Из-за запрета для мигрантов тюменским строителям не хватает 1193 сварщика

Пандемия, локдаун весной 2020-го, закрытые границы привели к дефициту рабочей силы на стройках: сварщиков, бетонщиков и каменщиков
Дорога стройка мост дорожная развязка ЕКАД

Из-за запрета на въезд для мигрантов тюменским строителям не хватает 1193 сварщика, 735 каменщиков, 1100 штукатуров, 100 машинистов крана, сообщил президент Союза строителей Тюменской области Игорь Спиридонов.

Сегодня, 3 марта, прошло заседание в пресс-клубе «Неформат», которое было посвящено «кадровому вопросу» в строительной отрасли Тюменского региона: спрос-предложение, взаимодействие учебных учреждений с работодателями, влияние пандемии коронавируса на дефицит рабочей силы в региональном строительстве. Оказалось, что из-за запрета для мигрантов тюменские строители потеряли вакантных сварщиков — 1193 человека.

В Россию не смогли въехать 1,5 миллиона мигрантов. Среди них потенциальные бетонщики, штукатуры, сварщики. Количество и качество рабочей силы в строительной отрасли становится самой большой проблемой для компаний. На стройках произошел наибольший отток рабочих рук. По России требуется около 200 тысяч таких специалистов.

«Нужно открыть подвоз строителей из зарубежья. Россиянам их стройки и зарплаты не интересны. Народ идет на биржу труда, а не менять специализацию на каменщика. Даже на повысившуюся зарплату. Тяжелый труд, который мало изменился с прошлого века, низкий социальный статус рабочей профессии не мотивируют россиян. По данным стратегии экономического развития с марта 2020 года по март 2021 года не хватает 1193 сварщика, 735 каменщиков, 1100 штукатуров, 100 машинистов крана. Почти четверть вакансий от строительных компаний — это специалисты по продажам, — рассказал Игорь Спиридонов, президент Союза строителей Тюменской области. — Самые востребованные вакансии у девелоперов — это специалисты по продажам. Дело не в занятых рабочих местах, а не в желании тюменцев идти на стройку. Кадры нужно растить со школьной скамьи. Мы должны возвращаться к пониманию того, что строитель — это звучит гордо и денежно».

Заработные платы среди рабочих на стройплощадках, по данным Минстроя Тюменской области, колеблются от 30 до 50 тысяч рублей, в реальности — ближе к 40 тысячам. Ежегодно по данным союза строителей России, из тюменских вузов выпускается 1500 человек, но на стройку добирается менее 25 %, хотя директор строительного института (ТИУ) Александр Набоков заявил, что проценты выше — на уровне 50 % от всех выпускников. Сами работодатели признают, что до них доходит не так много выпускников. В компании «ТИС» рассказали, что к ним была одна заявка от студента, но его ожидания к рабочей профессии не оправдались тяжелыми реалиями труда.

Журналист ИА «Уральский меридиан» заметил, что в области работают на привлечение кадров из соседних регионов. На Урале только в Челябинской области насчитывается 69 тысяч безработных, в Тюменской области средняя заработная плата выше, но какие есть дополнительные условия для сотрудников, чтобы мотиваций для переезда было больше?

«Многое зависит от позиции работодателя. И не каждый может обеспечить достойный переезд: предоставления жилья или компенсацию. Для многих это получается очень дорого. Такие случаи есть, когда рабочих селят в общежития, приглашают вахтами или на полное трудоустройство. Но это все равно более трудоемкие процессы, чем привести мигрантов», — объяснила Светлана Чуйкова, общественный представитель Агентства стратегических инициатив.

Алла Власова, модератор заседания и PR-специалист ГК «ТИС» заметила, что подобные региональные приглашения вряд ли распространяются на рядовых каменщиков, скорее всего, так приглашают специалистов нерабочих специальностей. Особенно вряд ли возможна такая практика, когда человек хочет прийти на стройку, чтобы сменить специализацию, или вообще не имеет опыта в этой сфере.

«Если до и в пандемийные времена, лет 5–10 назад, все время говорили о связи трудовых ресурсов и системы образования, то сейчас этот вопрос снят. Сегодня работодатели говорят: «Мы коммерческая единица, моя задача получать прибыль, мало того, что государство обязало нас платить заработную плату, не получать доход, не разрешали работать, мы понесли потери, а с чего мы должны оплачивать». Финансовая эффективность пока не определена в коммерции. Вопрос, кто будет оплачивать эту всю историю с переселением из соседних регионов, открыт», — прокомментировала Светлана Чуйкова.

Пока из возможных вариантов выхода данной ситуации — работа на будущее. Предлагается растить новое поколение с профильной подготовкой, а работодателям обеспечивать условия труда, которые бы мотивировали все больше молодежи идти на рабочие специальности. Пандемия, локдаун весной 2020-го, закрытые границы и возникший в связи с этим дефицит рабочей силы на стройках буквально заставляют вновь поднимать вопрос кадров — их, особенно местных, по-прежнему не хватает.

По данным ГУС Тюменской области. Востребованные специальности (банк вакансий ЦЗН г. Тюмени, в крайнем столбце заработная плата, по середине количество)

Водитель автомобиля 1 722 33268
Бетонщик 574 40986
Каменщик 563 42432
Электрогазосварщик 501 35163
Сварщик-оператор 410 30375

За 12 месяцев 2020 года оформлено 8648 патентов иностранным гражданам, прибывшим из стран с безвизовым порядком въезда на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности в Тюменской области, что на 51,9% меньше 2019 года (АППГ – 17987).

В количественном отношении максимальное число патентов оформлено гражданам Республик Таджикистан4661; Узбекистан – 3300; Азербайджан – 426; Украина – 250; Молдова – 11.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» в нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Катерина Быкова/ автор статьи

Журналист, блогер. Больше 10 лет пишу об Урале и его жителях. Многодетная мама, которая любит работать. Если у вас есть интересные истории или информация, которой вы хотите со мной поделиться - пишите, обсудим.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: