В поисках наградных часов

В музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского (г. Салехард) продолжается кропотливая работа по описанию и научному изучению экспонатов хранящихся в фондах. В последнее время большое внимание уделялось подшивкам газеты «Красный Север». Старшего научного сотрудника отдела новой и новейшей истории МВК Германа Бардина я как раз застал за изучением этих пожелтевших и пыльных подшивок. Для кого-то дышать бумажной пылью удовольствие не из приятных, а ведь любая газета это бесценный кладезь информации, только надо внимательно читать эти шуршащие страницы, а то можно и пролистнуть очень ценную информацию.

Герман Бардин
Старшый научный сотрудник отдела новой и новейшей истории МВК им. И.С. Шемановского

Сейчас Бардин работает над составлением списка почётных грамот. Приведу небольшую часть интервью с ним.

«Одни из первых грамот, которые мне попались, это почётные грамоты в день пятилетия округа. И что меня заинтересовало, не столько их оформление, сколько, за что они вручались. Одна грамота Панаеву, вторая Чикину, а вручались они за ликвидацию белых банд на Севере. В 21-м году, как мы помним, был достаточно крупный мятеж, который у нас здесь происходил. И в частности этих двух товарищей наградили грамотами, рассказывает исследователь. – Когда я дальше начал работать с этим материалом, выяснилось, в частности в подшивке газеты за 37-й год приведён список вообще всех награждённых к пятилетнему юбилею округа. Это порядка 162 человек. И примечательно, когда я стал дальше с этой подшивкой работать, последняя заметка в декабре 37-го года, о том, что несмотря на решения объединённого пленума Окружкома, грамоты до сих пор не были вручены награждённым. Мне стало интересно, когда же всё-таки состоялось это торжественное награждение? А причём тоже такой достаточно интересный момент, ряд награждённых, помимо почётных грамот должны были получить наручные часы. Я пошёл пролистал подшивку уже 38-го года. Последняя заметка была в марте месяце о том что, до сих пор не были награждены представленные к наградам».

Между прочим, напомню, шёл 1937 год, время больших «чисток» руководящих партийных и хозяйственных органов страны. И Бардин нашёл заметку, относящуюся в наградам немного проливающую свет на эту запутанную историю с часами и грамотами.

Газета «Красный Север», 1937 г.

«Старые сотрудники правящей верхушки, так скажем, не успели наградить, а новым, скорее всего, пока нет дела до этого. Либо не дошли руки. – Потом Бардин добавил. – И по факту дальнейшая работа с данными документами, так и с коллекциями личных фондов показала следующее: имеется упоминание, что награждёние всё-таки состоялось в 38-м году. Приблизительно это был июнь-июль месяц. В дальнейшем будет уточняться, но уже не с нашим архивом, надо будет делать запрос в Омский архив и в архив округа ЯНАО. Другой момент, что нигде до сих пор не попадалась информация по часам. Хотя если специально изготавливали часы именно для этого награждения, если посмотреть на грамоты то видно, что здесь был особый заказ. Хорошо видно северные мотивы.

Почётные грамоты

Дипломы печатали в Омске, на тот момент мы относились к Омской области. Причём на грамотах напечатано 31 – 36-й год. Хотя по факту в 37 праздновали юбилей. Я говорю, было бы интересно узнать, часы вручали, остались ли у кого-то? Есть такое подозрение, что в газете-то пообещали, а по факту награждение часами так и не состоялось. Скорее всего часы не исчезли, просто пока не всплыли в ходе моего поиска. Может где-то и у кого-то они и хранятся. Было бы интересно, как историку, как сотруднику музея, посмотреть на эти часы. 

Газета «Красный Север», 1937 г.

Тот же самый список, приведённый в газете «Красный Север» нам представляет список награждённых. Мало того что, кого наградили, так ещё указано за что наградили. Того же самого Чубынина, как мы знаем северного агронома, но в данном случае награждают как сотрудника метеостанции. На сегодняшний день здесь представлены три грамоты, а вообще у нас в фонде порядка пяти сохранилось. Сейчас надо выяснить, почему не было награждения несмотря на официальное заявление. А надо понимать, что газета на тот момент это действительно была трибуна местных  органов власти, и все слова, которые заявлялись с этой трибуны, должны были быть выполнены. Но почему всё-таки в 37-м году не состоялось награждение, а произошло позже.

У меня немножко так немножко другой интерес был, до того как я столкнулся с этим вопросом. У меня вот составление разновидностей почётных грамот нашего округа. С другой стороны, когда погружаешься в это и появляется интерес всё-таки узнать кто были эти люди, чем они занимались? За каждой сухой формулировкой, за что награждается человек, стоит личность и таких личностей много. Поему именно эти люди попали в список. Тогда чтобы получить грамоту или часы это надо было заслужить интересно проследить историю самого человека. 

– Если им вручали в 36-37-м, значит, они были на Ямале и не были пока ещё репрессированы.

– Ну, по факту да.

– Получается 37-й год, репрессии. Но ведь они были при Ягоде и Ежове, начались с 20-х годов. Почему-то у всех 37-й год как-то запомнился?

– Здесь надо понимать, момент смены власти. С одной стороны да, был Ягода, был Ежов относительно к этому попривыкли, с другой стороны даже читаю подшивку за 37-й год, опять-таки скажу – газета это трибуна. Это выносилось в массовость. То есть неоднократно публиковались заседания различных пленумов, на которых говорилось о том, что была произведена партийная чистка и были выявлены враги, которые подрывали авторитет Советской власти, срывали работу, то есть в данном случае это оглашалось. Всё-таки при Ягоде это было не так на слуху даже в то время. А здесь была позиция, что гласность, и народ об этом знал и народ об этом слышал, говорил, обсуждал. Но вместе с тем примечательный момент после 37-го года, когда пошли вот эти чистки и был поднят вопрос, действительно ли те или иные люди, которые попали в круг врагов народа таковыми являются? И некоторые дела были пересмотрены и люди восстановлены в своих должностях и правах. Вообще, 37-й год по факту в этом плане интересен. Для меня, как для историка, особенно занимаюсь период до 50-х годов нашей отечественной историей, представляет один из наибогатейших пластов для изучения. Ну я думаю как подспорье и возможность в исследовании, эти документы дадут некий вектор для исследований.

– Может их после этого репрессировали?

– Вполне возможно.

– Хотя если передали в музей, значит сохранились документы и часы. Ведь если человека репрессировали и арестовывали, то забирали все документы, а родственники старались об этом не говорить.

– Опять же, интересный момент, как я уже сказал. Да, в 37-м году представили к наградам, в газете написали о том, что награждают, возможно кто-то из них попал под репрессии, но награждение происходит, по имеющимся сведениям, в 38-м году. То есть к тому моменту их могли уже реабилитировать. Поэтому документы и могли и сохраниться».

У исследователей всегда есть несколько путей, которыми они идут к истине. Ведь не только газета является источником информации. В музее сохранилась трудовая книжка одного из награжденных, где должны были вноситься все поощрения и награждения, но увы, первая запись о награждении датируется уже 1955 годом. Впрочем, подобные записи могли и не заносить, я сужу по своему примеру, если взять мою трудовую, то там штук десять грамот не занесено.

Почётная грамота Каневу

«– Да, здесь представлены его документы, но, к сожалению, о награждении почётной грамотой, хотя она имеется в наличии, в трудовой Канева нет. Первая запись о награждениях, это 55-й год. Это опять-таки тоже такой материал, но уже относящийся к исследованию документального оборота. Причём это вторая трудовая хранящаяся у нас в фондах того человека, кто награждён. В этих двух нет записей. Возможно, вообще никого не упомянули, имеется в виду не занесли записи в трудовую о награждении, но фактически награждение состоялось. В дальнейшем, я надеюсь удастся установить точную дату, когда состоялось награждение. И помимо всего прочего проследить и след часов, которые упоминаются. Но фактически, обсуждая со своими коллегами, если даже и было награждение, то скорее всего, навряд ли они сохранились». 

Пожелаем Герману Бардину успехов в поисках пропавших наградных часов. И я уверен, что это только начало крупномасштабных исследований истории довоенного и послевоенного периода, и сколько открытий принесут изыскания музейщиков, историков, архивистов и неравнодушных людей, можно только предполагать.

Газета «Красный Север», 1937 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: