Исследуем обновленную привокзальную площадь Кургана

Сразу хочу подчеркнуть, что это лишь поверхностный обзор, без всеобщего анкетирования, расчетов и анализа сметы, так как для полноценного исследования необходимо подождать хотя бы полгода: жители должны привыкнуть к нововведениям, успеть найти все огрехи и именно на ежедневной практике (а не внешне) оценить качество проекта. Поэтому поговорим об общей концепции: кратко и по сути. 

Итак, до завершения работ на площади им. Слосмана перед центральным вокзалом города остается меньше двух недель. За все время проведена большая работа по благоустройству, ремонту сквера, установке памятника основателю первого поселения Т. Невежину и многое другое. Площадь приобрела освеженный визуальный облик, а вот качество пешеходной и, в особенности, транспортной инфраструктуры едва ли возросло, несмотря на попытку некоторой оптимизации. Одна из возможных причин: относительно скромный бюджет. Площадь перед центральным вокзалом – первое, что видят гости города. Это знаковый образ места, начало начал. Насколько территория стала удобней после реализации проекта реконструкции, давайте разбираться.

Начнем с кардинальных перемен. Во-первых, появился тротуар, соединяющий автобусный вокзал и остановочные павильоны у вокзала железнодорожного. Теперь не нужно лезть вверх по ступенькам с тяжелыми сумками. Кроме того, по сути легализован один из стихийных пешеходных маршрутов, что правильно. А вот хаотичную парковку перед зданием ж/д вокзала ликвидировать не удалось. Этот вопрос остается пока открытым.

Во-вторых, появилась визуальная ось пространства – памятник Тимофею Невежину на высоком постаменте, который напротив уравновешивается кованым гербом города Кургана. Герб, кстати, вызывает множество споров, но здесь, как говорится, «на вкус и цвет». Оба объекта расположены по двум сторонам главного пешеходного маршрута – от вокзала к жилым домам с противоположной стороны площади, и не создают препятствий на пути. Интересно, что в качестве покрытия использована так нелюбимая нашей администрацией тротуарная плитка. Обновлены ступени, появились бордюрные съезды. Вокруг памятника установлены деревянные скамейки, высажены цветы в новые клумбы. Все остальные зеленые насаждения, а также наружное освещение, остались нетронутыми – старыми и неухоженными, – что вызывает критику многих горожан.

Большой недоработкой является незащищенность пешеходных переходов в сквере: существует риск того, что кто-нибудь умудрится заехать туда на автомобиле, поэтому хотелось бы видеть там пару парковочных столбиков или бетонных полусфер. Кстати, сами пешеходные переходы, это отдельный момент, на котором стоит остановиться.

Переходы, ведущие к скверу с памятником Невежину, можно признать крайне неудобными и даже опасными. Все дело в неоправданной ширине проезжей части: четыре полосы с одной стороны и три с другой. Причем, эти полосы выходят далеко за рамки минимально допустимой ширины, по сути превращая проезжую часть в гигантское шоссе, которое жители вынуждены преодолевать с багажом. И это мы еще не говорили о пожилых людях и детях. Никакие транспортные исследования потоков при реконструкции не проводились, и никто не сможет аргументировать необходимость в таком количестве полос движения и их увеличенную ширину. Так делать нельзя. Вспомните, что даже внушительную Тверскую улицу в Москве сужают до приемлемой ширины, и это при значительной плотности потока. В нашем случае ни о какой «серьезной плотности» говорить не приходится. Поэтому для повышения доступности и безопасности в местах прилегания перехода к тротуару нужно было сделать либо локальные сужения проезжей части, расширив тротуар, что позволило бы улучшить видимость пешеходов и сократить их путь по опасной дороге, либо использовать островки безопасности. Соответственно, потребовалось бы изменить режим выезда с площади и нанести другую дорожную разметку. Причем данные меры практически не повлияли бы на пропускную способность в силу средней интенсивности потока.

Остаются вопросы и касаемо второго пешеходного перехода, ранее связывающего автобусный вокзал и здание Дворца культуры железнодорожников. Переход располагался в точке, где проезжая часть поворачивает, а значит имеет максимальную ширину. К тому же, рядом расположен торговый центр, выступающий генератором плотного пешеходного трафика. Все это приводило к тому, что большое количество пешеходов вынужденно переходило широкую проезжую часть, задерживая и транспорт, и рейсовые автобусы, у которых здесь была точка выезда на маршрут. Теперь пешеходный переход перенесли на 60 метров ближе к ж/д вокзалу – на более узкий и прямой участок проезжей части, что по идее должно повышать безопасность. Это правильное решение: вместо того, чтобы полностью убирать конфликтную точку, ее решили слегка переместить. Однако появилась новая проблема – снижение обзорности для движущегося транспорта: из-за обилия зеленых насаждений водители просто не видят подходящих к переходу людей, что справедливо и наоборот. Не помогает даже выступающий вперед тротуар. Как изменится статистика ДТП после переноса перехода, нам предстоит лишь узнать. Но жители говорят, что все же стало удобнее.

Противоположная железнодорожному вокзалу сторона площади также немного преобразилась. Стихийный вещевой рынок ликвидирован и перенесен в другое место, что позволило разгрузить пешеходное пространство. Демонтированы старые остановочные комплексы – ждем новых. Как уже говорилось, городские власти очень не любят тротуарную плитку, но зато обожают асфальт. Курган методично лишают зелени. Асфальтом в городе покрывают даже газоны! Вот и на привокзальной площади асфальта теперь не много, а очень много. Напротив жилого дома нет ни единого дерева! Представляю, как местные жители обрадуются повышенному уровню шума и пыли. Почему бы не выделить здесь место под зеленые насаждения или хотя бы установить кадки с цветами? Для чего нужна очередная асфальтовая пустыня, не ясно. Тот факт, что зелень в изобилии есть в самом сквере – неуместен, ведь речь идет о всей территории площади.

Примечательны и неиспользуемые «островки» асфальта на проезжей части, обозначенные дорожной разметкой. В давние годы в них стояли троллейбусы, ожидая выхода на маршрут. Теперь это просто пустующие участки, которые можно было бы использовать эффективней. Кстати, опоры троллейбусной контактной сети не демонтировали, хотя планировалось.

Кстати, в ходе работ постарались демонтировать все рекламные конструкции, создающие визуальный мусор. Теперь площадь выглядит гармоничнее. Однако так и не решен вопрос с фасадами зданий, которые надо бы отремонтировать, ведь на них при выходе из вокзала тоже падает взгляд.

Окончательно работы еще не завершены и, возможно, здесь появится еще что-нибудь интересное.

Роман Овчинников/ автор статьи

Городские исследования, транспорт, историческое наследие, общественные инициативы. Центр Прикладной Урбанистики, проект Мой Курган, проект Арт-квартал

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: