Прогноз – дело неблагодарное, но иногда если сильно хочется, то можно и заглянуть в будущее. Несколько дней назад попалась мне на глаза статья под названием «Прогноз развития крупнейшего города: конструирование будущего». Автором текста была Юлия Георгиевна Лаврикова, доктор экономических наук и ВрИО директора Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. Оценки, приведенные в научной публикации, существенно отличаются от официальных документов, например, от «Стратегии развития Свердловской области до 2030 года» и «Пятилетки развития», которую врио Губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев позиционирует как предвыборную программу.
В статье предпринимается попытка создать научно обоснованный прогноз развития Екатеринбурга вплоть до 2030-2035 гг. Исходным материалом для разработки прогноза послужили официальные статистические и аналитические данные.
Демография
Авторы утверждают, что в ближайшие несколько десятилетий в Екатеринбурге будет остро стоять проблема механического прироста населения за счёт мигрантов.
Предполагается, что тенденции формирования возрастной структуры населения будут достаточно благоприятные, что объясняется высокой привлекательностью крупного мегаполиса для мигрантов, находящихся в активных возрастах. Хотя и закладывается небольшой естественный прирост населения, однако предполагается, что механический (миграционный) прирост будет играть основную роль в увеличении численности населения города, – говорится в статье.
Дальше в тексте говорится, что снижение численности населения в трудоспособном возрасте будет происходить до 2025 года в связи с тем, что в трудоспособный возраст вступили поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости. Ситуация несколько улучшится в период 2025-2030гг., когда в трудоспособный возраст будут вступать более многочисленное поколения 2000-х годов.
Структура экономики Екатеринбурга
В тексте предлагается несколько предполагаемых сценариев. Наиболее предпочтительным является инновационный сценарий, при котором экономика города будет характеризоваться равными значениями долей двух ключевых секторов – индустриального и торгово-сервисного (по 40% каждого).
Но существует и базовый сценарий, согласно которому доля торговли и услуг в экономике города увеличится как за счет развития традиционных компонентов (торговля, общественное питание, платные и бытовые услуги населению), так и за счёт высокотехнологичных услуг для промышленного сектора.
– Даже при сохранении прежних индексов промышленного производства предприятиям не обойтись без создания разветвленной инфраструктуры услуг по логистике, продвижению товара, сервису, гарантийному обслуживанию, созданию брендов и рекламе, – резюмируют авторы исследования.
При этом по базовому сценарию к концу 2035 года оборот торговли, общепита и платных услуг возрастет в 3 раза, а оборот по промышленности – в 2,5 раза. По инновационному сценарию к 2035 году и промышленность, и торговля увеличатся примерно одинаково – более чем в 3 раза.
Динамика инвестиций до 2035 года будет характеризоваться ускоренным темпом роста капитальных вложений по всем сценариям. Наивысшее значение среднегодовых темпов роста инвестиций – в инновационном сценарии – 108,9%. Основными направлениями капитальных вложений по-прежнему останутся жилищное строительство и торговый сектор.
Общественный транспорт
Авторы утверждают, что в будущем Екатеринбург ждёт транспортный коллапс, который будет связан с увеличением числа автомобилей. При этом следует ждать и сокращения пассажиров в общественном транспорте.
Прогнозная динамика общественного транспорта напрямую связана с уровнем автомобилизации города. При продлении существующих трендов город выйдет на ситуацию резкого сокращения пассажиропотока общественного транспорта, однако это приведет к коллапсу города, – говорится в тексте статьи.
Есть и более оптимистичные сценарии. Базовый и инновационный сценарии предполагают, что будет какое-то ограничение уровня автомобилизации, а общественный транспорт ждёт масштабная модернизация.
Рынок труда и безработица
Авторы утверждают, что регистрируемая безработица во всех трёх сценариях будет незначительной (меньше 1% – даже в кризисных ситуациях). Связано это будет ещё и с тем, что всё большее количество жителей будет втягиваться в трудно учитываемый неформальный сегмент экономики. Иными словами, в будущем будет сложнее следить за деятельностью граждан, которые не работают официально. Такие ситуации возникают уже сейчас, касается это в первую очередь трудовых мигрантов, которые работают по договорам подряда.
Риски развития
Авторы выделяют внешние и внутренние риски для благоприятного развития города. Внешние связаны с усилением глобальной конкуренции. Внутренние риски были поделены на 4 группы: технологические, инфраструктурные, демографические и экологические.
К положительным технологическим рискам можно отнести наличие в наличие в городе значительных научных наработок и высокий уровень образования персонала, работающего в научно-технологическом секторе.
Есть и негативные технологические риски. Это неразвитость рынка на научно-технологические знания и еще не сложившаяся система процесса коммерциализации технологий; технологическое отставание от мирового уровня в большинстве областей деятельности и, как следствие, захват многих сегментов российского, в том числе рынка города Екатеринбурга, зарубежными технологиями или продуктами, созданными на их базе; острая недостаточность инвестиционных ресурсов в производственных секторах; неразвитость правовой базы интеллектуальной собственности.
Ключевое место в исследовании занимают риски рынка труда. В статье утверждается, что существует проблема структурного дефицита специалистов, ярко выраженный дефицит рабочих промышленных специальностей. В структуре высшего образования преобладают в основном гуманитарные, управленческие и экономические специальности, при общем снижении промышленных специальностей и неразвитости образовательного сектора подготовки кадров для сферы услуг. Происходит деградация рынка труда города в результате наплыва низкоквалифицированных трудовых мигрантов.
Нарастание нелегальной миграции (в том числе и трудовой), способствует росту неконтролируемого рынка товаров и услуг, наркобизнеса, осложнению криминогенной ситуации. Риски также связаны с отсутствием эффективных механизмов интеграции мигрантов в принимающее общество.