Константин Рахманов: «Agile – не будущее, а настоящее успешного бизнеса»

Agile-методология ведения бизнеса уверенно шагает по России. Все больше российских компаний предпочитают строить бизнес, применяя инструменты именно этого метода. О новом методе ведения бизнеса рассказал Agile-коуч Константин Рахманов.

Agile-методология ведения бизнеса уверенно шагает по России. Все больше российских компаний предпочитают строить бизнес, применяя инструменты именно этого метода. Первыми стали IT-компании. И не случайно, именно представители этого бизнеса разработали и первыми внедрили ценности и принципы Agile. О новом методе ведения бизнеса мы решили поговорить с Agile-коучем, специализирующемся на производственных предприятиях, Константином Рахмановым.

– Константин, если в двух словах, что же такое Agile-методология?

– Если совсем просто – Agile – это про здравый смысл… Модель Agile – это новое мышление, это культура компании, основанная на создании ценности для клиента. Прибыль становится не целью, а показателем успеха, обратной связью от потребителя. Рост выручки доказывает, что мы поняли желания нашего клиента, исполнили их быстрее конкурентов. И, возможно, создали нечто бOльшее, тем самым предвосхитили ожидания потребителя. Agile – это про равенство между всеми сотрудниками компании, это про уважение каждого как профессионала и личности.

– Хорошо. Ну вот я работаю в компании, которая применяет эту методологию, и что для меня лично будет значить работа в таком формате?

– Работать, применяя Agile, значит правильно ставить задачи – по SMART. Уметь привлекать все необходимые ресурсы для их решения, в том числе человеческий. Не искать оправданий – почему не сделал, а найти решение, и выполнить задачу – в любом случае. Это не про должностные инструкции, не про чек-листы. Эта методология формирует проактивных сотрудников, которые выполнят задачи в любом случае, и приведут компанию к цели. Они используют в работе предпринимательский подход, какую бы должность ни занимали. Относятся к ней как к своему бизнесу, который нужно вывести на мировой уровень. Если говорить о личности, то это настоящие профессионалы в своем деле. Они знают, как должно быть идеально, и стремятся этот идеал внедрить. Это максимально открытые и инициативные люди. Agile помогает людям расти и профессионально и личностно.

– Как Вы считаете, почему эта методология ведения бизнеса становится популярной именно сейчас? Время для всего мира достаточно сложное. Экономическая ситуация не самая лучшая.

– Мир меняется очень быстро, ровно так же, как и мы в нем. И дело здесь не в экономике, а в людях. Если мы обратимся к теории поколений и вспомним, кто такие ИКСЫ (Х) Игреки Y (миллениалы) и Z (зуммеры), то поймем, что Agile – это то, что должно было появится, как само собой разумеющееся и логичное, для взаимодействия, а не управления новым поколением людей. Разница между поколениями существенна, хоть, порой, и кажется, что все мы живем в одном мире. Но если в вашей компании есть сотрудники в возрасте 20-25 лет, то вы видите, насколько по-другому они живут. Их ценности, принципы и цели в жизни сильно отличаются от тех, что в своей основной массе хотят люди старшего поколения, и это нормально. Agile – модель взаимодействия с людьми, сотрудниками, клиентами, командами, партнерами, а не управления ими. Она основана на открытости, доверии и создании ценности. Благодаря тому, что инструменты Agile создают прозрачность многих процессов в компаниях, проекты реализуются намного быстрее и качественнее, а люди становятся более ответственными и вовлеченными.

Фото предоставлено Константином Рахмановым

– Если Agile это про ответственность, инициативность и активность, то с какой долей вероятности этот метод применим в обычной жизни? Ведь все это нужно нам каждый день, в общении с семьей, с друзьями?

– Все и начинается с личности. Agile 100% применим в личной жизни. Часто, бывает, что в своих проблемах, неудачах, недостатке ресурса люди винят работодателя, правительство, родителей, жену, мужа, детей, друзей… Но если мы говорим про инициативность, про активность и вовлеченность в свою же жизнь, то зачем кого-то винить? Можно сфокусироваться на том, где найти ресурсы, чтобы прийти к жизни, о которой ты мечтаешь. Зачем фокусироваться на проблеме, если можно сконцентрироваться на ее решении? По большому счету, Agile – это не столько методология ведения бизнеса, сколько философия жизни. Ты не только ведешь таким образом бизнес, строишь работу – ты так живешь. Со всеми на равных, строишь отношения на доверии, сам все делаешь на результат, доверяешь другому. В моей семье мы с женой тоже живем по Agile. И, насколько я знаю, таких людей все больше.

– Эта методология применима к любым сферам бизнеса? Или есть сферы где Agile не нужен?

– Есть модель «Кеневин», которая показывает какие сферы бизнеса и системы существуют. Там, где есть конвейерное производство – Agile не нужен. Эту систему трогать не нужно, она и так самодостаточна – отлично работает. Agile – больше про запутанные системы. Это про задачи и процессы, которые сложно решить с помощью конвейера, с помощью простой инструкции. Например, маркетинг. Маркетинг – неопределённая штука. Здесь все быстро меняется. Постоянно необходимо что-то улучшать. Мир меняется, клиенты меняются, инструменты в маркетинге меняются. Нужно постоянно улучшать процессы, тексты, описание своего товара, оффер, взаимодействие с клиентом. Agile применяется только там, где есть возможность постоянных улучшений. Нахождение новых методов, инструментов, там, где есть какие – то сложные задачи, которые не понятно, как решать. Вот там необходим Agile, коучинг, и те инструменты, которые применяются в этой методологии.

– Есть разница применения Agile на производственных, промышленных предприятиях, или в чисто офисных компаниях?

– Есть. Инструменты Agile необходимо адаптировать к производству. Тот же самый SCRUM. Его необходимо преобразовать под производственную деятельность. Agile пришел к нам от программистов, от представителей IT-индустрии. Им сложно было на одном языке разговаривать с заказчиком, сложно понять их приоритеты, еще сложнее было работать с дедлайнами, с улучшениями. Тогда они собрались, и разработали Agile Manifesto, который включает в себя четыре ценности и 12 принципов Agile. Все они направлены на эффективность и улучшение взаимодействия с заказчиком. Но, несмотря на то, что Agile возник на запрос IT-компаний, его можно и нужно применять на производстве. Он показывает здесь высокую эффективность. Также есть заказчик – компания, в которой работает специалист, есть сроки выполнения заказа, определенные стандарты… Но все инструменты Agile требуют серьезной адаптации. Если соблюсти это условие, результаты будут очень крутые. Как раз сейчас я работаю с производственной компанией, вижу, как меняются люди, компания, как растет прибыль.

– Какой инструмент, на ваш взгляд наиболее эффективен в Agile?

– Они все отлично работают. Взять, например, SCRUM, который необходимо использовать при ведении тех или иных проектов. SCRUM – это набор инструментов, мероприятий, которые позволяют закрыть проект максимально эффективно, с ценностью для клиента. Что используем? Планирование спринта, ежедневые дейли, демонстрацию своих результатов, и, обязательная ретроспектива. Спринт – это определенный промежуток времени, в течение которого выполняются поставленные задачи. Ретроспектива – мероприятие, которое позволяет проанализировать всю деятельность в течение спринта. Это позволяет понять свои успехи, неудачи и принять решение – что можно улучшить, разработать улучшения и внедрить, чтобы следующий спринт, был еще эффективней. Для продаж и маркетинга хорошо работает SWAY. Это фреймворк, созданный на основе SCRUM, только адаптированный под задачи продаж и маркетинга. Автор этой разработки международный Agile-коуч Марина Алекс. В SWAY тоже есть свои принципы. Это нужно для того, чтобы быть с клиентом на одной волне и давать именно ту ценность, которая ему необходима. На данный момент есть большое количество Agile-инструментов для ведения проектов, создания новых продуктов, взаимодействия с командами и клиентами, такие как SCRUM, Lean, LeSS, SAFe, SWAY и т.д. Самое приятное в этих инструментах то, что все их тоже можно адаптировать под каждый отдельный бизнес. Ведь Agile – это еще и про гибкость, про скорость и про эффективность.

– Были ли ситуации, компании, когда Agile не помог? Не вытянул компанию?

– Я могу сказать, что Agile – это не панацея, и Agile, как я уже говорил, – это здравый смысл. Здравый смысл вряд ли может кому-то из компаний не понравиться. Часто бывает, что сотрудники предприятия не принимают принципы и ценности Agile, потому что это очень открыто, это честно, это прозрачно. И многие владельцы бизнеса, когда слышат про самоорганизацию команды, считают, что люди забьют на работу, предоставь им возможность свободы, и никто ничего не будет делать. Это разрушит их бизнес! Тогда как Agile, на самом деле, это про открытость и прозрачность, когда все видят, кто чем занимается, видят результаты деятельности каждого. И это не может не помочь бизнесу. Часто бывает, что Agile вскрывает те боли, которые у бизнеса были уже давно. И показывает эффективных и вовлеченных людей и тех, кто в компании случайно, и кому не интересно здесь работать. Это маркер, лакмусовая бумажка, которая может помочь бизнесу выйти на новый уровень. Agile, так же, как здравый смысл, это неприятно в моменте, но зато очень эффективно.

– И что делать в моменте, когда неприятно?

– Я это сравниваю с отношениями в семье. Если жена долго терпит недостойное поведение мужа – рано или поздно это закончится разрывом. Так же и здесь, с Agile. Не нужно терпеть. Нужно разговаривать, общаться и подсвечивать те неприятные моменты, которые имеют место быть. Как в компании, так и в личной жизни, это неудобные вопросы, на которые необходимо отвечать. Потому что подсвечивание именно таких неприятных, сложных моментов, проговаривание всего того, что накипело, не понятно – помогает компании расти. Именно ответы на эти вопросы отправляют ее в рост. Конечно, от неприятного можно закрыться. А можно сделать выводы и внедрить улучшения, став эффективнее.

– Получается, Agile – это небыстро. Это не тот процесс, который ты ввел в январе, а в марте у тебя уже все наладилось, бизнес расцвел?

– Нет, конечно. Agile – это больно, дорого и долго. Эта работа имеет протяженность во времени. Но именно это и позволяет компаниям развиваться быстрее, чем они развивались до этого. Как я уже говорил Agile – это не про регламенты и систему. Это про мышление. Работа, в первую очередь, идет не с бизнес-процессами, а с людьми. Повышая осознанность людей, повышая их вовлеченность, их ответственность, их активность, меняется компания. Потому что бизнес – это люди, а люди – это бизнес. Одно без другого быть не может. Меняя мышление людей, меняя их отношение к бизнесу, меняем всю компанию в целом, и это отражается на ее результатах, в том числе на прибыли.

– Почему в качестве специализации Вы выбрали именно производственные предприятия?

– Я фокусируюсь не только на производственных предприятиях. Я работаю также в сфере услуг B2B, B2C бизнеса. В производственных компаниях близок созидательный момент. Мне вообще нравится, когда люди что-то создают. Когда производитель что-то разрабатывает, креативит, придумывает сам. Интересно за этим наблюдать, и, отчасти, я сам имею отношение к этому творчеству. Первые результаты эффективности Agile я наблюдал именно на производственном предприятии. Считаю, что именно эти компании очень нуждаются в трансформации по принципу Agile. Производство в России, к сожалению, развивается не так быстро, как хотелось бы… Сейчас я сотрудничаю с производственным предприятием в Тюмени, вижу их результаты, результаты сотрудников. Вижу финансовые достижения компании. Это меня зажигает и мотивирует работать еще больше, вкладываться именно в производственные компании. Я рад, что у меня есть возможность работать в этом сегменте бизнеса, где у меня больше компетенций. Здорово, что именно им могу помогать!

– Ваш прогноз развития Agile в России в ближайшее время?

– Сейчас в России принципы Agile в большинстве своем применяют в IT компаниях, но есть и производственные бизнесы, бизнесы по оказанию услуг, ритейлы, банки, строительный бизнес, где Agile инструменты уже давно показали свою эффективность. Agile – это не будущее, это уже настоящее. Компании, применяющие эту методологию улучшают свои финансовые показатели в разы. Те, кто в стороне – теряют прибыль. Мне очень нравится высказывание Германа Грефа: «Не освоишь Agile сегодня, станешь лузером завтра». Так что, без Agile никак! В ближайшее время его будут использовать большинство успешных компаний России и всего мира.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью предоставлено Константином Рахмановым

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Лариса Ганеева/ автор статьи
Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: