от куда», глаголы на «тся» и «ться». Про стиль не хочется даже и говорить – здесь полный джентльменский набор для учебника по критике речи.

Аналогично с ЕГЭ по литературе. У абитуриента – 70-80, но текст совершенно бессвязный, нет ни малейших попыток поработать с фигурами и тропами, крылатыми выражениями, пословицами и поговорками и так далее. Сочинения сухие, как пустыня Сахара, скучные, как уральское лето. А еще они полны лозунгов – «журналисты должны», «газеты обязаны», «нужно соблюдать». Инструкция по журналистской этике из времен торжества марксизма-ленинизма. Это печально, когда почти не наблюдаешь творческого начала у ребят, которые, казалось бы, должны творчеством фонтанировать. При этом портфолио солидны – счет публикаций у некоторых идет на десятки, но сочинение поражает пустотой. Как такое оказывается возможным – бог весть.

Кстати, о ленинизме. Не знаю, как там с ЕГЭ по обществоведению и истории, но многие понятия не имеют, кто такой Горбачев. С Ельциным чуть лучше, но тоже довольно безрадостно. А одна девушка назвала сегодня памятник Свердлову, что напротив бывшего УрГУ, памятником Горькому. Малейшие попытки задавать вопросы из рекомендованного списка – про устройство российской власти, про избирательную систему, про этапы развития российской государственности – натыкаются на стену. Немного лучше с новостной повесткой дня, но и тут в общем-то печально. Назвать больше двух-трех информационных поводов – скорее исключение из правил, чем само правило.

Редчайший случай, если кто объявлял больше 2-3 фамилий российских журналистов. Обычно – Познер, Малахов, Ургант, немного реже – Собчак. Это почти все. Уральских журналистов не называют в принципе. Из местных СМИ называют «Уральский рабочий» и «Облгазету», остальное – эпизодически. Вообще на глазах терпит крах теория о том, что интернет помогает молодежи с информацией и интернет-СМИ заменят бумажные. Пока что процесс, если и имеет место, то разве что в зародышевом состоянии. Про «Ленту» услышал однажды, еще раз – про «Медузу». И все.

Школа с ЕГЭ, однозначно, деградирует. Во всяком случае, в гуманитарных дисциплинах. Будем надеяться, что в точных ситуация несколько лучше. Глухо, как в танке, с общей культурой. Кино российского не знают, про режиссеров – тем более.

Ну а так-то ребята как ребята. Не сказал бы, что стали менее сообразительными. Талантами не оскудели, будет кому писать и снимать, будет кому анализировать факты и волновать общественное мнение. Просто некоторые сразу же теряются, если оказываются без смартфона в руке. А со смартфоном – тут они большая сила, ответят на все, о чем спросишь и почти мгновенно – запрос в поисковую строку «гугла» забивается двумя руками и на огромной скорости…

Конечно, можно предположить, что все российские таланты направились в столичные университеты и институты, а в екатеринбургские ВУЗы стремятся как раз те,  кто не уверен в своих знаниях… Но это предположение никак не объясняет главного – баллы ЕГЭ не отражают уровень интеллекта и прочность знания, которые заменены тестовыми клише… А знание тем и ценно, что должно использоваться в жизни, которая намного разнообразнее, чем схемы и стандарты, которыми «забиты» головы выпускников…

Фото: park72.ru

Александр Аникин/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: