Как может выглядеть идеальный город? Проверьте ваш по плану

Как может выглядеть идеальный город? Проверьте ваш по плану

В прошлом материале «Уральского меридиана» я затрагивала тему агломераций и сотрудничества между властью, предпринимательским сообществом и обычными жителями. В этот раз хочу познакомить вас с особенностями построения комфортного городского пространства. Их озвучил на подведении итогов II урбанистического форума в Сургуте генеральный директор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов.

Думать, что ваш город особенный и только в нём существуют проблемы – вводить себя в заблуждение. На самом деле в российской действительности довольно часто детские площадки однообразны, а набор спортинфраструктуры – стандартен. Городов с высоким уровнем благоустройства можно пересчитать по пальцам и то, снизив зарубежную планку. Если у вас есть центр города – считайте, что вам повезло. Если территория условно разделена на несколько сегментов и в каждой есть свои МФЦ, музеи, галерея, торговые центры – вдвойне. Если у вас нет пробок – вы живёте не в России. Шутка.

Пожалуй, самой распространённой ошибкой нынешних архитекторов является желание думать обо всех сразу и ни о ком, в частности. Тогда как стоило бы учесть не только поло-возрастную особенность обитающего населения, но временно-сезонные, сферодеятельностные и другие параметры. Поэтому в некоторых районах у нас есть места для велосипедистов, в других нет, в одних много всего создано для молодёжи, а пенсионерам сходить некуда. Про парковки, ночные кафе, магазины и аптеки я уже молчу.

Помнится, в студенчестве учиться приходилось по ночам и хорошо, что самым ответственным студентам давались ключи от холла, в котором можно было расположиться с книжками и лампой…

Благоустройство северных городов – это отдельная тема для разговора, потому что большую часть года город находится в объятиях холода и снега. Как сделать так, чтобы жители не страдали от недостатка физической активности, посещали мероприятия и как-то между собой в живую общались? Можно строить дома с туннелями, а можно организовать систему зимних шале в парках и побеспокоиться о дополнительной транспортной инфраструктуре.

Вопросов, связанных с гуманизацией жилой среды, всегда много, ответов – всегда меньше. Но если стараться говорить, то рано или поздно, как говорится, кто-то да услышит.

Наука и университет

Хорошо, когда в городе (центре агломерации) есть свой университет. Это означает, что в нём всегда будет инициативность, творчество и тяга к современности. С другой стороны, города, в которых никого нет, кроме студентов, в каникулярное время становятся безлюдными. И это, надо признаться, страшное зрелище.

Университет хорош ещё и тем, что вокруг него можно выстроить разветвлённую систему технологической деятельности – образование, наука, прототипирование… Стоит задуматься о достраивании его исследовательскими центрами, всевозможными технопарками, в которых будут проводиться испытания разработанных продуктов. А это уже целые комплексы зданий, рабочих мест и инноваций, в которые можно привлекать инвесторов.

Огромная научно-исследовательская махина не должна быть спрятана за семью печатями или проволочным забором. Вход в неё стоит делать как можно более доступным. Кто знает, может быть, побывавший на экскурсии мальчик Петя в последствии окажется директором американского концерна и не будет знать, во что вложить деньги?

Функциональность и подстройка под людей – вот ещё одни из ключевых признаков современных городов.

Спорт

Хорошо, когда соревнований проводится много и все они сплошь российского и международного уровней. Помещения отвечают всем нормам, гостам и прочему. Равное внимание уделяется не только обычным спортсменам, но и с ограниченными возможностями здоровья. У города выстроена стратегия развития спортивной деятельности на долгие годы и распланировано строительство новых спортивных объектов – как крытых, так и под открытым небом. Сформирован медицинский кластер, гостиничный бизнес развит так, что готов принимать круглогодично N-ое количество болельщиков, да и конгресс-функции выполняются исправно.

А в город легко добраться как на автотранспорте, так и железнодорожном и авиа.

Медгородки

Хорошо, где на медицину не ругаются.

Аналогичную роль научному кластеру играет и наличие в городе нужного количества медицинских учреждений. В эти учреждения, конечно же, нужно заполучить лучших специалистов. Именно люди будут создавать имидж городу и всему региону. Наличие современного оборудования и достаточная вместимость – само собой.

Арендное жилье

Хорошо, когда в город приезжают. Но город, в котором сложно остановиться на ночь или две из-за нехватки или дороговизны гостиничных мест будет расценен как не комфортный. Жильё должно быть для всех уровней достатка – хостелы, гостиницы квартирного типа, квартиры, разноуровневые гостиницы, а также предложения класса люкс – для тех инвесторов, кто привык останавливаться у сетевиков типа «Хилтон».

Количество мест должно быть равно тому потенциалу, который заложен в спортивной, медицинской, научной и прочих инфраструктурах.  Когда мест хватает и студентам, и родственникам лежащих в больницах пациентов – всё хорошо.

Деловой центр

Хорошо, когда в городе есть свой деловой центр. Не один этаж в каком-то здании, а целый район. Здесь же можно найти ночлег, познакомиться с культурой города, необходимое приобрести в магазинах. И, конечно же, позаседать в залах с разной вместимостью и степенью комфортности. Хорошо, когда сервис выше, чем «сюда пройдите, я полы помою», а парковочные места есть.

Качество среды промышленных территорий

Хорошо, когда в городе есть предприятия. Когда рабочие места – тоже есть и историй про то, как «людей бросили на деньги» и «случилось ЧП» – мало. Если промышленные объекты готовы идти в люди и демонстрировать свою качественную продукцию – только плюс. И, кстати, наличие у градообразующих предприятий музеев и подшефных образовательных учреждений (или классов) говорит об их социальной ответственности.

Жилая среда

Хорошо, когда люди могут добраться из пункта «А» в пункт «Б» не на ощупь. Освещенность важна, как и мобильность, благодаря которой можно прибыть на мероприятие вовремя.

Городские пространства могут существовать как открытые, так и закрытые – есть выбор в проведении досуга, как для детей, так и для пожилых людей. Уважают и чтут тут огородников, которые большую часть года предпочитают жить у себя в кооперативе (а там есть хороший магазин и все блага цивилизации!) и любителей вязать на спицах.

Что интересно – специалисты по урбанистике говорят в один голос о том, что снижение этажности благоприятствует созданию ощущения комфортности пространства. Идеально – когда 6-7 этажей. Не идеально – когда 10 и выше. Город тогда стремится ввысь – к космическому новаторству и технологиям, но с людьми он теряет свою связь.

Застройка по кварталам – очень удачный вариант планирования пространства. Архитекторам да и застройщикам тоже будет куда проще разобраться со всеми потребностями будущих жителей района. Конечно, это увеличит стоимость проекта, но зато есть возможность привлечь инвесторов именно комплексностью выгод.

Дворовые пространства

Хорошо, когда двор есть…

Кто бы мог подумать ещё каких-то лет 20 назад, что помимо детской площадки с турником может что-то понадобиться жителям? А ведь не только наличие турника и парковочных мест заставляют людей покупать квартиры в том или ином районе.

Каждому двору – по световому мастер-плану! По своему дизайн-коду, который умело вписывается в колористический паспорт города. Вот только тогда можно будет говорить о каком-то перспективном брендировании территории.

Прочь однообразие планировок! Да здравствуют велосипедные и пешие пространства, зелень за окном и безбарьерная среда! Не бойтесь привлекать молодёжь к проектированию – она лучше знает, что ей нужно и какие нынче владеют умами человечества тренды…

Зелёный каркас

Хорошо, когда город молод и зелен. Гораздо сложнее заселять деревьями и кустарниками пространства с многовековой историей – там и улицы уже, и почвы отработаны, домов – по три на метр. Но власти уже поняли, что без зелени во дворах, без парков у  каждого крупного квартала диалога с жителями не выстроить. Пускай будут маленькие аллеи, но в большом количестве.

Стремиться нужно к тому, чтобы из каждого квартала к паркам можно было добраться по зелёным дорожкам. Притом дорожки эти эксплуатируются круглый год – даже когда они припорошены снегом. Главное, чтобы было куда идти – не в мёрзлый парк, а в обогреваемые пространства, в которых даже в холодное время года происходит что-то интересное.

Детские пространства

Хорошо, когда помнят, что возраст у детей бывает разный. И поэтому не только в каждом дворе стоит детская площадка для ребят до трёх лет, но и созданы условия для тех, кто не достиг ещё совершеннолетия. Что делать семилетнему мальчишке, который хочет бегать, прыгать и быть чемпионом – неужели идти в музей? Помимо шатаний по торговым центрам и «Макдональдсам» есть масса развлечений, которые наши дети не дополучают. Разработать детские маршруты, вовлечь в этот процесс школьников – пусть проектируют среду, в которой им самим было бы приятно существовать!

Последнее ноу-хау в этой теме сводится к использованию модульного принципа. Например, у нас есть сеть из малых детских садов. Никто не запрещает использовать воспитателям и детям общедоступные детские площадки.

Коммерческие пространства

Хорошо, когда предприниматели в городе дружны и не представляют собой мафиозные кланы. Конкуренция – здоровая, поддержка их развития – многообразная.

Был в нашем регионе страшный период – когда в одночасье запретили рынки. Куда было деваться торговцам? Вторая история связана с приходом в Сургут двух торгово-развлекательных гигантов – мелкие торговые центры сразу почувствовали на себе отток покупателей. Третья история, которая случилась с местными производителями, – приход продуктовых сетевиков, который положил конец «нашим» свежим огурцам и зелени… Понятно, что не всё могут урегулировать чиновники, но допускать распад торговой системы – не стоит

Не у каждого дома стоит делать торговый центр, но и не один строить на объездной – всё нужно организовать равномерно. С современным дизайном и многофункциональностью. Торговый центр сегодня – это не только бутики, но и площадка для проведения развлекательных и деловых мероприятий, каток, широкие атриумы. Нужно научиться встраивать в них общественные пространства – даже парки.

Если у вас, читая всё это, непроизвольно кивала голова – значит, вы готовы идти в ногу со временем. Если вы хотите что-то дополнить или подсказать, оспорить или поправить – пишите мне в социальных сетях. Обсудим!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЕЛЯМ:

Читайте самое интересное в нашем ТГ-канале

Присоединяйтесь к нам в других соцсетях

Стали очевидцем события или есть красивые фото и видео...

Присылайте нам в редакцию, где вам удобно!

Написать в редакцию admin@ural-meridian.ru: Сообщить новость

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: