По данным Курганского уголовного розыска

Обзор криминальной хроники Зауралья за 1947 – 1949 годы.

После окончания Великой Отечественной войны Курганская милиция и уголовный розыск пополнились новыми кадрами – фронтовиками, людьми, прошедшими войну. Именно на их долю выпала борьба с преступностью в послевоенные годы. Особенностью тех лет являлись организованные вооруженные банды и большое количество краж и хищений социалистической собственности. Сегодня я опубликую обзор преступлений за три послевоенных года: с 1947 по 1949.

Бандитизм, убийства:

 В течение июля – октября 1947 года в Юргамышском, Варгашинском и Курганском районах, а также в городе Кургане оперировала группа бандитов в составе: Пилюгина Г.Г., Хотенова Г.А. и Асташина А.Д.

18 сентября в полутора километрах от рабочего поселка Варгаши была убита гражданка Нечаева, 25 сентября убит рабочий Варгашинской конторы «Заготскот» Касимов. 2 октября на станции Кособродск бандиты убили, прибывшего в краткосрочный отпуск к родным сержанта артиллерии И.Е. Андреева. Бандитов арестовали. Дело по обвинению Пилюгина, Хотенова и Асташина было рассмотрено судебной коллегией, которая приговорила: Пилюгина и Хотенова к высшей мере наказания – расстрелу, Асташина – к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества и 5 годам поражения в правах по отбытии наказания.

В этом же году милиция арестовала вторую группу бандитов в составе: Чернякова П.Ф., Аверьяновой Е.М. и Малиной А.М. Банда оперировала в Кургане. 25 марта судебная коллегия областного суда приговорила: Чернякова и Аверьянову – к 15 годам лишения свободы. Малину – к 7 годам.

Утром 6 февраля 1947 года колхознице села Боровлянка Звериноголовского района Марии Васильевне Захаровой соседка сообщила, что житель того же села Васильев идет с похищенным со склада «Заготзерно» хлебом. Она решила задержать вора, нагнала его, но Васильев, боясь разоблачения нанес Захаровой несколько ножевых ран, от которых она скончалась.

В 1948 году была арестована вооруженная банда из шести человек, оперировавшая в Половинском районе. У бандитов отобраны: обрез, винтовка, ножи и револьвер системы «Наган».

Кражи:

В 1947 году прокуратурой города Кургана была задержана группа воров, систематически занимавшаяся ограблением магазинов, складов и квартир граждан. Дело рассматривал народный суд 1-го участка города кургана. Воры: Шушарин Николай, Смирнов Дмитрий и Блудов Владимир были приговорены к заключению в исправительно-трудовые лагеря сроком на 15 лет каждый.

Народным судом 2-го участка города Кургана была осуждена вторая группа воров, занимавшаяся ограблением граждан, взломом складов на территории города. Суд приговорил грабителей: Крючкова Николая, Крепина Николая, Докшина Альберта и Шишкова Николая к заключению в исправительно – трудовые лагеря сроком на 20 лет каждый.

В этом же году в Кургане было ограблено несколько ларьков. Расследование показало, что преступления совершены одними и теми же лицами. После тщательного изучения следов преступления милиционеры заподозрили Виктора Новгородова, неоднократно привлекавшегося к уголовной ответственности. При обыске у него была обнаружена часть похищенных из ларьков товаров. На следствии Новгородов показал, что освободившись из мест заключения, он не пожелал работать и решил сколотить воровскую шайку. Для этой цели стал спаивать своего несовершеннолетнего брата Анатолия, втянул в группу Вохменина, Кондратьева, Степанова и Мишина. Вооружившись ножами и железным ломиком, они взламывали замки, похищенные товары прятали в снегу, а потом уносили на квартиру Новгородова. На вырученные деньги компания пьянствовала. Характерно, что родители Кондратьева и Вохменина даже не поинтересовались, почему их сыновья поздно возвращаются домой, а иногда и вовсе не ночуют дома. Народный суд 3 – го участка города Кургана приговорил В. Новгородова к 15 годам исправительно – трудовых лагерей с последующей высылкой за пределы Курганской области, а его соучастников – к 10-ти годам каждого.

С целью профилактики преступлений в судебной практике применялись показательные процессы для воспитательного значения, как для подсудимых, так и для слушателей суда. Показательный процесс был проведен на Курганском спиртоводочном заводе, где присутствовали почти все рабочие предприятия. Рассматривалось дело Горошниковой, совершившей кражу. Суд приговорил Горошникову к семи годам лишения свободы. С тех пор с этого завода в народный суд больше не поступало сигналов о покушении на государственную собственность.

Доставалось и народным судьям.

Газета «Красный Курган» писала в 1947 году: «В первом параграфе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» говорится: «Кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества – карается заключением в исправительно – трудовом лагере на срок от семи до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации». Однако народный судья 2-го участка города Шумиха товарищ Крылова толкует советские законы по – своему. Вот факты:        В ночь на 23 августа воры Затирахин и Сытников украли из склада «Заготзерно» 48 килограммов ржи. Органами прокуратуры преступники были арестованы, и дело о них направили в народный суд. Казалось бы, что на основании Указа они должны были понести суровое наказание, но суд, под председательством Крыловой вынес явно мягкий приговор, осудив расхитителей на 6 месяцев принудительных работ. Огласив приговор, судья немедленно освободила их из – под стражи. Бывший заведующий пунктом «Госсортфонда» Усольцев и кладовщик Шаров украли со склада 185 килограммов сортовой пшеницы. Воров поймали с поличным. Но и тут товарищ Крылова вынесла приговор, противоречащий закону. Суд под ее председательством оправдал преступников.

Хищения, растраты:

С.Д. Власов, работая председателем сельхозартели «Красное знамя», Соколовского сельсовета Сафакулевского района, за покупку 3-х годовалого жеребца получил 3,5 тысячи рублей, из которых 1 тысячу присвоил себе. Самовольно продал артельных поросят, деньги также присвоил себе. Ведая колхозной кассой систематически брал деньги на подотчет и никогда не возвращал. Присвоив таким образом 1600 рублей. Народный суд Сафакулевского района приговорил Власова к 8-ми годам заключения в исправительно-трудовые лагеря.

Бывшая председатель промартели «Искра» (Кетовский район) Сединкина совершила растрату на сумму 893 рубля. В 1944 году, работая председателем Лесниковского сельсовета, она присвоила 3500 рублей, собранных с колхозников на 4-ю вещевую лотерею. Привлечена к уголовной ответственности.

 В 1949 году в промартели им. Чапаева Белозерского района заведующий производством Сапегин составлял фиктивные документы, по которым получал артельные средства. Он и председатель артели Пшеничников продавали лесоматериалы, а деньги присваивали. Крупную недостачу товаро – материальных ценностей выявили у кладовщика артели Казанцевой. Нанесенный этими расхитителями ущерб достиг 30 тысяч рублей. По материалам проверки Казанцева была снята с работы, а остальные преступники остались безнаказанными. Облпрокуратура провела расследование. Факты подтвердились. Пшеничников, Сапегин и Казанцева были привлечены к уголовной ответственности.

Работая в Курганском райпотребсоюзе главным бухгалтером гражданин Ильин растратил 132 тысячи рублей государственных средств. Проверкой прокуратуры были установлены факты злоупотреблений Ильина и его ближайших сообщников: председателя Введенского сельпо Сычева, старшего бухгалтера Спирева и кладовщика этого же сельпо Криванкова. Все четверо были привлечены к уголовной ответственности.

Морозов А.С., работая заведующим  магазином № 19, растратил 6491 рубль государственных денег и 14 июня 1949 года скрылся. Также будучи секретарем партийной организации, собрал за май месяц партийные взносы и присвоил их себе. Органы внутренних дел приняли все меры к розыску Морозова.

Шавкунов И.А., работая заведующим лесоскладом с апреля 1947 по декабрь 1949 года систематически расхищал и присваивал государственные средства. Таким образом им было присвоено и расхищено государственных средств на сумму 20 тысяч рублей.

Дегтярев А.К. за время работы с января 1948 по июль 1949 года заведующим складом Шадринского отделения Облпчелоконторы, растратил материальных ценностей на сумму 10669 рублей, за что был осужден народным судом к 10 годам исправительно – трудовых лагерей.

Максимовских А. Г., работая в Доме отдыха кладовщиком растратила государственных ценностей на сумму 1275 рублей. Вместо того, чтобы немедленно передать дело на Максимовских в следственные органы для привлечения ее к ответственности. Начальник Шадринского горисполкома Леошко увольняет А. Максимовских с мотивировкой – по собственному желанию и дает ей положительную характеристику. Максимовских устраивается на работу в Шадринский торг продавцом ларька при доме отдыха, где снова за три месяца работы делает растрату государственных средств в сумме 2500 рублей. За укрывательство растратчицы,  Леошко привлечен к ответственности.

Безгодов В.Т., работая продавцом ларька Шадринскторга, расположенного на территории тюрьмы растратил 1440 рублей государственных средств.

Начальник пункта технического осмотра станции Шадринск Созонов Ф.Д., находясь в командировке в городе Кургане получил премиальные деньги для рабочих пункта технического осмотра в сумме 4074 рубля. По пути следования в Шадринск, напился пьяным и потерял полученные им для рабочих деньги в сумме 2500 рублей.

В 1949 году длительное время на Елошанском маслозаводе Лебяжьевского района орудовали жулики: главный бухгалтер Подкорытов, бухгалтер Егорова и мастер Диканова. Выписывая фиктивные квитанции на мнимых сдатчиков масла, они присвоили 2250 рублей. Из средств, предназначенных для премирования рабочих, прикарманили значительную сумму денег. Немалую толику выручили эти «коммерсанты» и от спекуляции маслом. Во всех их проделках принимал участие директор завода Подгорнов. Преступниками было присвоено свыше 45000 рублей государственных средств. Прокуратура проверила сведения. В результате все факты подтвердились. Против Подкорытова, Егоровой и Дикановой возбудили уголовное дело. Материалы по делу Подгорнова выделено в особое производство.

Заведующая столовой Лихачевского сельпо Варгашинского района, пользуясь служебным положением уменьшала обеденные порции, присваивала продукты, водку разбавляла водой.  Народный суд Варгашинского района приговорил Алексееву к 5-ти годам лишения свободы.

Продавец магазина ОРСа Курганского отделения движения Н. Осипов (разъезд Логовушка) расхищал товары. При проверке факты подтвердились. Линейным судом Осипов приговорен к 10-ти годам исправительно – трудовых работ с конфискацией принадлежащего ему имущества.

В 1949 году в сельхозартели им. Сталина счетовод Юровских присвоила колхозные деньги, пекарь Мальгина украла 139 килограммов хлеба. Материалы по делу Юровских и Мальгиной переданы райпрокурору для привлечения их к уголовной ответственности.

Лесничий Косулинского района Мочалкин незаконно расходовал продукты питания, допускал рубку леса без выписки билетов и без оплаты стоимости делян. Так, например, в 1946 году автоотряд вырубил березовую деляну на сумму в 1990 рублей. Несмотря на то, что деньги за прошлый год заплачены не были, Мочалкин дал им снова без оформления документов деляну в 453 кубометра.

Заведующая городским детским садом № 1 Еремина незаконно перерасходовала продуктов питания на сумму 38588 рублей. Кроме того, у нее была выявлена недостача продуктов на 2929 рублей и материальных ценностей – на 19902 рубля. Приговорена к 10 годам.

Работницы пошивочного цеха Курганской трикотажной фабрики Герасимчук и Землянская на протяжении полугода расхищали трикотажные изделия. Они продавали их на рынке через спекулянтку Григорьеву. Народным судом 1-го участка города Кургана Герасимчук и Землянская приговорены к 10-ти годам заключения в исправительно – трудовых лагерях каждая. Спекулянтка Григорьева – к 5-ти годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Хулиганство:

Народный суд 1 – го участка Промышленного района города Кургана рассмотрел уголовное дело по обвинению Филипповой Р.Д., Голикова Федора и Голикова Семена.

В ноябре 1949 года, в 4 часа вечера Филиппова вступила в грубый спор с гражданами, стоявшими у киоска в центре города КУргана. Слышавший это гражданин Тягунов, работник милиции в гражданской форме сделал Филипповой тактичное замечание о ее непристойном поведении. В ответ Филиппова разразилась нецензурной бранью и попыталась ударить Тягунова в лицо и грудь. На помощь хулиганке пришли братья Голиковы Семен и Федор – сожитель Филипповой. Втроем они начали зверски избивать Тягунова.

В судебном же заседании Филиппова пыталась изобразить дело так, что будто бы Тягунов оскорбил ее, а братья Голиковы пояснили, что они всего лишь заступились за «оскорбленную» Филиппову. Свидетели разоблачили клеветнические измышления хулиганов и рассказали всю правду о том, как обстояло дело. Под тяжестью прямых свидетельских показаний подсудимые вынуждены были признать свою вину. Народный суд, признав вину хулиганов доказанной, приговорил каждого к 5-ти годам лишения свободы.

22 февраля 1949 года работник завода «Полиграфмаш» Соболев В.А., напившись пьяным, выбил в чайной № 2 стекла, нанес побои сторожу чайной и оскорбление работникам МВД. За хулиганские действия Соболев был осужден народным судом и приговорен к 1 году тюремного заключения.

Вдовин Н.В., работник военизированной охраны станции Шадринск был приговорен к 2 годам лишения свободы за нанесение побоев гражданину Минину.

Житель города Кургана П.П. Федотов, напившись пьяным, зашел в многоквартирный барак и стал ломиться в квартиры жильцов, буйствуя и выражаясь нецензурными словами. В квартире гражданки Колмаковой он разломал печь и выбросил на пол горящие дрова, у гражданки Чераневой разломал двери, в квартире гражданки Поникаровой перепугал малолетних детей. Народный суд 2-го участка Промышленного района города Кургана рассмотрел уголовное дело о хулиганстве Федотова и приговорил его к 5-ти годам лишения свободы.

Нестеров Ф. А., работающий стрелком военизированной охраны станции Шадринск 7 мая 1949 года явился в наряд в пьяном виде. Проспавшись в караульном помещении, Нестеров 8 мая получил оружие и принял под охрану поезд, но во время стоянки снова напился пьяным и уехал с другим поездом, а свой оставил без охраны. Доехав до станции Лещево – Замараево, товарищ Нестеров сошел с поезда, поскандалил с дежурным по станции. Стрелок Синарского взвода военизированной охраны изъял у него оружие. Ведется следствие.

Так что, у правоохранительных органов Кургана и области, работы хватало всегда. Но, впереди еще было «Холодное лето 1953 года».

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: