По следам 501 стройки | Уральский меридиан
Октябрь 2016_31

Ее называют «Дорога смерти», «Сталинка», «Мертвая дорога». У одного государственного проекта очень много имен…. Но, ни одно из них не сможет рассказать той боли, мучениях и ужасе, которые пережили люди, возводившие 501 стройку.

Еще в эпоху Российской империи возникали идеи, чтобы связать северные регионы нашей необъятной страны. Во времена Александра Второго существовал проект, по которому планировали протянуть магистраль с перспективой дальнейшего выхода к Беринговому проливу и возможностью соединения с Аляской. Но предложения оставались жить на бумаге вплоть до середины 20 века. Сразу после окончания Великой отечественной войны на столу товарищу Сталину был положен документ, который предполагал проложить железнодорожное полотно, маршрут которого пролегал в направлении «Чум-Салехард-Надым-Игарка». Арктический НИИ объяснил целесообразность этого проекта тем, что необходимо обеспечить северные рубежи СССР военной составляющей и в случае внезапного нападения, Союз сможет дать достойный отпор врагу.

0 1b8821 f4e4201b orig

0 1b883e d6464ee4 orig

Дорога изначально планировалась как военно-стратегическая. Как и для большинства построек того времени ее отличало то, что магистраль была протяжённой, ее масштабы — гигантскими. Строительство велось на неосвоенных территориях, в очень суровых природных условиях. По итогам 1953 года было полностью построено около 700 из 1300 километров на общей протяженности линии. Дорога была однопутная, станции строились через каждые 50-70 километров. Запланировано было, что к 1953 году две производственные колонны Главного Управления Лагерей Железнодорожного Строительства — 501 и 503 встретятся на берегу реки Пур, именно в этом районе расположена примерная середина 1300 километрового пути.0 1b8826 fc701526 orig0 1b882d c4f3534d orig

После смерти вождя гигантская стройка была законсервирована, а затем ее и вовсе прекратили. Теперь, на некогда востребованных территориях снова воцарилась тишина и покой. Лишь крупные остовы техники и полуразвалившиеся постройки, где жили заключенные, напоминают о былом величии и мощи Советского Союза, а глобальных планах канувшей в небытие империи.0 1b8824 f4aef287 orig

В Салехарде недавно была открыта небольшая выставка «По следам 501 стройки», посвященная этой печальной странице в истории нашей страны. В зале КДЦ «Наследие» представлены фото остатков лагерей, где жили сосланные на край света преступники и неугодные режиму люди. Рассматривая фотографии, невольно сталкиваешься с мыслью: «Как можно было забыть о ценности человеческой жизни и выбрать ей в замену железную дорогу?»  Что самое обидное, так это то, что сейчас большая часть «Дороги Мертвых», мосты, переброшенные через реки, возведенные такой огромной ценой, сейчас не используются, гниют и рушатся под влиянием природных условий. Стоила ли эта дорога тех жизней, которые оборвались на ней?

Выставка продлится до 30 октября. Вход свободный, с 10-00 до 19-00. Адрес КДЦ «Наследие» ул.Титова д. 5

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: