Курганская прокуратура и Народный суд в 1930-е годы

В этом году исполнилось 295 лет с момента учреждения Высочайшим Указом императора Петра I Российской прокуратуры. И 95 лет со дня основания Советской прокуратуры, постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 года, в целях осуществления надзора за соблюдением законов и борьбы с преступностью.

25 июня 1932 года ВЦИК и Советом народных комиссаров СССР было принято постановление «О революционной законности», которое констатировало наличие значительного числа нарушений законности должностными лицами и искривлений в практике применения законов, особенно в деревне. Централизацию работы прокуратуры оформило «Положение о Прокуратуре Союза ССР, принятое ЦИК и Советским Народным комиссариатом 17 декабря 1933 года.

Надо ли говорить о том, что начало 1930-х годов было сложным временем не только для нашего края, но и для всей страны. Но, не смотря на все трудности, многие сотрудники органов прокуратуры, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, хотя зачастую такие попытки пресекались.

Немного о работниках судебно – следственных органов и прокуратуры конца 1920-х – начала 30 – х годов. Непременным требованием того времени было обязательное наличие в составе работников советской прокуратуры выходцев из трудящихся классов и членов рабоче – крестьянской партии. Однако, выполнению этого требования мешал низкий образовательный уровень представителей рабочих и крестьян. Члены партии порой имели низшее, или в крайнем случае, среднее образование. Все это заставляло принимать в прокуратуру старые кадры, имевшие специальное юридическое образование.

Это касалось и Народных судей.

Все судьи имели низшее образование, из них на юридические курсы в конце 1920-х – начале 1930-х годов были откомандированы лишь несколько человек.

Похожая ситуация была и с народными следователями, производившими предварительное следствие по уголовным делам, рассматриваемым народным судом – все следователи имели низшее образование.

Также важным фактором при назначении работников судебно-следственных органов, являлось членство в коммунистической партии. Народные судьи избирались губернскими исполкомами на один год и могли быть переизбраны.

К кандидатам в Народные судьи предъявлялись следующие требования:

Стаж ответственной политической работы в течение двух лет в общественных рабочих и крестьянских организациях или трехлетний опыт работы в органах юстиции на должностях не ниже народного следователя.

Таким образом, можно сказать, что как работники прокуратуры, так и народные судьи не отличались ни юридической грамотностью (вследствие отсутствия высшего юридического и вообще высшего образования), ни достаточным опытом, что отрицательно сказывалось на результатах их работы. Но, с годами приходили и знания и опыт.

Вот данные о работе Курганской прокуратуры по борьбе с преступностью за 1933 год:

Привлечено к уголовной ответственности (дана санкция на арест) в соответствии с инструкцией ЦК и СНК от 8 мая 1933 года по разделам преступлений, по которым допускался предварительный арест (до суда).

По статье 58-59 УК – 40 человек – Контр – революционные преступления.

 72 УК – 19 человек – За подделку официальных документов.

73 УК – 5 человек – Сопротивление представителям власти.

74 УК – 25 человек – Хулиганство.

77 УК – 1 человек – Присвоение звания, должности, лица.

82 УК – 40 человек – Побеги заключенных из мест заключения.

107 УК – 52 человека – Спекуляция.

116 УК – 10 человек – Растраты.

136, 137 УК – 12 человек – Убийства.

142 УК – 15 человек – Тяжкие телесные повреждения.

153 УК – 1 человек – Изнасилование.

162 УК – 110 человек – Кражи.

164 УК – 1 человек – Покупка заведомо краденого.

165 УК – 7 человек – Грабежи.

166 УК – 65 человек – Конокрадство.

167 УК – 8 человек – Разбои.

168 УК – 2 человека – Растрата вверенного имущества.

169 УК – 3 человека – Мошенничество.

По закону от 7 августа 1932 года – 32 человека.

Как видно из этого перечня больше всего преступлений составляли: кражи, конокрадство и   спекуляция.

Были прекращены дела на 2-х председателей сельсоветов, 4 – х председателей колхозов, 7-х бригадиров и 13 прочих должностных лиц.

Связь прокуратуры с печатью осуществлялась путем освещения приговоров народного суда в газете «Красный Курган». В 1933 году в газете было освещено: 30 приговоров и 10 сообщений прокуроров.

Поступило заметок 204, расследовано 121, в стадии расследования находилось 83. Выступление прокуратуры по делам, имеющим значение – 14, народными следователями – 6 и общественными обвинителями – 5.

С января по ноябрь 1932 года поступило 682 жалобы, из них рассмотрено 666 и 16 жалоб на тот момент ожидали ответа. Во время уборочной кампании было привлечено к уголовной ответственности 2 председателя сельсовета, 16 председателей колхозов, 12 бригадиров.

На основании инструкции от 8 мая 1934 года (незаконные аресты) прокуратурой в процессе просмотра комментирующих материалов (уголовных дел) на граждан, обвиненных в том или ином преступлении, было произведено освобождение из каталажных камер 50 человек.

За это же время освобождены из мест заключения 77 человек, из милиции 16, сектора УГБ НКВД – 2, из изолятора – 59 человек.

В районе имели место случаи самосуда со стороны председателей сельсоветов и колхозов по отношению к гражданам села, незаконные аресты, обыски, нанесение побоев и т.д. За что несколько председателей колхозов были привлечены к уголовной ответственности.

В своей повседневной работе прокуратура опиралась на свой актив, состоявший из 64 групп, содействующих прокуратуре, из которых 40 находились в сельсоветах, 2 – в МТС, 1 – по совхозам и 21 –  по городу. Количество членов Групп содействия прокуратуре (ГСП) по всему району составляло 328 человек, из них по сельской местности – 209 и по городу – 119.

Всего по сигналам активистов было возбуждено 53 дела, 18 дел передано разбору сельским судам, из них 14 дел, связанных с мелкими хищениями. Нарсуды рассмотрели еще 35 дел. Для подготовки соцсовместителей прокуратурой были выдвинуты лучшие активисты из числа ударников, с которыми провели беседы и инструктаж.

За время подготовки и проведения посевной кампании 1933 года прокуратурой было возбуждено 74 уголовных дела: 2 дела по поломке сельскохозяйственных машин, 34 – по халатности к коням, 3 дела по поломке тракторов, 12 дел о недоброкачественном севе, 8 дел о хищении семян и 9 дел о порче семян. Всего по этим делам было привлечено: 4 председателя колхоза, 9 бригадиров, 10 должностных лиц и осуждены 52 кулака – колхозника.

В это время работники прокуратуры провели 8 выездов в район, нарсуды – 64 выезда. Выездами охватили 64 колхоза. За время уборочной кампании прокуратура возбудила 133 дела, из них 16 дел по закону от 7 августа 1932 года, 55 – по хищениям, 28 – по должностным преступлениям и 24 дела, связанных с уборкой. Всего по этим делам было привлечено 197 человек.

Народный суд в основу своей работы положил: «Охрану Социалистической собственности, как основы Советского строя» и решительно проводил борьбу с расхитителями социалистической собственности, а также с классовым чуждым элементом, вынесения приговоров в виде лишения свободы сроком до 18 лет с одной стороны и с другой – воспитание более отсталого слоя населения трудящихся путем вынесения обвинений в виде: предупреждения, условно отлагательного приговора, ИТР сроком до 1 года и т.д.

Всего Народными судьями в 1932 году было рассмотрено – 1882 уголовных дела, в 1933 году – 2140, за 9 месяцев 1934 года – 1356 дел.

Всего привлечено людей в 1932 году – 2054 человека. Из них за отсутствием состава преступления оправдано 210.

Самое большое количество рассмотренных дел падало на имущественные преступления – это частные кражи и хищения Социалистической собственности: 1932 год – 851 дело, 1933 год – 908, за 9 месяцев 1934 года – 422.

К общему числу рассмотренных дел в 1932 и 1933 годах хищения составляли около 50 %, в частности в 1933 году за эти преступления было осуждено 360 человек от 5 до 10 лет лишения свободы.

В 1934 году Народный суд проводил решительную борьбу с расхитителями общественной собственности, с потерями, извращением закона и с саботажем зернопоставок. По этим категориям дел за третий квартал 1934 года было осуждено 118 человек, из них за должностные преступления – 41 человек.

Народным Судом проводилась работа по популяризации права и приближению суда к населению. В целях разъяснения законов, прокуратурой, судом и следователями читались лекции, проводились беседы, вечера вопросов и ответов. Защитники давали бесплатные юридические консультации, составляли письменные заявления, выступали в суде. Таким образом, не смотря на неукомплектованность, малообразованность сотрудников Курганской прокуратуры и Народного суда в 1930 – е годы, большинство работников этих организаций отдавали все силы для обеспечения законности и прав граждан.

Татьяна Васильева/ автор статьи

В настоящий момент являюсь заведующей Музеем истории города Кургана, активистом и экспертом Курганского регионального отделения ОНФ, председателем профкома Курганского областного краеведческого музея.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: