Остров Ольхон, озеро Байкал. Мечты сбываются

Что такое Байкал? Кто-то скажет – это озеро, самое большое в мире. Кто-то скажет, так это море пресной воды, причём два моря Большой и Маленький Байкал, вернее официально – Малое море и Славное Море Священный Байкал. Честно говорю, не знал, что Байкал делится на части. А кто-то между тем заметит – я здесь живу.

А для меня – это Мечта, Мечта детства.

И вот так случилось, что я на старости лет смог увидеть это озеро-море. Кстати, хочу поблагодарить Александра Аникина и его интернет-журнал «Уральский Меридиан» за то, что можно публиковать свои туристические наблюдения и размышления не как журналиста, а как обыкновенного путешественника! Надеюсь, мои советы тем, кто поедет на остров Ольхон, озера Байкал, пригодятся.

Всё началось много-много лет назад, даже десятилетий. Остров Байкал для меня всегда звучал как что-то притягательное, загадочное и красивое… много, очень многое было созвучно моей душе и каким-то странным желаниям… не скажу, что он мне снился, но когда меня спрашивали «куда я хочу смотаться в отпуск?» всегда отвечал «Байкал, и мне не надо загарманица. А потом хочу съездить на Дальний Восток, в Долину Гейзеров». Да, это моя мечта! И вот первая часть сбылась. Но кто бы мог подумать, что поездка на Байкал совпадёт с юбилеем Александра Вампилова.

В централизованной библиотеке Салехарда.
за несколько часов до вылета на Байкал, читаю книгу Вампилова

Вампилов родился 19 августа 1937 г. Я даже не знал об этом, что Александру Валентиновичу в этом году исполнилось бы 80 лет! (как я ненавижу это словосочетание «исполнилось бы»! Всего де буквы «бы» и вот вся черта под или над всей жизнью… Но не будем о грустном. Моя жена как-то случайно сказала мне об этом юбилее. Мы зашли в салехардскую библиотеку, на улице Комсомольской, и я просто провалился в его книгу. Для тех кто не в теме. По его пьесам, например, был снят фильм «Старший брат», сделано много театральных постановок. Я взял книгу, простите библиотекари Салехарда, не удержался, читаю взахлёб на озере Байкал. Ведь он родился здесь, и здесь волны Байкала его поглотили…

И как-то само собой определилась конечная точка – озеро Байкал.

Путь был не самый короткий, самолётом Салехард-Москва-Иркутск.

Вроде бы всего три слова и два дефиса, а кто-то скажет «пол лаптя по карте». Да, даже для России это почти лапоть, а для европейцев это много-много Европ. А теперь разложу по полочкам эти «пол лаптя». Салехард – Москва 1934 км, но по прямой, но как известно, самолёты, как и автомобили и железнодорожный транспорт по прямой не «ездют». Далее Москва – Иркутск 4202 км. Итак, по воздуху 6136 километров минимум. Но до мечты «рукой ещё подать» было далеко. Спасибо моей жене, Анжеле, она поддерживала меня в этом деле. Я уже утомился от этих перелётов, и особенно ожидания в аэропортах.

Анжела, моя спутница и выручительница

И вот аэропорт Иркутска, небольшой, но понятный, в отличие от московских, где можно легко плутать часами ища выход, вход, туалет, но постоянно натыкаясь на разнообразные харчевни.

Иркутск встретил пасмурно, моросящим утром. На обычном маршрутном автобусе добираемся от аэродрома до автовокзала. Кстати, лица людей несмотря на погоду в отличие от Москвы были свелымии приветливыми, всё же это Сибирь, как и крути.

Иркутск

Даю первый совет: не берите такси, автобусы дешевле, маршрутка 15 рэ с лица и 15 р. с большой сумки, за мелочь вроде рюкзаков и прочее водитель не взял. Предупредил, когда выходить. Впрочем, если много вещей, то лучше заказать, иркутские таксисты мне напомнили незабвенных «бомбил» из Сочи, но надо отдать должное сибирякам, они не такие наглые, хотя и привязчивые.

Между прочим, когда планировали поездку, то спрашивали все сайты, где показывают погоду, ответ был один: пасмурно, временами дождь. Видимо там забыли, что есть такое понятие как «бабье лето» и везение. Мне повезло с погодой! Но это я отвлёкся.

Автовокзал, за 5 минут до отправления

Посидев два часа в автовокзале, подошёл наш автобус. Между прочим, так называемое «Золото Колчака» иркутян до сих пор волнует.

Вот и Иркутск.

Здесь просидели 2 часа ожидая свой автобус. Кстати, напротив автовокзала есть маленькое круглосуточное кафе, где бурятские официанты совершенно бесплатно налили кипятку в термос. Вот что значит Сибирь, и замечательные люди, которые здесь живут. Например, в Шереметьево за это затребовали 100 рубликов, просто за кипяток сто рублей! Вспоминается фильм: революция, Ленин, солдат с котелком. Одно слово – Москва, на ровном месте деньгу жмут. И у меня, после Москвы постоянно мелькало в голове «вот ты и снова дома, в Сибири, здесь помогут, не бросят». И между прочим, последующие события только укрепили эту мысль.

И вот последний марш-бросок: Иркутск – Хужир. Если по прямой, то 229 км, но если со всеми поворотами, то почти 300 вёрст выходит. Если опытный водитель, то за 5 часов можно вполне доехать, хотя некоторые турагентства и прочие туристы предупреждают – 6 часов минимум.

Хочу особо отметить, вплоть до парома дорога весьма неплоха, ровный асфальт, так что пока везут поневоле засыпаешь, тем более за плечами почти 14 бессонных часов в самолётах и аэропортах.

За окном маршрутки мелькает красивый пейзаж, хочется это всё запомнить, сохранить в сокровенных уголках  памяти… ведь это дорога к мечте… но коварный бог Морфей иногда уносит в свою страну сновидений, он показывает странные, обрывочные сны, но полные смысла и цветные. Очнувшись, то понимаешь, пронеслось всего несколько секунд… а сколько увидел…

Даю второй совет. Бронируя места в маршрутке, берите места около водителя, на переднем сиденье, так видно всё! И можно поговорить с водителем, за 5 часов до Ольхона можно узнать у него многое. Впрочем, я очень постарался отключить у себя функцию – журналист, и перепрофилировался в туриста обыкновенного.

Но сон постоянно наваливается откуда-то из-за угла, или прямой, не знаю… все клюют носом, только горячий чай из термоса спасает положение. Но даже местные водители устают, и делают остановку в посёлочке Еланцы. Здесь можно перекусить, справить нужду, размять ноги, заглянуть в местное сельпо. Кстати, цены совсем не кусаются, это же же относится и к острову Ольхон, а ведь как пугали! Дескать, завозить далеко и т.д. и т.п. Скажу прямо, цены на уровне Салехарда, если кто знает, тот поймёт. Я так думаю, что в Иркутске ненамного ниже, впрочем, я там скоро буду и расскажу. А кое-что в магазине Хужира даже дешевле чем на Ямале.

Посёлок Еланцы

Даю третий совет, смена часовых поясов это не только проблема для организма, но ещё большая если опоздать, поэтому не забывайте переводить свои наручные часы или в мобиле, а то можете оказаться в пренеприятном положении! Кстати, у лётчиков есть примета, часы надо переводить, только после приземления. Напомню, Москва – Иркутск 5 часов разницы.

И вот остров Ольхон. Байкальское озеро. Сюда я мечтал приехать много-много лет назад.

Трудяга «Дорожник», это самый маленький паром, может перевезти всего две маршрутки, но в прошлом году, когда один из больших паромов вышел из строя случился самый настоящий транспортный коллапс, с острова на переправе собралось около 400 машин, люди ждали своей очереди более полутора суток и «Дорожнику» пришлось работать за себя и за того товарища, что сломался.

Паром «Дорожник»

Но вот дальше с дорогой начинается что-то с чем-то… как говориться, не дорога, а одно направление, причём пыльное…

А цель у туристов одна, посёлок Хужир, а оттуда уже открываются все дороги на Ольхоне. Надо признать, в тот день, 3 сентября, вроде бы было пасмурно, кое-где дождик накрапывал, зато пыли не было! На следующий день, надо признать, мы узнали, что такое Байкальский песок и ветер.

В направлении Хужира идёт одна главная дорога, но водители предпочитают её объезжать, поэтому много просёлочных дорог, которые прихотливо петляют, пересекаются между собой, но верно идут к Хужиру, столице Ольхонского края.

Даю четвёртый совет автомобилистам, ехать на 20 км/ч, конечно, неплохо, но как гласит опыт «чем быстрее, тем меньше кочки» здесь себя оправдывает. Дорога напоминает стиральную доску. Так вот совет, если надумали ехать на Ольхон возьмите два запасных колеса, не помешает! В посёлке есть шиномонтажки, даже целых три, но …

Кстати, во время разговоров, жители острова Ольхон, где и находится Хужир, не горят особым желанием чтобы им проложили асфальт, ведь тогда поток туристов на своих машинах возрастёт многократно. Но это тема для особого разговора, а пока вернусь к своему путешествию к мечте.

Продолжение и советы для туристов, едущих на остров Ольхон озера Байкал следуют.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Всеволод Липатов/ автор статьи

Родился 6 октября 1967 г. Закончил Уральский государственный университет (историк-архивист). Начал трудовой путь электриком, потом переквалифицировался в журналиста, работал на ТВ, РВ, сотрудничаю с газетами и журналами, публикуюсь в научных сборниках.
В 2007 г. на фестивале «Тюменская пресса — 2007» в номинации «Лучший радиопроект года», моя радиопостановка «Ночной Директор» заняла 1-е место (чему я сам был немало удивлён). Но материала из-за формата радио «за кадром» оставалось очень много, поэтому на основе этой радиопостановки в 2011 г. была опубликована книга «Ночной Директор» I том. Эта книга как и радиоспектакль рассказывают об истории Салехарда (когда-то село Обдорск), Ямала и окрестностей, в том числе России и всего земного шарика. Оказывается планета очень маленькая! Всё очень переплелось. Повествование ведётся от лица музейного сторожа (Ночного Директора). Сейчас работаю над вторым томом. Вот вкратце обо мне.

Загрузка ...
Уральский меридиан

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: