Полковник Востриков: «Собр», «Беркут» и ЧМ-2018 на Урале

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Подразделения транспортной полиции существуют во всех уголках страны. О задачах, поставленных государством перед органами внутренних дел на транспорте, а также о людях, несущих службу на стальных магистралях, в аэропортах и на водных путях страны, рассказывает начальник Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу полковник полиции Александр Яковлевич Востриков.

Начальник Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу полковник полиции А.Я. Востриков

Справка:

Полковник полиции Александр Яковлевич Востриков служит в органах МВД России с 1986 года. Прошел путь от милиционера батальона патрульно-постовой службы милиции ЛОВД на станции Москва-Курская до начальника Управления обеспечения охраны общественного порядка ГУТ МВД России. Награжден государственными наградами: медалью «За отличие в охране общественного порядка» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2017 года № 269 полковник полиции Александр Яковлевич Востриков назначен на должность начальника Управления на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу.

Первое интервью в новой должности Александр Яковлевич дал корреспонденту ИА «Уральский меридиан»

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_tta_pageable][vc_tta_section title=»Секция 1″ tab_id=»1504416950667-822fec65-2ff6″][vc_column_text]

Корр.: Уважаемый Александр Яковлевич, Вы начали службу в должности милиционера патрульно-постовой службы, сейчас возглавляете транспортную полицию Уральского федерального округа. Кто был для Вас примером, когда Вы только начинали службу в милиции? Кого Вы можете назвать своим наставником?

А.В.: Так сложилось, что многие мои друзья пошли на работу в милицию, и я после окончания срочной в пограничных войсках тоже решил продолжить службу и поступил в транспортную милицию на должность милиционера патрульно-постовой службы. Наставником моим был старший товарищ по работе, до сих пор я его прекрасно помню – Григорий Семенович Мишенин. Он затем продолжал службу в различных должностях старшего начальствующего состава. В настоящее время вышел на заслуженный отдых.

Кто был для меня примером? Я с уверенностью могу сказать, что мне очень повезло: на моем пути встречалось много хороших и ярких людей, настоящих профессионалов. Это мои руководители, которые прививали мне знания и передавали свое отношение к людям, к работе, к подчиненным. Это и мой командир батальона – полковник милиции Николай Филиппович Захаров. Мой руководитель службы (был тогда заместителем начальника отдела по службе) полковник милиции Анатолий Петрович Девятко, мой командир и начальник нашего подразделения на Курском вокзале Геннадий Федорович Дейнеко, бывший начальник Управления на транспорте МВД России по ЦФО генерал-майор милиции в отставке Андрей Иванович Алексеев и многие другие. Это те руководители, с которыми я до сих пор поддерживаю отношения и с удовольствием общаюсь. Они научили меня самому главному пониманию. Мне в свое время говорили: ты представь, что рядом с тобой стоит не просто гражданин, у которого что-то случилось, а твой друг, брат, родственник, мать, сестра и так далее. Как ты отнесешься? Наверно, с сочувствием, с пониманием, окажешь поддержку. Это та ключевая фраза, та мысль, которой должен руководствоваться каждый сотрудник. Мне очень хотелось бы, чтобы современное поколение сотрудников тоже понимало, что чужой беды не бывает и в каждой ситуации нужно оставаться не только профессионалом, но и человеком.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][vc_tta_section title=»Секция 2″ tab_id=»1504416950712-472f6b18-58f6″][vc_column_text]

Корр.: Что Вам больше всего запомнилось из тех лет? Каким было Ваше первое раскрытое преступление?

А.В.: Может, это преступление было и не первое, но то, что одно из самых ярких, это точно. Я впервые сам от начала и до конца проводил задержание.

Было это весной 1987 года, я, еще молодой сотрудник патрульно-постовой службы милиции, нес службу на Курском вокзале. Как и положено милиционеру, был одет полностью по форме. Вдруг в зале № 1 вокзала подходят ко мне две женщины, хохочут, шутят, улыбаются и тихонько так говорят: «Товарищ, милиционер, смотрите между нами…»

Я посмотрел и увидел, как карманник у спящего гражданина вытаскивает кошелек. Вытащил злодей кошелек и пошел, а я за ним. Проследил, как положено по инструкции, что он прошел мимо дежурной части милиции, то есть сдавать украденное не собирался, тогда уже и задержал. Потом уже узнали, что злоумышленник неоднократно судимый был, а у потерпевшего в кошельке оказались огромные по тем временам деньги, порядка восьмисот рублей. Он с заработков ехал, выпил и заснул на вокзале. Вот такая была карманная кража с участием двух свидетелей и классическое задержание.

Корр.: Девяностые годы, а также начало двухтысячных были непростым временем, многие сотрудники ушли со службы…

А.В.: В девяностые – двухтысячные годы в стране была непростая ситуация. Менялось общество, менялась сама милиция, менялся подход к работе. Что скрывать, было время, когда в ряды попадали и случайные люди. Но такие сотрудники не задерживались надолго, быстро уходили. Могу сказать, что очень со многими товарищами, кто относился к службе честно, мы прослужили вместе долгие годы.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][vc_tta_section title=»Секция 3″ tab_id=»1504417151921-a2d6595d-b1b8″][vc_column_text]

Корр.: Из Вашей практики, что Вам больше всего запомнилось? Может быть, какое-то особо циничное преступление или, наоборот, трогательный случай?

А.В.: Был такой эпизод, но здесь, наверно, нужно говорить о транспортной милиции в целом, а не только обо мне. Год, наверное, был 2001 или 2002, в это время я был заместителем начальника Московско-Октябрьского линейного управления внутренних дел на транспорте – начальником милиции общественной безопасности. Вдруг меня как руководителя службы вызывают на вокзал и сообщают: в одном из залов Ленинградского вокзала обнаружена бабушка, довольно пожилая, возраст – за 80 лет, одета аккуратно, невооруженным взглядом видно, что домашняя. И эта бабушка не знает, куда ей идти и что ей вообще делать.

Начали с ней разговаривать, и выяснили, что она из Мурманска, там ее дочь посадила в поезд и отправила в Харьков к другой дочери, чтобы мама у нее пожила. Но не объяснила, что, оказывается, поезд напрямую в Харьков не идет. Бабушка эта в Москву приехала и растерялась, в результате несколько суток на вокзале провела.

Что делать, как помочь? Уточнили, куда она едет, связались с коллегами, перевезли бабушку на Курский вокзал, посадили ее на поезд до Харькова, договорились с начальником поезда, чтобы ситуацию контролировал. И с каждой станции – Тула, Орел, Курск, Белгород – нам докладывали сотрудники линейных подразделений: бабушка накормлена, напоена, все в порядке. Даже в то непростое время отследили, что она точно попала в другую страну к родственникам.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][vc_tta_section title=»Секция 4″ tab_id=»1504417305088-b233944d-5333″][vc_column_text]

Корр.: Есть ли разница между преступностью тех лет и сегодняшней?

А.В.: В начале девяностых, а это были самые лихие годы, шли большие потоки грузов, порой преступники просто останавливали поезда и «разгружали» вагоны, можно сказать, грабили составы. Основная задача была – сделать так, чтобы состав прошел без происшествий по тому или иному участку.

Злоумышленники забирались и в сами вагоны, и срывали пломбы, прорубали, проламывали стены, пол, двери контейнеров. Грузы шли самые разные: бытовая техника, продукты питания. В стране практически ничего не было, потому краж было много. Порой, идешь по полосе отвода, даже в границе станции, смотришь, а там за одним кустарником – вермишель в упаковках, в других кустах – шампанское в коробках, все подряд. Часто к кражам были причастны сами железнодорожники, ведь они видели, где эти составы формировали и что в них находится, вытаскивали по несколько коробок. Ну, а по глухим участкам железной дороги, где одни деревни, там порой просто останавливали составы и разгружали.

Еще один бич тех времен – наперсточники. Очень сложно с таким составом преступления было работать: как доказать обман, ведь люди вроде добровольно играют и отдают деньги? Но работали, доказательства по крупицам собирали. В конце концов это явление изжили. Ну, а кражи на вокзалах, в поездах были тогда и есть сейчас, объекты краж со временем меняются, но всегда очень многое зависит от пассажиров.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][vc_tta_section title=»Секция 5″ tab_id=»1504417421208-4207307b-5f60″][vc_column_text]

Корр.: Скажите, какой вид транспорта – авиационный или железнодорожный – наиболее подвержен криминальным проявлениям?

А.В.: Повторюсь, на любом виде транспорта все зависит от конкретного человека, от конкретного пассажира. Если человек соблюдает элементарные меры безопасности, то он этим сам себя оберегает.
Злоумышленники прекрасно видят, какой человек может поддаться на провокацию и стать жертвой, а какой – нет. Наверно нельзя сказать, что железнодорожный вид транспорта больше подвержен преступным посягательствам, скорее, он более провокационный: и время в пути больше, и человек чаще оставляет свои вещи без внимания. Сейчас главный объект хищений – это мобильные телефоны, планшеты. Пассажиры ставят электронные устройства заряжаться и уходят, оставляют без присмотра.

Сегодня транспортной полицией вместе с работниками железнодорожного транспорта ведется большая работа по профилактике и по предупреждению: разъясняем, напоминаем пассажирам, что нельзя оставлять вещи без присмотра, работаем с поездными бригадами. На сегодняшний день, насколько мне известно, вместе с руководством ОАО «РЖД» прорабатывается вопрос о размещении над каждой розеткой в вагоне специальной информационной наклейки с правилами имущественной безопасности.

На авиационном транспорте другая проблема. Люди меньше находятся в пути, но возникает вопрос с сохранностью багажа. Бывает, что и вещи просто забывают, а бывает и так, что пассажиры передают свои сумки, чемоданы, рюкзаки на попечение работников воздушного транспорта, а этим пользуются недобросовестные работники и багаж вскрывают. Здесь важно, чтобы пассажир быстрее сообщил о том, что произошла кража, потому что достаточно проблематично установить точное место хищения, особенно если перелет связан с трансфером. Но такие преступления тоже раскрываются, и тем более успешно они раскрываются, чем лучше налажено взаимодействие сотрудников линейных подразделений, находящихся аэропортах нашей страны. Благодаря такому взаимодействию и постоянному обмену информацией в свое время была пресечена деятельность группы недобросовестных грузчиков в московском аэропорту «Шереметьево» и в аэропорту «Кольцово» города Екатеринбурга.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][vc_tta_section title=»Секция 6″ tab_id=»1504417508481-f83db3e4-8684″][vc_column_text]

Корр.: Какие преступления наиболее характерны для Вашего региона?

А.В.: В зоне оперативного обслуживания УТ МВД России по УрФО есть объекты железнодорожного, воздушного и водного транспорта, расположенные на территории восьми субъектов Российской Федерации, которые входят в состав двух федеральных округов – Уральского и Приволжского, то есть фактически участок обслуживания – от границы с Республикой Казахстан практически до Северного Ледовитого океана. И это, конечно, отражается на специфике работы. В каждом регионе можно отметить свои особенности. Например, приграничное расположение по «южному краю» участка обслуживания диктует свои условия: наркотрафик и контрабанда – это основные составы преступлений. На Южном Урале расположены крупные металлургические гиганты, поэтому идет транспортировка и сбыт металла, и как следствие, совершаются кражи в сфере грузовых перевозок, похищают детали верхнего строения пути и оборудование. Борьба за сохранность биоресурсов также одно из приоритетных направлений деятельности, так как основными реками на участке обслуживания уральской транспортной полиции являются Обь, Иртыш и Кама и их притоки.

Что касается Полярного и Приполярного Урала, то сейчас идет освоение Арктической зоны, добыча и переработка природных ресурсов, а это значит – колоссальные людские потоки, которые доставляются к местам разработок и обратно вахтовым методом. Возросло значение обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в поездах «северного» направления и в целом, на объектах транспортной инфраструктуры.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][vc_tta_section title=»Секция 7″ tab_id=»1504417600385-ab3753bd-186d»][vc_column_text]

Корр.: Как сегодня сопровождаются поезда? Вы упомянули «северные поезда», есть ли среди них, так называемые, «криминогенные»? На какие поезда нацелено особое внимание правоохранителей?

А.В.: Особое внимание обращается, в первую очередь, на детские перевозки, которые осуществляются постоянно. Летом дети едут к морю и обратно, зимой – на каникулы. Наша задача проконтролировать, чтобы все прошло благополучно.

Что касается темы «криминогенных» поездов, то наша главная задача – не допускать, чтобы какой-то поезд стал криминогенным. Для этого осуществляется «веерное» сопровождение. Мы проводим анализ и стараемся как можно больше поездов взять под сопровождение, выделяя конкретные участки пути. Один поезд берется под сопровождение на одном участке, второй поезд – на другом участке.

Также большую роль играет организация взаимодействия, своевременная передача информации не только на каждом участке между стыковыми линейными подразделениями, но и с коллегами из соседних Управлений – по Приволжскому и Сибирскому федеральным округам.

Объясню на примере. Когда в поезде едет наряд сопровождения, особенно из числа сотрудников, кто работает не первый день и у кого «глаз наметан», то они сразу видят тех, пассажиров кто, скажем так, находится на грани правонарушения. А пассажиры видят наряд полиции, и это их останавливает, но потом, когда наряд выходит, люди могут «расслабиться». И здесь, на мой взгляд, играет большую роль предупреждение и профилактика. Нужно оперативно передать информацию коллегам на соседний участок: поезд, вагон, пассажиры, возможны правонарушения. И через час-полтора в поезд опять заходит наряд полиции. Такое взаимодействие играет большую роль не только в профилактике правонарушений и преступлений, но и в их предупреждении.

Также большое внимание уделяется тем поездам, где едут группы вахтовых рабочих. Не секрет, что когда вахтовики возвращаются после месяца, а то и двух тяжелой работы без выходных, они чувствуют себя героями, заслужившими отдыха. Такое поведение в пути домой приводит к тому, что человек этот месяц стоял на вахте зря, то есть к родным он приезжает гол как сокол. И это в лучшем случае, а в худшем сам преступает закон.

[/vc_column_text][/vc_tta_section][/vc_tta_pageable][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_column_text]

Корр.: Есть ли в Вашем Управлении опыт работы по взаимодействию с общественностью при охране порядка и обеспечения безопасности?

А.В.: Такой опыт имеется как раз на «северном» направлении. Представители Коротчаевского хуторского казачьего общества работают по охране объектов транспорта совместно с сотрудниками Линейного пункта полиции на станции Коротчаево. Казаки заступают на службу совместно с полицейскими патрульно-постовой службы полиции, оказывают помощь при пресечении административных правонарушений, а также участвуют в проведении профилактических мероприятий вместе с транспортными полицейскими. В аэропорту Салехарда ежедневно на пятичасовое дежурство в составе патрулей совместно с полицейскими заступают казаки Салехардского городского казачьего общества.

Кроме того, активное участие в проводимых сотрудниками транспортной полиции мероприятиях принимают и представители студенческих отрядов, таких как «Правопорядок» (отряд Уральского государственного университета путей сообщения), «Собр» («Курганский техникум железнодорожного транспорта»), челябинский молодежный отряд содействия полиции «Беркут».

Корр.: Какие, на Ваш взгляд, задачи в сфере обеспечения правопорядка на транспорте остаются сегодня первоочередными?

А.В.: Прежде всего – это обеспечение транспортной безопасности, предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры, обеспечение личной и имущественной безопасности.

На сегодняшний день мы вместе с руководителями подчиненных линейных органов, представителями подразделений обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры проанализировали ситуацию, оценили защищенность объектов, определили имеющиеся проблемы в организации работы. Наша совместная задача так организовать работу, чтобы и пассажиров уберечь от преступных посягательств, и своевременно выявлять лиц, имеющих преступные намерения. Одним из главных испытаний на прочность станет для нас Чемпионату мира по футболу в 2018 году.

В Екатеринбурге будут проводиться не только отборочные матчи, а также тренировочные матчи, на которые, наверняка, приедет множество болельщиков, в том числе и зарубежных гостей.

И наша задача не допустить нарушений прав граждан, укрепить имидж страны-организатора, одним словом, обеспечить надлежащий порядок на всех объектах транспортного комплекса.

ИА «Уральский меридиан» благодарит пресс-службу УТ МВД России по УрФО за оказанное содействие при подготовке материала.

На фото – Управление на транспорте МВД России по Уральскому федеральному округу, г.Екатеринбург.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ольга Рамария/ автор статьи

Член Союза журналистов РФ, победитель конкурса школы литературной журналистики "Молодой Дельвинг", участница смены молодых деятелей литературы и театрального искусства "Экспериментальная сцена" форума "Таврида".

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: