Роман Овчинников, общественный деятель, инициатор проектов «Мой Курган», Gorsad.pro, участник Центра Прикладной Урбанистики:
Очевидно главной новостью недели лично для меня, во всяком случае, оказалась подготовка неравнодушных жителей города к Дню Заозерного. Знаете, в чем главная проблема этого праздника? В том, что он такой один. Я сейчас не говорю о необходимости проведения «дней Заозерного» семь раз в год, а только о том, что Заозерный – единственный район города, который понимает, что в нем, оказывается, живут реальные люди. Не какие-то абстрактные абоненты сотовой связи, налогоплательлики или обладатели недвижимого имущества, а именно люди – со своими желаниями, идеями, целями и стремлением улучшить то, что можно наблюдать каждый день по пути на работу. Заозерному повезло в том смысле, что несмотря на некую модернистическую эталонность, он развивается и даже официально считается самым перспективным районом для проживания в Кургане. По некоторым параметрам это действительно так. Если бы не местные жители, желающие своему дому только добра, подобного праздника не случилось бы. День Заозерного – отличный пример того, как крайне небольшая, неполитизированная, но сплоченная команда, лишенная бюрократических цепей, способна организовать в общем-то локальный праздник общегородского размаха. Для Заозерного это хорошо: возможно, в будущем такие мероприятия помогут сформировать полноценное сообщество жителей, которое сможет лоббировать собственные интересы в муниципальной повестке, но этого мало в проекции всего города. Где движения «Наш Восточный», «Мой Западный», «Наш центр» и т.д.? Почему они до сих пор не существуют? Ведь такой формат является очень удобной базой для продвижения интересов локальных сообществ. В масштабе дворовых территорий мы уже видим нечто подобное: во дворах появляются новые детские площадки, аккуратные газоны и снижается уровень соседских конфликтов. Представьте, как преобразился город, если бы каждый район мог похвастаться активностью, равной Заозерному! В ближайшей перспективе подобного не предвидится, так как многие просто разочаровались в возможностях и, самое главное, желании городских властей что либо менять к лучшему. Однако общественные движения важны для устойчивого развития, а потому городские активисты должны стремиться к подобной форме взаимодействия.
А вот следующая новость прекрасна во всем. За пассажирскими перевозками теперь будет установлен общественный контроль. Связано это с тем, что в регионе растет количество ДТП с участием автобусов. За первое полугодие 2017 года по вине водителей ПАЗов произошло 19 аварий. Официально считается, что аварии происходят из-за несоблюдения очередности проезда и дистанции водителями автобусов, а также вследствие большого количества автобусов, дублирующих маршрутов и некорректно составленного расписания. И в общем-то это справедливо, однако, никто не хочет замечать основной причины того, что сейчас происходит – самую систему индивидуальных перевозчиков, занявшую доминирующее положение в сети городских пассажирских перевозок. По сути сейчас мы пожинаем плоды этой системы и растущее количество ДТП, равно как и беспрецедентно низкое качество самих перевозок – есть следствие того, во что мы загнали общественный транспорт. Не причина, а именно следствие. Ведь подобное состояние характерно для системы, где нет муниципального перевозчика, а рынок занят конкурирующими частниками, стремящимися любыми силами сократить расходы и заработать, осуществляя это за счет пассажиров по сути. Завышение тарифов, неудовлетворительное состояние транспортных средств, низкая квалификация персонала – все это следствие, а не причина. Ведь муниципальный транспорт – это не бизнес, а необходимая транспортная функция города. И он всегда строго дотационен. На качественном общественном транспорте невозможно заработать много денег. Это парадоксальная ведь, но это так. Как лифт в многоэтажном доме. Представьте, если бы на нем хотели заработать: проезд был бы платным, он бы останавливался на каждом этаже по пути вверх с целью выручить больше и пропускал этажи, где очередь меньше. Возьмите любой город, где муниципальный транспорт сосуществует с частниками: качество предоставления услуг последними всегда будет на порядок ниже, будут постоянные ДТП, конфликты, обгоны, пропуск остановок/заполнение автобуса под самый потолок с целью увезти как можно больше пассажиров и т.д. В нормальной муниципальной системе перевозок такое в принципе невозможно, а потому браться за повышение их качества нужно именно отсюда. А мы сейчас, уничтожив МПГПТ и МУП «ГЭТ» пытаемся добиться какой-то безопасности и комфорта в системе, которая этого в принципе сделать не способна (при главенствующем положении, разумеется). Поэтому и появляются разного рода «общественные контроли» и прочие «карательные» меры, которые создают лишь трудности обеим сторонам процесса.
Использовано фото с сайта Zauralonline.ru